Физиология сенсорных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:46, практическая работа

Описание работы

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)
Анализатор физиологический — термин, введенный И.П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности возбудимых структур центральной и периферической нервной системы, осуществляющих восприятие и анализ информации о явлениях окружающего мира и в самом организме.

Содержание

Основные термины
ТЕМА I ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Строение органа зрения»
Задача 2 «Зрачковый рефлекс у человека»
Задача 3 «Роль движений глазных яблок в восприятии зрительных образов»
Задача 4 «Исследование слепого пятна сетчатки (опыт Мариотта)»
Задача 5 «Определение остроты зрения»
Задача 6 «Рефракция глаза и ее аномалии»
Задача 7 «Исследование периферического зрения»
Задача 8 « Аккомодация глаза»
Задача 9 «Исследование бинокулярного зрения»
Задача 10 «Оптические обманы»
ТЕМА II СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Воздушная проводимость»
Задача 2 «Костная проводимость (опыт Вебера)»
Задача 3 «Сравнение воздушной и костной проводимости звука (опыт Ринне)»
ТЕМА III ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Поза Ромберга»
Задача 2 «Походка с открытыми и закрытыми глазами»
Задача 3 «Указательная проба»
Задача 4 «Вращательная проба»
Задача 5 «Определение порога ощущения противовращения»
Задача 6 «Отолитовая проба
ТЕМА IV ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Строение вкусовой почки языка»
Задача 2 «Различение основных вкусовых признаков (вкусовая карта языка)»
ТЕМА V ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Задача 1 «Определение порога обоняния в возникновении вкусовых ощущений»
ТЕМА VI ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ
Задача 1 «Взаимодействие вкусового, обонятельного и зрительного анализаторов»
ТЕМА VII « МЕТОДЫ ТССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО, ТАКТИЛЬНОГО И БОЛЕВОГО АНАЛИЗАТОРОВ»
Задача 1 « Определение пространственных порогов кожной (тактильной) чувствительности (экстезиометрия)»
Задача 2 «Определение плотности расположения
терморецепторов»
Задача 3 «Изучение функциональной мобильности холодовых рецепторов кожи»
Задача 4 « Адаптация температурного анализатора

Работа содержит 1 файл

12.docx

— 730.15 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени ЯРОСЛА МУДРОГО

 

 

Кафедра нормальной физиологии

Институт медицинского образования

  

 

 

Практическая работа на тему:

«Физиология сенсорных систем»

 

 

 

 

 

 

Факультет: Лечебный

Группа: 1326 «Б»

ФИО студентов:

Тимофеева И.,

Тихонова Д.,

 Запевалова К.,

Волков А.,

 Шестаков Р. 

 

ФИО преподавателя: Новикова А.П.    

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2012 год

 

1. Практическая часть.

Содержание:

 

Основные  термины

ТЕМА  I  ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Задача 1     «Строение органа зрения» 

Задача 2 «Зрачковый рефлекс у человека»

Задача 3  «Роль движений глазных яблок  в восприятии зрительных образов»

Задача 4 «Исследование слепого пятна  сетчатки (опыт Мариотта)»

Задача 5 «Определение остроты зрения» 

Задача 6 «Рефракция глаза и ее аномалии»

Задача 7 «Исследование периферического  зрения»

Задача 8 « Аккомодация глаза»

Задача 9 «Исследование бинокулярного зрения»

Задача 10 «Оптические обманы»

 

ТЕМА  II  СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Задача 1 «Воздушная проводимость»

Задача 2 «Костная проводимость (опыт Вебера)»

Задача 3 «Сравнение воздушной и костной проводимости звука (опыт Ринне)»

 

ТЕМА  III  ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Задача 1 «Поза Ромберга»

Задача 2 «Походка с открытыми и закрытыми глазами»

Задача 3 «Указательная проба»

Задача 4 «Вращательная проба»

Задача 5 «Определение порога ощущения противовращения»

Задача 6 «Отолитовая проба»

 

ТЕМА  IV ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Задача 1 «Строение вкусовой почки языка»

Задача 2 «Различение основных вкусовых признаков (вкусовая карта языка)»

 

ТЕМА  V ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Задача 1 «Определение порога обоняния в возникновении  вкусовых ощущений»

 

ТЕМА  VI ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ

Задача 1 «Взаимодействие вкусового, обонятельного  и зрительного анализаторов»

 

ТЕМА  VII « МЕТОДЫ ТССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО, ТАКТИЛЬНОГО И БОЛЕВОГО АНАЛИЗАТОРОВ»

Задача 1 « Определение пространственных порогов кожной (тактильной) чувствительности (экстезиометрия)»

Задача 2 «Определение плотности расположения    
терморецепторов»

Задача 3 «Изучение функциональной мобильности холодовых рецепторов кожи»

Задача 4 « Адаптация температурного анализатора»

 

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ  СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)

 

  • Анализатор физиологический — термин, введенный И.П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности возбудимых структур центральной и периферической нервной системы, осуществляющих восприятие и анализ информации о явлениях окружающего мира и в самом организме.

 

  • Сенсорные системы — совокупность образований центральной и периферической нервной системы, связанных нервными путями с рецепторами и друг с другом и обеспечивающих формирование ощущения. Функцией сенсорных систем является анализ раздражителей одной физической природы, который завершается кодированием внешнего или внутреннего сигнала. В отличие от классического представления об анализаторах, выполняющих исключительно афферентную функцию, понятие "сенсорные системы" включает эфферентные механизмы, с помощью которых организм может изменять чувствительность рецепторов для более адекватной оценки раздражителя и активного взаимодействия с внешней средой (эфферентная "настройка" рецепторов).

 

  • Ощущение — осознаваемое состояние, вызываемое действием раздражителя на соответствующую сенсорную систему (анализатор) и связанные с деятельностью коры большого мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА I ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Зрительный анализатор — сложная система оптических и глазодвигательных центров и их связей, обеспечивающая восприятие, анализ и интеграцию зрительных раздражений. Глаз дает человеку 90 % информации о внешнем мире. Тесная связь с другими сенсорными системами позволяет с помощью зрения на расстоянии получить представление о свойствах предмета, которые могут быть восприняты только другими рецепторами — вкусовыми, обонятельными, тактильными и др.

Задача 1     «Строение органа зрения»

Оснащение:  таблицы, схема строения глазного яблока.

Содержание работы:  по рис. 1 ознакомились со строением глазного яблока и вспомогательными структурами.

Рис 1

Задача 2 «Зрачковый рефлекс у человека»

Оснащение:  карандаш, источник света.

Содержание работы:

Поставьте испытуемого  лицом к источнику света. Рассмотрите у него зрачки обоих глаз, отметьте их размеры.

Попросите испытуемого, не закрывая глаз, плотно прикрыть их ладонями, и через 30—50 секунд отнять их. Наблюдайте реакцию зрачков.

Поставьте испытуемого  так, чтобы источник света находился только с одной стороны — правый глаз освещен, а левый находится в тени. Попросите испытуемого закрыть рукой правый глаз, а через 1 мин открыть его. Отметьте реакцию зрачков — сужение зрачков обоих глаз (содружественная реакция).

Попросите испытуемого  фиксировать взгляд на карандаше  на расстоянии 1—0,5 м. Затем быстро приблизьте карандаш к носу испытуемого. Отметьте сужение зрачков и сведение (конвергенция) зрительных осей.

Результат: при дневном освещении у испытуемого диаметр зрачка был равен примерно 2 мм. После того, как испытуемый отнял ладони от глаз, мы наблюдали сильное увеличение зрачков, которое очень быстро нормализовалось до исходного диаметра. При проведении второго опыта, мы наблюдали содружественную реакцию зрачков. В опыте с карандашом, мы отметили сужение зрачков при приближении предмета.

Вывод: зрачок — выполняет роль диафрагмы в оптической (светопреломляющей) системе глаза. При дневном рассеянном освещении диаметр его у человека равен 1,5—2,0 мм; а в темноте расширяется до 6—7 мм. Основная функция зрачка — дозирование светового потока, поступающего в глаз. Зрачковый рефлекс является защитным; имеет важное диагностическое значение.

Просвет зрачка регулируется кольцевыми и радиальными  мышцами, заложенными в радужной оболочке. Кольцевая мышца - суживает зрачок, ограничивая падающий на сетчатку световой поток. Радиальная мышца - вызывает расширение зрачка.

Задача 3 «Роль движений глазных яблок в восприятии зрительных образов»

Оснащение:   тестовый рисунок, чистый лист белой бумаги.

Содержание работы: пристально смотрите на черную точку в центре (рис.2) стараясь совершенно не отводить от нее глаз. Спустя 30 сек. черные и белые части изображения начнут колебаться. Если после этого перевести взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на черном фоне (т. е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.

Рис. 2

Результат: при пристальном рассмотрении черной точки на рисунке, мы отметили колебания черных и белых частей изображения.

Вывод: В норме глаза никогда не остаются неподвижными. Если прекратится движение глаз относительно какого-либо объекта, то этот объект постепенно "исчезает" — перестает быть видимым. Изображение в глазу непрерывно движется, и не только потому, что движутся наблюдаемые объекты, но и вследствие постоянных мельчайших движений самих глазных яблок, называемых физиологическим нистагмом.

 

 

Задача 4 «Исследование слепого пятна сетчатки (опыт Мариотта)»

Оснащение: карточка для демонстрации слепого пятна (рис. 3)

Содержание работы: возьмите рисунок в вытянутую руку на расстоянии 20—25 см от глаз. Закройте левый глаз, а правым фиксируйте крестик, изображение которого при этом попадает в центральную ямку (желтое пятно). Не сводя взгляда с крестика, очень медленно приближайте рисунок к глазам. Уловите момент, когда изображение белого кружка исчезнет, вследствие того, что попадет на слепое пятно. Продолжайте приближать рисунок до тех пор, пока изображение круга "минует" область слепого пятна, и он снова станет видимым.

Рис. 3

Результат: при фиксации взглядом крестика, изображение попадало в зону желтого пятна, а при приближении рисунка изображение кружка исчезло, т.к. попало на зону слепого пятна. В дальнейшем рисунок вновь стал видимым, т.к. «миновал» область слепого пятна.

Вывод: светочувствительные элементы распределены в сетчатке неравномерно. Наибольшее число колбочек, ответственных за цветовое зрение, находится в области желтого пятна — участка наиболее ясного зрения. В остальной части сетчатки преобладают менее дифференцированные фоторецепторы — палочки, ответственные за сумеречное (черно-белое) зрение. В месте выхода зрительного нерва (слепое пятно) фоторецепторов вообще нет. В обычных условиях его присутствие не ощущается, так как "пробел" в поле зрения компенсируется активностью соседних участков сетчатки и непрерывными движениями глазных яблок.

 

Задача 5 «Определение остроты  зрения» 

Оснащение: таблицы Сивцева (рис. 4), указка.

 

Рис. 4

Содержание работы: для определения остроты зрения пользуются специальными таблицами с рядами букв и разорванных колец, размеры которых уменьшаются сверху вниз. С левой стороны каждого ряда указано расстояние D (м), с которого нормальный глаз должен видеть этот ряд знаков. С правой стороны указано готовое значение остроты зрения V — visus в виде дроби (0,1, 0,2, 0,3 метров и т. д.).

Эти значения были получены при расчете остроты  зрения по формуле

V= d/D

где V — острота зрения, D — расстояние, с которого глаз должен видеть этот ряд знаков при нормальной остроте зрения, d — реальное расстояние, с которого испытуемый читает данную строку.

Таблицу укрепите на хорошо и равномерно освещенной стене. Посадите испытуемого на расстоянии 5 м от таблицы. Именно это расстояние принимают за дальнейшую точку ясного зрения.

Закройте один глаз испытуемого специальным непрозрачным щитом. Встаньте около таблицы так, чтобы не затемнять ее, и белой указкой показывайте буквы, постепенно переходя от крупных к мелким. Последняя строчка, которую испытуемый назовет безошибочно или с некоторыми ошибками (не более 20 %), служит показателем остроты зрения для данного глаза. Так же определите остроту зрения для другого глаза.

Результат: мы произвели проверку остроты зрения у испытуемого. Смотря правым глазом, испытуемый видит 5-ю строку с расстояния 5 м, а должен видеть ее с расстояния 12,5 м, то острота зрения правого глаза 5/12,5 = 0,4. Смотря левым глазом – видит 5-ю строку с расстояния 7 метров, острота зрения левого глаза 7/12,5 = 0,5.

Вывод: для суждения о способности глаза различать форму и величину рассматриваемого предмета пользуются понятием "острота зрения". Мерилом остроты зрения служит угол, под которым виден предмет. Чем меньше этот угол, тем выше острота зрения. У большинства людей минимальная величина угла зрения равна одной минуте.  

В пространстве находятся две точки А и В. От них на глаз падают лучи, которые после прохождения в преломляющих средах глаза собираются на сетчатке в точках "а" и "Ь". Лучи после преломления в глазу образуют угол аКЬ, который равен углу АКВ, который называется углом зрения (рис. 5).

Рис. 5

 

 

 

Задача 6 «Рефракция глаза и ее аномалии»

Содержание работы: изучили рисунок 6

Рис. 6

      1. Дальнозоркий (гиперметропический) глаз: главный фокус находится за сетчаткой; глаз имеет более короткую переднезаднюю ось, чем нормальный.

      2. Глаз с нормальной рефракцией: лучи, падающие издали на глаз параллельно друг другу, после преломления сходятся на сетчатке, в главном фокусе оптической системы. Длина нормального глазного яблока в среднем у взрослых составляет 24 мм. Глаз с нормальной рефракцией называется эмметропическим.

      3. Близорукий (миопический) глаз: главный фокус, т. е. точка схождения лучей после преломления, находится перед сетчаткой, что обусловлено в ряде случаев большей длиной глазного яблока и спазмом аккомодации.

 

Вывод: в зависимости от точки фокусировки лучей света различают 3 типа рефракции глаза.

 

Ответы: коррекция миопии – очки с рассеивающими двояковогнутыми линзами. Коррекция гиперметропии – двояковыпуклые линзы.

 

 

 

Задача 7 «Исследование  периферического зрения»

 

Опыт 1

Содержание работы: Сделайте из бумаги две узкие трубочки и приставьте их к глазам, сузив таким образом периферический обзор. Попытайтесь передвигаться по комнате — посмотрите, что из этого получится. При анализе результатов учтите, что острота центрального зрения остается прежней.

Результат: передвигаясь по комнате с приставленными трубочками к глазам, обзор у испытуемого был сильно ограничен - было трудно перемещаться.

Опыт 2

Оснащение: повязка на глаза, палочка.

Содержание работы:  обследуемого усадите спиной к окну. Против него на расстоянии 30-50 см сядьте сами. Оба закройте ладонью или повязкой разноименные глаза: если обследуемый закрыл левый глаз, то вы закройте правый. Обследуемый фиксирует взор на противоположном глазу экспериментатора.

Строго по середине между лицом  обследуемого и своим перемещайте палочку или указательный палец от периферии к центру. Как только обследуемый заметит движение объекта, он сообщает об этом. Сравните, одновременно ли с вами обследуемый начинает его видеть (обязательным условием является нормальное поле зрения у вас). Передвигайте палочку или палец сверху, снизу, слева и справа, можно и от центра к периферии. В таком случае оба участника исследования отмечают момент исчезновения объекта. Контрольный метод дает только ориентировочное представление о действительном поле зрения.

Информация о работе Физиология сенсорных систем