Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Актуальность нашей работы очевидна, так как комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы эколого-краеведческого обучения……………...................................................................................5
Особенности современного курса зоологии……………………….5
Понятие об эколого-краеведческом принципе………………………10
Глава 2. Применение эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии………………………………………………...…..21
2.1. Реализация эколого-краеведческого принципа на уроках зоологии………………………………………………….………………21
2.2. Реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе………………..…………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….40
На педагогической практике в СОШ №4, в 7а классе, для проведения уроков зоологии я пользовалась учебником под редакцией Н.И. Сонина и В. Б. Захарова «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». Он содержит в себе 5 больших разделов: Царство Прокариоты;
Царство Грибы (Отдел Лишайники);
Царство Растения (Подцарство Низшие растения, Подцарство Высшие растения, Отдел Моховидные, Отдел Плауновидные, Отдел Хвощевидные, Отдел Папоротниковидные, Отдел Голосеменные растения, Отдел Покрытосеменные растения);
Царство Животные (Подцарство Одноклеточные, Подцарство Многоклеточные, Тип Губки, Тип Кишечнополостные, Тип Плоские черви, Тин Круглые черви, Тип Кольчатые черви, Тин Моллюски, Тип Членистоногие, Класс Паукообразные, Класс Насекомые, Тип Иглокожие, Тип Хордовые, Надкласс Рыбы, Класс Земноводные, или Амфибии, Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, Класс Птицы, Класс Млекопитающие, или Звери);
Царство Вирусы [3].
Таким образом, курс школьной зоологии охватывает все животные организмы, обитающие на нашей планете, рассматривая их морфологию, физиологию и систематику. Изучение животных организмов начинается с самых низших, чтобы проследить эволюцию животного мира, усложнение от царства к царству и т.д. Изучение школьной зоологии невозможно без привязки к родному краю, чему способствует краеведческий принцип.
1.2.
Понятие об эколого-
Краеведческий компонент крайне важен для современного образования. Правда, увы, не во всех моделях образования он представлен на должном уровне. А в отечественном образовании о нём, порой, и вовсе забывают.
Бывает даже так, что в «продвинутых» школах, где особый упор делается на развитие межкультурной компетентности, ученик активно познает культуру, традиции, язык другой страны, но то, что происходит у него «под носом» знает очень поверхностно. Безусловно, страноведческий аспект, изучение культуры, языков других стран действительно чрезвычайно важен в современном мире, чувствующем дыхание глобализации и мультикультурализма. Но важно помнить, что при действительно качественном уровне образования этот фактор должен «шагать в ногу» именно вместе с краеведческим компонентом. То есть здесь работает известный принцип «не вместо, а вместе»
Ведь именно наличие такого компонента позволяет конкретизировать знания, максимально «привязывать» их к знакомым реалиям, делать их доступными, открытыми и понятными ученику [9].
Родной район, город, село, деревня, становится для ученика великолепной развивающей средой. Обучение становится более наглядным, практически ориентированным, а значит чрезвычайно актуальным и полезным для ученика.
Краеведческая
деятельность может являться содержательной
и организационной основой
Все это
свидетельствует о наличии
Школьное
краеведение имеет ряд
• приоритет воспитательных задач;
• возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
• внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности [4].
Все это
требует особого подхода к
организации
Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;
- способствовать
формированию личностного
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- создать
условия для изучения проблем развития
края, формирования у школьников видения
своего места в решении этих проблем, развития
установки на необходимость внести личный
вклад в совершенствование его жизни;
(Решение данной задачи нацеливает педагогов
на организацию проблемного обучения,
использование проектных исследовательских
форм обучения, практических работ прикладного
характера, проведение полевых экспедиционных
работ);
- способствовать адаптации школьников
к действительности своего края, профессиональному
самоопределению (что подразумевает организацию
педагогами разнопланового изучения современной
территории своей малой родины, формирование
умений практически использовать полученные
знания в различных сферах повседневной
жизни);
- способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения [12].
Учреждения образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.
Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:
• Историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное, археологическое и др.)
• Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
• Туристскокраеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)
• Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
• Оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода)
• Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея)
• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях)
• Семейное краеведение.
Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:
- субрегиональные
(краеведческие исследования
- региональные (краеведческие исследования на территории Подмосковья)
- межрегиональные (краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).
Таким образом,
поставленные задачи и многообразие
направлений деятельности нацеливают
педагогов на организацию системной
разноплановой деятельности учащихся,
формирующей у них отношение
к своей малой родине, опирающееся
на систему разнообразных
Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих курсов, внеурочной работы по предмету, туристскокраеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.
Реализация
задач, решаемых средствами краеведения,
возможна при использовании
Организационные
формы краеведческой
- уроки основного курса "Краеведение";
- интегрированные краеведческие курсы;
- уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
- краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
- экскурсионные объединения;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
- научные ученические общества;
- территориальные объединения;
- общественные объединения;
- семейные формы.
Сложность поставленных задач и специфика школьного краеведения требуют от руководства образовательного учреждения вдумчивого подхода к перспективному планированию системы школьного краеведения, основанного на анализе информации о:
- законодательной
и нормативноправовой базе; школьного
краеведения
- кадровом составе: квалификации, компетентности,
готовности использовать оптимальные
педагогические технологии, методы, приемы,
формы обучения и воспитания;
- программном, научнометодическом, дидактическом и материальнотехническом обеспечении деятельности;
- состоянии
деятельности и уровне потребности в ней
учащихся и родителей;
- состоянии системы дополнительного образования;
- вовлеченности семей в краеведческую деятельность;
- ресурсах природного и социокультурного пространства, внешней образовательной среды;
- специфике и традициях образовательного учреждения,и учете специфики школьного краеведения.
Рассмотрим основные элементы системы краеведческой деятельности образовательного учреждения.
Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. В настоящее время преподавание учебных краеведческих курсов осуществляется по ряду образовательных программ, которые, как правило, не отражают всего многообразия содержательной стороны краеведческой подготовки школьников, являются профильными (исторические, этнокультурные, геологические и т.п.). Другими недостатками программ являются: отсутствие требований к знаниям и умениям учащихся, перечня практических работ, экскурсий; достаточно узкая содержательная направленность.
Экологическое
краеведение признается специалистами
развитых стран в качестве основы,
обеспечивающей понимание учащимися
современных экологических
Краеведческий принцип является одним из общепедагогических принципов и означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитательной работы. Но так же существует понятие «краеведческий подход», которое представляет собой один из конкретных случаев проявления краеведческого принципа в обучении.
Информация о работе Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии