Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Актуальность нашей работы очевидна, так как комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы эколого-краеведческого обучения……………...................................................................................5
Особенности современного курса зоологии……………………….5
Понятие об эколого-краеведческом принципе………………………10
Глава 2. Применение эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии………………………………………………...…..21
2.1. Реализация эколого-краеведческого принципа на уроках зоологии………………………………………………….………………21
2.2. Реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе………………..…………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

По завершению экскурсии учащимися  выполняются подготовленные учителем задания [2].

Во время прохождения педагогической практики в МОУ СОШ №4, в 7а классе я провела экскурсию «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» в педагогический институт, на кафедру естественнонаучных дисциплин с методикой преподавания (см. приложение 1). На нею мною был реализован эколого-краеведческий принцип (учащимися рассматривались представители разных отрядов насекомых Курганской области).

Данные, которые учащиеся получили во время экскурсии были использованы на последующих уроках изучения класса Насекомые.

Помимо вышеперечисленных форм внеклассной работы для реализации эколого-краеведческого принципа выделяются системные формы работы:

  • Факультативные занятия. Проводятся для постоянной группы учащихся, имеющих выраженный интерес к предмету, при этом разрешается посещение отдельных занятий всеми желающими. Цель факультативных курсов – углубить знания учеников о конкретных аспектах истории и современности региона.
  • Краеведческие объединения учащихся. Данная форма краеведческой работы осуществляется учителями и педагогами дополнительного образования, имеющими специальную подготовку и работающими с достаточно постоянной группой учащихся, объединенных в краеведческое объединение.

Таким образом: реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе по зоологии позволяет приблизить учащихся к пониманию родного края, развитию многих положительных качеств, а так же изучить особенности экологического состояния области, края в котором они живут. Краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эколого-краеведческое  образование остается притягательным как для детей самого разного  возраста - от дошкольников до выпускников  общеобразовательных школ, так и  для их родителей, а также педагогов, работающих в этой системе.

В процессе реализации эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии и в целом в школе можно выделить следующие проблемы и задачи:

  • внедрение новых технологий обучения и воспитания, в том числе на основе компьютеризации;
  • разработка и внедрение мониторинга состояния и развития эколого-краеведческого образования;
  • внедрение мероприятий по социально-психологическому сопровождению развития детей;
  • использование сети Интернет для расширения возможностей информационно-методического и информационно-технического обеспечения образовательного процесса;

- разработка и реализация мер для финансового и ресурсного обеспечения эколого-краеведческого образования.

На данный момент самую важная роль в реализации эколого-краеведческого принципа отводится  внеурочной и особенно внеклассной  работе, которые позволяют полнее применить в школе эколого-краеведческий  принцип и достичь поставленных перед ним целей.

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1. Экскурсия «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»

 

Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Цель: Ознакомиться с представителями класса Насекомые, обитающими в Курганской области; рассмотреть под микроскопом ротовые аппараты, конечности и крылья некоторых насекомых.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с представителями насекомых Курганской области;
  2. Рассмотреть приспособление насекомых к образу жизни;
  3. Формировать у учащихся умения изготавливать микропрепараты в желатине и рассматривать их под микроскопом;
  4. Формировать умения делать выводы о новых данных, оформлять отчет об экскурсии.

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся понятия о классе Насекомые;
  2. Развить умение анализировать и делать выводы о приспособлениях насекомых к образу жизни;
  3. Развить умение изготавливать микропрепараты в желатине и рассматривать их под микроскопом;

Воспитывающие:

  1. Воспитание бережного отношения к природе;
  2. Воспитание умственной культуры труда;
  3. Закрепить правила поведения во время экскурсии.

Оборудование: бланки для записи хода экскурсии и для оформления отчета, простые карандаши, ручки, ластики, коллекции насекомых Курганской области, микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, чашка Петри с желатином, горелка, держатели.

Место проведения: ШГПИ, 302, 218 аудитории.

Время проведения: 23 марта 2012 года, 13.30.

План экскурсии:

  1. Маршрут экскурсии.
  2. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5-7 мин).
  3. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).
  4. Отчеты по выполнению заданий (10-15 мин).
  5. Итоговая беседа по теме экскурсии (3-5 мин).
  6. Общее заключение по экскурсии.
  7. Обработка учениками собранного материала, подготовка отчета, сообщения (самостоятельная домашняя работа).

Задания для учащихся:

Задание.

  1. Подпишите отделы тела, части конечностей и ротового аппарата насекомых.
  2. Запишите насекомых – представителей нижеприведенных отрядов, обитающих в Курганской области (Полужесткокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Стрекозы)
  3. Изготовьте микропрепараты конечностей, ротового аппарата или крыла  насекомого.
  4. Рассмотрите изготовленные микропрепараты под микроскопом и зарисуйте его.
  5. Сделайте вывод о проделанной работе.

Отчетность по экскурсии:

Форма отчета: оформление отчета,  в приложении рисунков или фотографий. В отчете указываются дата, место, объект исследования, оборудование, состав группы, полные и  четкие ответы на задания, вывод полный и четкий.

Сроки выполнения: в субботу, 24 марта сдать отчеты.

Использование материалов экскурсии  на последующих уроках:

При рассмотрении внешнего строения насекомых и многообразия насекомых.

 

Ι. Маршрут экскурсии: 302 ауд. – рассмотрение представителей насекомых отрядов Полужесткокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Стрекозы Курганской области, выполнение заданий; 218 ауд. – изготовление микропрепаратов, рассмотрение их под микроскопами, выполнение заданий.

IΙ. Вводная беседа по теме экскурсии.

Организационный момент:

-Здравствуйте, присаживайтесь! Дежурный, скажите,  пожалуйста, кто сегодня отсутствует? 

Как вы наверное знаете, скоро вы начнете изучать последний класс, входящий в тип Членистоногие, а именно – класс Насекомые. Это класс членистоногих, включающий в себя около 1,5 млн. видов различных животных, который является не только самым многочисленным классом. Кроме того этот класс животных занял почти все экологические ниши.

И сегодня мы рассмотрим какие насекомые обитают в Курганской области, а так же рассмотрим их приспособления к образу жизни, среде обитания. Так же вы изготовите микропрепараты и рассмотрите их под микроскопом.

Но  для начала мы проведем инструктаж по технике безопасности.

Проводится беседа о правилах поведения  на экскурсии:

  1. Ведем себя тихо, не разбегаемся.
  2. Слушаем внимательно, так как успех выполнения заданий зависит от вашей внимательности.
  3. Выключите сотовые телефоны.
  4. Во время изготовления микропрепаратов осторожно обходиться с оборудованием.

Выход на место  проведения экскурсии и беседа о цели экскурсии и распределение заданий: Ребята, поделитесь на группы, по 6 человек и рассажиайтесь за столы.

(раздача бланков с заданиями, разбор заданий)

ΙII. Самостоятельная работа по заданиям (данные выводятся со слайдами, комментируются ведущим экскурсию).

IV. Отчеты по выполнению заданий.

Таким образом, мы с вами выяснили, что ...

V. Итоговая беседа по  теме экскурсии.

VΙ. Общее заключение  по экскурсии.

VII. Обработка учениками собранного материала, подготовка отчета (самостоятельная домашняя работа).

 

 

Приложение 2.Бланк экскурсии

Бланк экскурсии.

Ф.И._________________________________________ Дата___________________  Класс_____

Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».

Цель: Ознакомиться с представителями класса Насекомые, обитающими в Курганской области; научиться изготавливать микропрепараты; рассмотреть под микроскопом конечности, ротовой аппарат и крылья некоторых насекомых.

Оборудование: бланки для записи хода экскурсии и для оформления отчета, простые карандаши, ручки, ластики, коллекции насекомых Курганской области, микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пинцеты, чашка Петри с желатином, горелка, держатели.

 

Ход экскурсии:

  1. Аудитория 302. Изучение насекомых Курганской области.

- подпишите отделы тела, части конечностей и ротового аппарата насекомых:

1) Подпишите части тела  и конечности майского жука:

 

2) Подпишите части прыгательной ноги саранчи:                   частей ротового аппарата ручейника:       

                          

- запишите насекомых – представителей нижеприведенных отрядов, обитающих в Курганской области:

Полужесткокрылые:_________________________________________________________;

Жесткокрылые:_____________________________________________________________;

Чешуекрылые:______________________________________________________________;

Стрекозы:__________________________________________________________________.

 

Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

  1. Аудитория 218.

- изготовьте микропрепарат (конечности; крыла; ротового аппарата насекомого), зарисуйте и подпишите его

Изготовили микропрепарат:________________________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

Микропрепарат 2:________________________________________________________


 

 

 

 

 

 

 

Микропрепарат 3:________________________________________________________


 

 

 

 

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Общий вывод:  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бабакова Т.А. Теория и практика школьного экологического краеведения: [Текст] / Т.А. Бабакова – М.,1996. – 35 с.
  2. Бровкина Е.Т., Державина Т.В. Экскурсии в природу // Биология в школе – 1999. - №5
  3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник. 7 класс. [Текст] / Под ред. Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2003
  4. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе: [Текст] / И.Д. Зверев, Т.В. Державина – М.: Педагогика, 1981. – 160 с.
  5. Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования [Текст] / Л.Я. Зорина – М.: РАО, 1993. – 163 с.
  6. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения [Текст] / П.В. Иванов – Петрозаводск, 1966. – 84 с.
  7. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования [Текст] / Б.Д. Комиссаров – М., Просвещение, 1991. – 158 с.
  8. Лахтина М.И. Отражение историко-краеведческих материалов в школьном биологическом образовании // Биология в школе – 2008. - №6
  9. Методика обучения зоологии: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. [Текст] / - М.: Просвещение, 1979
  10. Петунин О.В. Формы и методы урочной и внеурочной работы по биологии в классе естественнонаучного профиля // Биология в школе – 2007. - №2
  11. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб.пособие для студ.пед вузов [Текст] / Под общ. ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
  12. Примерная программа по биологии основного общего образования // Народное образование – 2006. - №5
  13. Щенев В.А. Экологический принцип в изучении географии своей области // География и экология в школе XXI века. – 2004. №1

Информация о работе Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии