Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:46, практическая работа
ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)
Анализатор физиологический — термин, введенный И.П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности возбудимых структур центральной и периферической нервной системы, осуществляющих восприятие и анализ информации о явлениях окружающего мира и в самом организме.
Основные термины
ТЕМА I ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Строение органа зрения»
Задача 2 «Зрачковый рефлекс у человека»
Задача 3 «Роль движений глазных яблок в восприятии зрительных образов»
Задача 4 «Исследование слепого пятна сетчатки (опыт Мариотта)»
Задача 5 «Определение остроты зрения»
Задача 6 «Рефракция глаза и ее аномалии»
Задача 7 «Исследование периферического зрения»
Задача 8 « Аккомодация глаза»
Задача 9 «Исследование бинокулярного зрения»
Задача 10 «Оптические обманы»
ТЕМА II СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Воздушная проводимость»
Задача 2 «Костная проводимость (опыт Вебера)»
Задача 3 «Сравнение воздушной и костной проводимости звука (опыт Ринне)»
ТЕМА III ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Поза Ромберга»
Задача 2 «Походка с открытыми и закрытыми глазами»
Задача 3 «Указательная проба»
Задача 4 «Вращательная проба»
Задача 5 «Определение порога ощущения противовращения»
Задача 6 «Отолитовая проба
ТЕМА IV ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Строение вкусовой почки языка»
Задача 2 «Различение основных вкусовых признаков (вкусовая карта языка)»
ТЕМА V ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Определение порога обоняния в возникновении вкусовых ощущений»
ТЕМА VI ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ
Задача 1 «Взаимодействие вкусового, обонятельного и зрительного анализаторов»
ТЕМА VII « МЕТОДЫ ТССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО, ТАКТИЛЬНОГО И БОЛЕВОГО АНАЛИЗАТОРОВ»
Задача 1 « Определение пространственных порогов кожной (тактильной) чувствительности (экстезиометрия)»
Задача 2 «Определение плотности расположения
терморецепторов»
Задача 3 «Изучение функциональной мобильности холодовых рецепторов кожи»
Задача 4 « Адаптация температурного анализатора
Указательная проба в модификации Барани.
Перед испытуемым на расстоянии 0,5 см на уровне его головы установите карандаш. Попросите его посмотреть на карандаш, закрыть глаза и указательным пальцем коснуться его верхнего конца. Затем вращайте испытуемого в кресле Барани со скоростью пол-оборота в 1 с. Сразу же после остановки кресла он протягивает руку вперед и, не открывая глаз, снова пытается коснуться верхнего конца карандаша. Обычно это сделать не удается, так как рука непроизвольно отклоняется в сторону вращения. Измерьте расстояние от указательного пальца испытуемого до верхнего конца карандаша, определяя таким образом величину ошибки.
Затем попросите испытуемого протянуть обе руки вперед под прямым углом к туловищу, вытянуть указательные пальцы и несколько раз привести их в соприкосновение друг с другом сначала при открытых, а затем при закрытых глазах. Вращайте испытуемого в кресле Барани 10 раз и повторите те же самые наблюдения. Измерьте и сравните величину ошибок, допущенных во время выполнения задания при открытых и закрытых глазах.
Вариант пробы (если нет кресла Барани).
Испытуемый совершает вращательные
движения на месте до ощущения дискомфорта,
легкого головокружения. Сразу после остановки
проведите
пробы 1, 2, 3 и отметьте изменения по сравнению
с исходными.
Отметьте, есть ли нистагм.
Результат: после вращательных движений у испытуемого наблюдался и головной и глазной нистагм. Дотронуться до ладоней и карандаша у него получалось только спустя какое то время.
Задача 4 «Вращательная проба»
Оснащение: кресло Барани, повязка для глаз, секундомер, карандаш.
Содержание работы: усадите испытуемого в кресло Барани, укрепите планку для фиксации туловища и попросите его закрыть глаза. Голову фиксируйте головодержателем. Чтобы вызвать горизонтальный глазной нистагм, попросите испытуемого опустить голову вниз под углом 15˚. В этих условиях преимущественно активируются рецепторы горизонтальных полукружных каналов. Затем равномерно вращайте кресло с испытуемым со скоростью пол-оборота в 1 с. В таких условиях скорость вращения составляет 180 ° в 1 с, что превышает пороговую в 100 раз. После 10 оборотов внезапно остановите кресло и попросите испытуемого открыть глаза. Одновременно включите секундомер. Наблюдайте послевращательный нистагм: медленное движение глазных яблок в направлении вращения и более быстрый возврат их в исходное положение. Секундомер остановите в момент исчезновения нистагма; вычислите его продолжительность: в норме она составляет 20—40 с.
До начала следующего исследования проинструктируйте испытуемого о том, что его будут вращать в кресле Барани, и если у него появятся какие-либо неприятные ощущения, он должен немедленно сообщить об этом: в этом случае исследование прекращают. Затем завяжите ему глаза и вращайте 10 раз со скоростью пол-оборота в 1 с. В начале движения испытуемый ощущает вращение и угадывает его направление. Затем, когда движение станет равномерным, он утрачивает это ощущение и сообщает, что кресло остановилось. В момент действительной остановки у испытуемого появится ощущение противовращения. По секундомеру отметьте момент появления и исчезновения ощущения противовращения, вычислите его длительность.
Задача 5 «Определение порога ощущения противовращения»
Содержание работы: проба позволяет оценить возбудимость вестибулярного анализатора. Завяжите испытуемому глаза, дайте ту же самую инструкцию и медленно вращайте кресло Барани. Когда движение станет равномерным, ему покажется, что кресло остановили, о чем он сообщит. В этот период определите по секундомеру примерную угловую скорость вращения. Если эта скорость пороговая или надпороговая, то в момент прекращения движения у испытуемого появится ощущение противовращения. Он должен будет сообщить об этом, а также указать направление кажущегося вращения. После 5-минутного перерыва в зависимости от полученного результата испытайте действие более высокого или менее высокого отрицательного углового ускорения и установите порог ощущения противовращения.
Задача 6 «Отолитовая проба»
Содержание работы: попросите испытуемого сесть в кресло Барани, закрыть глаза и наклонить голову и туловище вперед на 90 °. Вращайте кресло с испытуемым со скоростью пол-оборота в 1 с. После 5 оборотов кресло внезапно остановите. Наблюдайте за отклонением корпуса испытуемого от средней линии в сторону от предшествующего вращения.
Определите по пульсу частоту сердечных сокращений, после чего вращайте испытуемого в кресле Барани в указанном выше режиме. Сразу же после остановки кресла подсчитайте по секундомеру пульс за 10-секундные промежутки времени до восстановления его исходной величины (лабиринтно-сердечный рефлекс). Вычислите (в процентах от исходного) степень максимального изменения пульса и сроки сохранения этих изменений после окончания вращения.
Вывод: Нистагм возникает независимо от воли человека в результате вращения тела вокруг собственной оси.
ТЕМА IV ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Вкусовой анализатор обеспечивает распознавание качественных характеристик пищи. Вкус — субъективное ощущение, возникающее при воздействии водорастворимых веществ на вторично чувствующие рецепторы языка.
Задача 1 «Строение вкусовой почки языка»
Оснащение: таблицы, слайды, микроскоп, микропрепарат: вкусовые почки.
Содержание работы: изучите строение вкусовой почки. Найдите на препарате эпителий языка, вкусовую пору, опорную и сенсорную клетки, вкусовой нерв.
Рис.1
Задача 2 «Различение основных вкусовых признаков (вкусовая карта языка)»
Оснащение: 1% раствор гидрохлорида хинина1, 20% раствор хлорида натрия, 50 % раствор сахара, 2 % раствор лимонной кислоты, 4 пипетки, стеклянная палочка, 4 химических стаканчика, дистиллированная вода.
Содержание работы: кончиком стеклянной палочки или с помощью пипеток последовательно наносите растворы по капле на кончик языка, его края, срединную часть и корень. После каждого наблюдения ополаскивайте рот дистиллированной водой и делайте 2—3-минутные перерывы.
Сладкое Саленое Кислое Горькое
Рис. 2 Вкусовая карта языка
Результат: испытуемый назвал в первом случае – кислый вкус, во втором – соленый, третий охарактеризовал как безвкусный. При увеличении концентрации последнего раствора – испытуемый почувствовал сладкий вкус.
Вывод: разные зоны языка воспринимают разные вкусовые раздражители. Безвкусное ощущение в первом случае, при пробе третьего раствора, говорит о том, сто у испытуемого высокий порог к сладкому раздражителю.
ТЕМА V ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Обонятельный анализатор обеспечивает распознавание запахов, а вместе с вкусовым анализатором — и свойств принимаемой пищи. Обоняние — субъективное ощущение, возникающее при раздражении первично чувствующих рецепторов носоглотки. Несмотря на слабое развитие обоняния по сравнению с животными, человек распознает до 10 тыс. основных (первичные) и сложных запахов.
Задача 1 «Определение порога обоняния в возникновении вкусовых ощущений»
Оснащение: репчатый лук. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы: обследуемый жует кусочек лука вначале при закрытых носовых путях (зажав ноздри пальцами), а затем при открытых, и сравнивает ощущения. Сделайте вывод, указав, почему при насморке частично утрачивается чувство вкуса.
Результат: при закрытом носе испытуемый чувствовал сладкий вкус, а при разжатом – вкус стал горьким, резко ударил в нос, стал жгучим, даже появилось легкое слезотечение.
Вывод: при насморке частично утрачивается чувство вкуса, т.к. обонятельный и вкусовой анализаторы находятся в тесной взаимосвязи, следовательно – при нарушении (закупорке) носовых ходов – притупляется чувство вкуса (вкусового анализатора).
ТЕМА VI ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ
Взаимодействие анализаторов является непременным условием интегративной деятельности мозга, его способности распознавать предметы и явления внешнего мира в совокупности всех их признаков.
Задача 1 «Взаимодействие вкусового, обонятельного и зрительного анализаторов»
Оснащение: 2 % раствор лимонной кислоты, 10 % раствор глюкозы, кусочки сахара, картофеля, лука, яблока. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы: предложите испытуемому высунуть язык и последовательно наносите на него по нескольку капель слабого (2 %) раствора лимонной кислоты, 10 % раствора глюкозы. Отметьте различение вкуса (можно накладывать на язык небольшие ломтики яблока, лука, сырого картофеля и других пищевых продуктов). Затем попросите испытуемого зажать нос и закрыть глаза. Проделайте те же процедуры и отметьте изменение или отсутствие вкусового различения.
Результат:
Глаза закрыт, нос откр. |
Глаза закрыт, нос зажат |
Глаза открыт, нос зажат | |
Яблоко Картофель Лук |
+ + + |
+ + - |
+ + - |
Вывод: Обоняние у человека играет и вкусовую роль. При пережевывании пищи или питье молекулы пахучих веществ проникают в носоглотку и носовые пути и возбуждают рецепторные обонятельные клетки. При этом обонятельный и вкусовой анализаторы взаимодействуют, и на основе этого взаимодействия складывается наиболее полное представление о вкусовых свойствах вещества. Большое значение для определения вкуса и запаха вещества имеет зрительный анализатор.
ТЕМА VII « МЕТОДЫ ТССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО, ТАКТИЛЬНОГО И БОЛЕВОГО АНАЛИЗАТОРОВ»
Кожный анализатор — часть соматосенсорной системы, обеспечивающая кодирование различных раздражителей, воздействующих на кожные покровы тела. Возникающие при этом ощущения воспринимаются как тактильные (осязание, прикосновение, давление), температурные (тепло и холод) и болевые.
Задача 1 « Определение пространственных порогов кожной (тактильной) чувствительности (экстезиометрия)»
Оснащение: эстезиометр (циркуль Вебера)
Содержание работы: попросите испытуемого, сидящего на стуле, закрыть глаза. Эстезиометром (рис. 1) с максимально сведенными ножками прикасайтесь к определенному участку кожи. Следите за тем, чтобы обе ножки эстезиометра прикасались одновременно и с одинаковым давлением. Повторите прикосновения, постепенно раздвигая бранши эстезиометра (каждый раз увеличивайте на 1 мм), пока не найдете то минимальное расстояние, при котором возникает ощущение двух раздельных прикосновений. Определите пространственные пороги на коже спины, тыльной поверхности кисти, кончиках пальцев.
Рис. 1
Результат:
Показатели пространственной тактильной чувствительности кожи и слизистой оболочки
Исследуемый участок |
Пространственный порог |
Спина Тыльная поверхность кисти Кончик большого пальца кисти Плечо Предплечье Шея Другие области (нос) |
3 мм. 5 мм. 2 мм. 3 мм. 6 мм. 2 мм. 2 мм. |
Вывод: Пространственный порог кожной рецепции – это порог, измеряемый минимальным расстоянием, при котором 2 одинаковых раздражителя, прикладываемые одновременно, воспринимаются раздельно. Порог характеризует пространственно-различительную способность кожи и слизистой оболочки. Установлено, что наибольшей различительной способностью обладают кончик языка — 1,1 мм; губы, ладонная поверхность пальцев — 2,2 мм; кончик носа — 6,8 мм; середина ладони — 8,9 мм; тыльная поверхность кисти руки — 31 мм; предплечье, голень — 40,5 мм; спина — 54,1 мм; бедро, плечо — 67,6 мм. У испытуемого повышен порог чувствительности на спине, плече, предплечье и на кончике носа.
Задача 2 «Определение плотности
расположения
терморецепторов»
Оснащение: термоэстезиометр (стеклянная колба с впаянной стальной проволокой — термощуп), трафарет с окошком площадью 0,5 см, лед, горячая вода (около 50 °С).
Содержание работы: на поверхность кожи испытуемого (выбирают различные участки тела) наложите трафарет. Термощупом с интервалом в 1—2 сек. проведите 9 последовательных прикосновений к исследуемой поверхности в точках, равномерно расположенных на площади трафарета. Испытуемый отмечает те прикосновения, которые вызывают у него отчетливые температурные ощущения. Определение плотности терморецепторов начните с определения плотности Холодовых рецепторов; для этого термоэстезиометр заполните мелко колотым льдом. При исследовании плотности расположения тепловых рецепторов залейте в термоэстезиометр горячую воду.
Результат:
Исследуемый участок |
Холод |
Спина Тыльная поверхность кисти Кончик большого пальца кисти Плечо Предплечье Шея |
4 4 1 5 3 6 |
Вывод: Плотность рецепторов в разных областях неодинакова:
На спине холодовых рецепторов больше чем тепловых, на кисти тепловых больше , на большом пальце кисти больше тепловых, на плече превалируют холодовые рецепторы, на предплечье больше тепловых рецепторов, а на шее больше холодовых.
Задача 3 «Изучение функциональной мобильности холодовых рецепторов кожи»
Оснащение: термоэстезиометр, фломастеры, лед, часы. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы: заполните термоэстезиометр мелко колотым льдом. Проведите 5 проб. Последовательно прикасаясь кончиком термоэстезиометра к коже внутренней поверхности предплечья, найдите 5 точек, прикосновение к которым вызывает отчетливое ощущение холода. Пометьте точки фломастером. Это составляет первую пробу.
Через 1—3 мин повторите пробу, и так 5 раз, прикасаясь кончиком термоэстезиометра к обозначенным ранее точкам и отмечая ощущения, возникающие в них. Результаты исследования оформите в виде таблицы, отмечая знаком "плюс" наличие ощущения холода, знаком "минус" — его отсутствие.
Результат:
Показатели функциональной
мобильности Холодовых