Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Актуальность нашей работы очевидна, так как комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы эколого-краеведческого обучения……………...................................................................................5
Особенности современного курса зоологии……………………….5
Понятие об эколого-краеведческом принципе………………………10
Глава 2. Применение эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии………………………………………………...…..21
2.1. Реализация эколого-краеведческого принципа на уроках зоологии………………………………………………….………………21
2.2. Реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе………………..…………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….40
По завершению экскурсии учащимися выполняются подготовленные учителем задания [2].
Во время прохождения
Данные, которые учащиеся получили во время экскурсии были использованы на последующих уроках изучения класса Насекомые.
Помимо вышеперечисленных форм внеклассной работы для реализации эколого-краеведческого принципа выделяются системные формы работы:
Таким образом: реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе по зоологии позволяет приблизить учащихся к пониманию родного края, развитию многих положительных качеств, а так же изучить особенности экологического состояния области, края в котором они живут. Краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.
Заключение
Эколого-краеведческое образование остается притягательным как для детей самого разного возраста - от дошкольников до выпускников общеобразовательных школ, так и для их родителей, а также педагогов, работающих в этой системе.
В процессе реализации эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии и в целом в школе можно выделить следующие проблемы и задачи:
- разработка и реализация мер для финансового и ресурсного обеспечения эколого-краеведческого образования.
На данный
момент самую важная роль в реализации
эколого-краеведческого принципа отводится
внеурочной и особенно внеклассной
работе, которые позволяют полнее
применить в школе эколого-
Приложения
Приложение 1. Экскурсия «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»
Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые.
Цель: Ознакомиться с представителями класса Насекомые, обитающими в Курганской области; рассмотреть под микроскопом ротовые аппараты, конечности и крылья некоторых насекомых.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование: бланки для записи хода экскурсии и для оформления отчета, простые карандаши, ручки, ластики, коллекции насекомых Курганской области, микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, чашка Петри с желатином, горелка, держатели.
Место проведения: ШГПИ, 302, 218 аудитории.
Время проведения: 23 марта 2012 года, 13.30.
План экскурсии:
Задания для учащихся:
Задание.
Отчетность по экскурсии:
Форма отчета: оформление отчета, в приложении рисунков или фотографий. В отчете указываются дата, место, объект исследования, оборудование, состав группы, полные и четкие ответы на задания, вывод полный и четкий.
Сроки выполнения: в субботу, 24 марта сдать отчеты.
Использование материалов экскурсии на последующих уроках:
При рассмотрении внешнего строения насекомых и многообразия насекомых.
Ι. Маршрут экскурсии: 302 ауд. – рассмотрение представителей насекомых отрядов Полужесткокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Стрекозы Курганской области, выполнение заданий; 218 ауд. – изготовление микропрепаратов, рассмотрение их под микроскопами, выполнение заданий.
IΙ. Вводная беседа по теме экскурсии.
Организационный момент:
-Здравствуйте, присаживайтесь! Дежурный, скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует?
Как вы наверное знаете, скоро вы начнете изучать последний класс, входящий в тип Членистоногие, а именно – класс Насекомые. Это класс членистоногих, включающий в себя около 1,5 млн. видов различных животных, который является не только самым многочисленным классом. Кроме того этот класс животных занял почти все экологические ниши.
И сегодня мы рассмотрим какие насекомые обитают в Курганской области, а так же рассмотрим их приспособления к образу жизни, среде обитания. Так же вы изготовите микропрепараты и рассмотрите их под микроскопом.
Но для начала мы проведем инструктаж по технике безопасности.
Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии:
Выход на место проведения экскурсии и беседа о цели экскурсии и распределение заданий: Ребята, поделитесь на группы, по 6 человек и рассажиайтесь за столы.
(раздача бланков с заданиями, разбор заданий)
ΙII. Самостоятельная работа по заданиям (данные выводятся со слайдами, комментируются ведущим экскурсию).
IV. Отчеты по выполнению заданий.
Таким образом, мы с вами выяснили, что ...
V. Итоговая беседа по теме экскурсии.
VΙ. Общее заключение по экскурсии.
VII. Обработка учениками собранного материала, подготовка отчета (самостоятельная домашняя работа).
Приложение 2.Бланк экскурсии
Бланк экскурсии.
Ф.И.__________________________
Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
Цель: Ознакомиться с представителями класса Насекомые, обитающими в Курганской области; научиться изготавливать микропрепараты; рассмотреть под микроскопом конечности, ротовой аппарат и крылья некоторых насекомых.
Оборудование: бланки для записи хода экскурсии и для оформления отчета, простые карандаши, ручки, ластики, коллекции насекомых Курганской области, микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пинцеты, чашка Петри с желатином, горелка, держатели.
Ход экскурсии:
- подпишите отделы тела, части конечностей и ротового аппарата насекомых:
1) Подпишите части тела и конечности майского жука:
2) Подпишите части прыгательной ноги саранчи: частей ротового аппарата ручейника:
- запишите насекомых – представителей нижеприведенных отрядов, обитающих в Курганской области:
Полужесткокрылые:_____________
Жесткокрылые:_________________
Чешуекрылые:__________________
Стрекозы:_____________________
Вывод_________________________
- изготовьте микропрепарат (конечности; крыла; ротового аппарата насекомого), зарисуйте и подпишите его
Изготовили микропрепарат:_____
Микропрепарат 2:____________________________
Микропрепарат 3:____________________________
Вывод:________________________
Общий вывод: ______________________________
Список использованной литературы
Информация о работе Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии