Физиология сенсорных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:46, практическая работа

Описание работы

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)
Анализатор физиологический — термин, введенный И.П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности возбудимых структур центральной и периферической нервной системы, осуществляющих восприятие и анализ информации о явлениях окружающего мира и в самом организме.

Содержание

Основные термины
ТЕМА I ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Строение органа зрения»
Задача 2 «Зрачковый рефлекс у человека»
Задача 3 «Роль движений глазных яблок в восприятии зрительных образов»
Задача 4 «Исследование слепого пятна сетчатки (опыт Мариотта)»
Задача 5 «Определение остроты зрения»
Задача 6 «Рефракция глаза и ее аномалии»
Задача 7 «Исследование периферического зрения»
Задача 8 « Аккомодация глаза»
Задача 9 «Исследование бинокулярного зрения»
Задача 10 «Оптические обманы»
ТЕМА II СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Воздушная проводимость»
Задача 2 «Костная проводимость (опыт Вебера)»
Задача 3 «Сравнение воздушной и костной проводимости звука (опыт Ринне)»
ТЕМА III ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Поза Ромберга»
Задача 2 «Походка с открытыми и закрытыми глазами»
Задача 3 «Указательная проба»
Задача 4 «Вращательная проба»
Задача 5 «Определение порога ощущения противовращения»
Задача 6 «Отолитовая проба
ТЕМА IV ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Строение вкусовой почки языка»
Задача 2 «Различение основных вкусовых признаков (вкусовая карта языка)»
ТЕМА V ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Определение порога обоняния в возникновении вкусовых ощущений»
ТЕМА VI ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ
Задача 1 «Взаимодействие вкусового, обонятельного и зрительного анализаторов»
ТЕМА VII « МЕТОДЫ ТССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО, ТАКТИЛЬНОГО И БОЛЕВОГО АНАЛИЗАТОРОВ»
Задача 1 « Определение пространственных порогов кожной (тактильной) чувствительности (экстезиометрия)»
Задача 2 «Определение плотности расположения
терморецепторов»
Задача 3 «Изучение функциональной мобильности холодовых рецепторов кожи»
Задача 4 « Адаптация температурного анализатора

Работа содержит 1 файл

12.docx

— 730.15 Кб (Скачать)

Результат: в нашем случае, тот, кто проводил данный опыт, отмечал более позднее исчезновение объекта, ровно так же, как и его появление. При смене ведущего произошло тоже самое, человек который следил за объектом, отмечал его быстрое исчезновение и появление.

Опыт 3

Оснащение: проекционный периметр Ферстера, белые и цветные марки к нему, бланки-оттиски нормальных полей зрения для правого и левого глаз.

Содержание работы: периметр состоит из полукруга, разделенного на градусы. Полукруг может вращаться вокруг своей оси. В середине полукруга находится белый кружок. Против середины полукруга имеется подставка для подбородка, она может передвигаться вверх и вниз. На внутренней стороне полукруга находится хорошо скользящая рамка, в которую вставляют цветную марку (рис. 7).

Поставьте периметр против света, установите горизонтально полукруг и в его рамку вставьте белую марку. Испытуемого посадите спиной к свету. При исследовании поля зрения правого глаза попросите его поставить подбородок в левую выемку подставки, чтобы край визирной пластинки прилегал к нижнему краю глазницы, и фиксировать правым глазом белый кружок, находящийся в центре полукруга, а левый глаз, не надавливая на него (!), закрыть ладонью. Медленно передвигайте белую марку снаружи к центру и попросите испытуемого отметить момент, когда он увидит ее. При положительном ответе марку (для контроля) отодвиньте назад и повторите вопрос. Получив совпадающие данные, отметьте эту точку на соответствующем меридиане оттиска. Затем измерьте поле зрения с другой стороны дуги. После этого дугу периметра поверните на 90 ° и аналогичным образом определите поле зрения сверху и снизу, а также под углом   45 °, т. е. в косых направлениях. Заменив белую марку цветной, определите поля зрения для зеленого и красного цветов. Испытуемый должен точно назвать цвет марки, а не только направление ее движения. Затем произведите аналогичные определения для левого глаза (подбородок при этом ставят в правую выемку подставки). Полученные данные сопоставьте с данными на периметрическом оттиске (рис. 8).

 

 

 

 

Рис. 7

1 – дуга;

2 – подставка под подбородок.

Рис. 8

 

 

Задача 8 « Аккомодация  глаза»

Аккомодация — процесс приспособления (фокусировка) глаза к ясному видению  различно удаленных объектов. Аккомодация  выражается изменением кривизны хрусталика и, следовательно, его преломляющей силы. Физиологический акт аккомодации в человеческом глазу совершается непроизвольно и вырабатывается с первых недель жизни.

Преломляющая сила хрусталика может  быть увеличена от 20 до 34 диоптрий (у маленьких детей); это так называемая "общая" (тотальная) аккомодация в 14 диоптрий. Аккомодация достигается за счет изменения поверхности хрусталика от умеренно до сильно выпуклой.

Рис. 9

а - спокойное  состояние (далеко расположенные предметы)

б – напряженная  аккомодация ( близко расположенные предметы)

 

Опыт 1

Оснащение: текстовый шрифт, картонная рамка с марлей.

Содержание работы: через марлю, натянутую на картонную рамку, смотрите на печатный текст, находящийся на расстоянии 50 см от глаз. Поочередно фиксируйте взгляд то на сетке, то на тексте, находящихся за ней. Если фиксировать взгляд на буквах, то нитки сетки становятся плохо видными. Если фиксировать взгляд на нитках, то невозможно ясно видеть текст, буквы расплываются. Попытайтесь одновременно читать текст и рассматривать сетку — убедитесь, что это невозможно.

Результат: смотря на текст  через марлю, мы убедились, что одновременно читать и рассматривать сетку  – невозможно.

Опыт 2

Оснащение: линейка, тестовый шрифт.

Содержание работы:  возьмите в левую руку прямую линейку, в правую — тестовый шрифт. Приложите основание линейки перпендикулярно к наружному углу исследуемого глаза; другой глаз закройте. Тестовый шрифт отодвиньте на максимально возможное от глаз расстояние (вытянутая рука!), приложив его к краю линейки. Прочтите видимую строку; отметьте, с какого расстояния вы читаете ее. Затем очень медленно приближайте текст к глазу, до тех пор, пока он еще читаем. Момент, когда текст приблизится к глазу так близко, что он перестает его различать, отметьте и сопоставьте с показаниями на линейке. Расстояние от угла глаза до текста и будет составлять ближайшую точку ясного зрения.

Результат: с помощью линейки и текста, мы определили ближайшую точку ясного зрения. У испытуемого, возрастом 21 год, она ровна 12 см.

Вывод: Наибольшее расстояние, на котором глаз все еще видит предмет ясно с минимальным напряжением аккомодации, и только с помощью рефракции, определяет дальнейшую точку ясного зрения. В норме дальнейшая точка ясного зрения настроена на бесконечность. Условно это расстояние принято за 5 м. Наименьшее расстояние, на котором еще возможно чтение мелкого шрифта, определяет ближайшую точку ясного зрения, показывающую максимальное напряжение аккомодации.

Ближайшая точка ясного зрения в норме составляет: в 10 лет — 7 см; 20 лет — 10 см; 30 лет — 14 см; 40 лет  — 22 см; 50 лет — 40 см; 60 лет — 100 см. У более пожилых людей полноценная  аккомодация вследствие потери хрусталиком эластичности отсутствует.

По результатам нашего опыта – точка ближайшего зрения у испытуемого соответствует  полученному нами результату.

Опыт 3

Оснащение: два карандаша.

Содержание работы: возьмите в обе руки по карандашу и разместите их в одной плоскости перед глазами так, чтобы расстояние ближнего карандаша от глаз составляло 20—30 см, а удаленного — расстояние вытянутой руки.

Конвергируя глаза на ближнем  карандаше и воспринимая "раздвоенный" удаленный предмет, поочередно закрывайте правый и левый глаз, отмечая исчезновение "раздвоенного" предмета. Затем, конвергируя глаза на удаленном карандаше и воспринимая "раздвоенный" ближний карандаш, вновь поочередно закрывайте то правый, то левый глаз, всякий раз отмечая исчезновение одного из "раздвоенных" изображений.

Результат: в данном опыте, «раздвоенность» исчезла на обоих карандашах, при поочередном закрывании глаз.

 

Задача 9 «Исследование  бинокулярного зрения»

Опыт 1

Оснащение: лист бумаги, свернутый в трубочку.

Содержание работы: сновным условием одиночного видения является такое положение глаза, при котором изображение от одного предмета попадает на идентичные, или соответственные, места сетчатки. Чтобы убедиться, что это так, свернутую в трубочку тетрадь или лист бумаги поднесите к правому глазу и перпендикулярно к середине трубки приложите левую ладонь на расстоянии 20—30 см. При рассматривании предметов через трубку двумя глазами возникает феномен "отверстия в ладони". Поочередно раскрывайте то левый, то правый глаз — "дыра в ладони" исчезает.

Результат: при просмотре через трубочку двумя глазами, мы увидели «отверстие в ладони». Поочередно закрывая по одному глазу – дыра исчезала.

 

Опыт 2

Оснащение:  специальные рисунки.

Содержание работы: следуя тексту, воспользуйтесь приведенными рисунками для изучения собственного бинокулярного зрения. Медленно отодвигая рисунок и фиксируя взгляд по центру, добейтесь появления стереоизображения. После этого попеременно закрывайте то один, то другой глаз. Наблюдайте эффект.

Рис. 10

Результат: при помощи специальных рисунков и выполнив определенные требования данного опыта, мы убедились в необходимости бинокулярного зрения для формирования стереоскопического.

Вывод: бинокулярное пространственное зрение обеспечивает дистантную ориентацию в пространстве, позволяя наблюдателю без прямого контакта с внешними объектами, воспринимать все координаты каждого из них и по отношению объектов друг к другу, соотносить с той точкой пространства, в которой находится сам наблюдатель, оценивать направление, скорость движения объектов, избирать и динамически оценивать траекторию собственного перемещения относительно других тел.

Задача 10 «Оптические обманы»

Содержание работы: рассмотрите предлагаемые рисунки.

Рис. 11

 

Результат: мы рассмотрели предлагаемые авторами рисунки, и убедились в наличии оптических обманов, это обусловлено тем, что человек воспринимает внешний мир не только при непосредственном действии раздражений, но и за счет внутримозжечковых связей, которые сформировались у нас в течение всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА II  СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Слуховой анализатор обеспечивает различение физических параметров звука — силы, высоты, тембра, локализации в пространстве, а также информационной сущности сигнала (речь, музыка, шум ветра и др.).

Рис. 1. Строение органа слуха.

1 — слуховой проход; 2 —  барабанная перепонка; 3 — молоточек; 4 — наковальня; 5 — стремечко;  б — овальное окно; 7 — полукружные  каналы; 8 — улитка; 9 — круглое  окно; 10 — слуховой нерв.

 

 

 

Задача 1 «Воздушная проводимость»

Оснащение:  набор камертонов.

Содержание работы: если поднести звучащий камертон (предварительно ударьте его о твердый предмет) к наружному слуховому проходу, не касаясь его, то можно определить воздушную проводимость звука, которая обеспечивается распространением звуковой волны обычным путем через звукопередающий аппарат (рис. 2 а).

Обе бранши камертона и наружный слуховой проход должны быть расположены в одной плоскости. Через каждые 3—5 сек. звучащий камертон отдаляйте и вновь подносите к уху, чтобы исключить влияние привыкания и утомления. После того как испытуемый перестает слышать звук камертона, поднесите камертон к своему уху, чтобы удостовериться, звучит ли он еще (естественно, вы должны иметь нормальный слух). В норме не должно быть различия во времени восприятия звука обоими ушами. При поражении звукопроводящего отдела слухового анализатора время воздушной проводимости на больном ухе укорачивается.

 

Задача 2 «Костная проводимость (опыт Вебера)»

Оснащение: камертоны с частотой колебаний от 128 до 2048 Гц, молоточек, секундомер, ватные тампоны. Исследование проводят на человеке.

Содержание работы: для наблюдения костной проводимости звука ножку звучащего камертона (128 Гц) приложите на середину темени испытуемого. Осведомитесь, слышит ли он обоими ушами звук одинаковой силы. Затем повторите опыт, заложив предварительно в одно ухо ватный тампон. Со стороны уха, заложенного тампоном, звук будет казаться более сильным, так как в данном случае он достигает слуховых рецепторов кратчайшим путем — через кости черепа, поэтому потеря звуковой энергии уменьшается. Затем соедините резиновой трубкой ухо первого испытуемого, не заложенное ватой, с ухом второго испытуемого. Второй испытуемый также услышит звук, так как происходит распространение звуковых волн по воздушному столбу (рис. 2 б). Для сравнения костной проводимости различных костей черепа ножку звучащего камертона прикладывайте к этим костям (теменная, височная, лобная, затылочная). Отметьте, почувствует ли испытуемый разницу в силе восприятия звука.

 

Рис. 2                                                              б

Задача 3 «Сравнение воздушной и костной проводимости звука (опыт Ринне)»

Содержание опыта: Ножку звучащего камертона плотно приложите к сосцевидному отростку височной кости. Испытуемый услышит постепенно ослабевающий звук. При исчезновении звука (судят по словесному сигналу испытуемого) перенесите камертон непосредственно к его уху. Испытуемый вновь услышит звук. Пользуясь секундомером, определите время, в течение которого слышен звук. Во избежание адаптации слухового анализатора во время исследования камертон то отдаляйте на расстояние около 0,5 м, то на короткое время приближайте его к уху (на расстояние 0,5 см). Воздушную проводимость исследуйте раздельно для правого и левого уха. Если звукопринимающий аппарат слухового анализатора не поврежден, воздушная проводимость (время слышимости звука) превышает костную.

Вывод: колебания воздушной среды человек воспринимает как звук, когда они достигают 10—30 Гц (нижняя зона). Верхней зоной являются звуки в 15 000—20 000 Гц. Самый высокий тон, воспринимаемый ухом, определяет верхнюю границу слуха; самый низкий тон — нижнюю границу слуха. Тоны, воспринимаемые между этими границами, образуют диапазон слуха. С возрастом диапазон слуха уменьшается в основном за счет понижения верхней (дискантовая) границы слуха. Костная проводимость звука — это передача звуковых волн непосредственно через кости черепа. При патологических изменениях в звукопередающем аппарате слуховая чувствительность частично сохраняется за счет костной проводимости звука.

 

 

 

 

 

ТЕМА III  ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Вестибулярный анализатор контролирует положение головы в пространстве и ускорение (угловое и линейное) ее движения.

Задача 1 «Поза Ромберга»

Обследуемый стоит с сомкнутыми ногами и ступнями, глаза закрыты. Руки вытянуты вперед, на уровне плеч, слегка разведены, пальцы растопырены. В положении Ромберга при поражении вестибулярного аппарата наступает отклонение или падение в сторону, противоположную больному уху. При перемене положения головы в позе Ромберга направление отклонения тела или падения тела меняется.

Результат: при проведении исследования, мы выяснили, что у обследуемого нет поражения вестибулярного аппарата.

Задача 2 «Походка с открытыми и закрытыми глазами»

Обследуемый должен идти прямо  вперед. Отклонение тела происходит в  сторону, противоположную поражению  вестибулярного аппарата.

Результат: поражения нет.

Задача 3 «Указательная проба»

Обследуемый сидит с открытыми, а затем с закрытыми глазами; ладони лежат на коленях. Исследователь сидит напротив, протянув руки навстречу больному. Обследуемый сидя поднимает руки с вытянутыми указательными пальцами до соприкосновения с указательными пальцами обеих рук исследователя.

Информация о работе Физиология сенсорных систем