Язык политики: современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ роли языка политики в современной России. Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «языка политики» и его основные особенности
Проанализировать использование политического языка в массмедиа
Сделать выводы по исследованию

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика политического языка
1.1. Язык и политика
1.2.Манипулятивные возможности политического языка
Глава 2. Особенности политического языка в современной России
2.1. Использование политического языка в массмедиа
2.2. Анализ языка политики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Язык политики.docx

— 78.54 Кб (Скачать)

     И главное: предвыборный агитационный лозунг должен напитывать смыслом и энергией все виды предвыборной активности, быть пригоден для использования  в самых разнообразных предвыборных ситуациях. Тогда все выступления  кандидата будут дополнять друг друга, а избиратели станут по лозунгу  отличать и узнавать кандидата.

     Успех в политической сфере во многом зависит  от эффективности информационного  воздействия на социально-политическую среду - избирателей, широкую общественность, неформальны объединения.

     Политики  любят «бесплатные средства информации»  потому что в отличие от рекламы  их роль в такой деятельности не связана с авторством. Когда имя  политика упоминается в новостях, ответственность за цитирование  и интерпретацию лежит на редакторе  и журналистах.

Качество  «бесплатных средств информации»  является палкой о двух концах. То, до какой степени выступление политика в новостях или ток-шоу не поддается  редакторской правке, определяет и  количество потенциальных ошибок. Интервью в эфире могут иметь как  позитивные, так и негативные последствия. Ошибочные суждения о политическом событии могут появиться, после  того как информация о нем попала в руки средств массовой информации.

     Преимущества  «бесплатных СМИ» для политики связаны  с уверенностью аудитории, что выступление  проходит в «живую». Или, если не в  живую в техническом смысле, то, в крайнем случае, не являются подготовленной политической рекламой. Аудитория знает об этом, поскольку политики зачастую совершают ошибки, таким образом, появляется почва для позитивной оппозиции и критики. Следовательно, политики, желая увеличить свое воздействия на аудиторию такими «неотрежессированными» выступлениями, все же хотят установить контроль над выходящей в эфир информацией. Для этого необходимо участие профессионалов, имеющих опыт работы со СМИ.

     «В  целом, новостные конференции создаются  для увеличения освещения в прессе. Поэтому время и место проведения конференций устанавливается так, чтобы они попали в наиболее актуальные новостные выпуски и были наиболее доступными для журналистов. Однако все это еще не гарантирует  положительных отзывов в прессе.

     Телевидение - самое мощное средство воздействия  на избирателей. Недаром современные  выборы часто называют телевыборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов. Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс-секретарей, режиссеров, их искусство владения «телевизионным окружением», позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства. Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред кандидату. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.

     Несмотря  на опасность, связанную с использованием бесплатных СМИ, новостная ценность прямого эфира интервью или дебатов  гарантируют, что ни лидер партии, ни государственный деятель не смогут отказаться от участия. Для минимизации  рисков политики пользуются услугами PR-специалистов, который должны убедиться, что интерпретация слов политика будет правильной и желаемой.

     Телевидение играет доминирующую роль в избирательных  кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует  победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для  формирования содержания кампании и  управления им. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного  канала и эксплуатация этого СМИ  для политических целей.

     Впрочем, не всегда те же самые теледебаты, обращения  депутатов к народу, способствует росту числа избирателей. Ведь чрезмерное рекламирование может надоесть.

     В России положение СМИ имеет некоторые  особенности. Нынешний потенциал воздействия  СМИ на массовое политическое сознание (общественное мнение) очень мощен. Рассматривая политическую составляющую российского медиа-рынка, можно сказать, что отличительной чертой этих отношений, сложившихся на политическом рынке России в последнее время, можно назвать непосредственное участие СМИ в многочисленных избирательных кампаниях, ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества. Поэтому вполне закономерен тот факт, что важнейшей тенденцией стало возникновение мощных информационных структур, впоследствии названных «медиа-империями». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЯЗЫКА ПОЛИТИКИ

     В чем особенность языка политической коммуникации? Современный “политический  язык” определяется как “совокупность  всех речевых актов, используемых в  политических дискуссиях, а также  правил публичной политики, освященных традицией и проверенных опытом”, при  том, что “политический язык - это особая знаковая система, предназначенная именно для политической коммуникации”. Материалом пристального рассмотрения явились лексические и фразеологические единицы, выбранные из выступлений политиков, политических обозревателей и комментаторов, публикаций СМИ.

     Актуальность  определенной лексики и фразеологии, частотность их употребления позволяют  выделить в современном политическом дискурсе так называемые “ключевые слова текущего момента. Функционирование нового политического дискурса (языка) оправдывается динамичной сменой пластов словарного состава: широко употребленные на каком-либо этапе единицы уходят в просторечный запас при смене исторических эпох; вводятся в обиход принципиально новые слова и обороты: происходит актуализация старых понятий - наполнение их новым семантическим содержанием. Образование новых лексических единиц происходит, как правило, по продуктивным моделям. Особый интерес вызывает собственно политический “метаязык”, переносное употребление лингвистической терминологии: проартикулировать предложения “обнародовать”; на вербальном уровне “в виде формулировок”; предвыборная риторика “пустые обещания”.

     В современном политическом языке  отчетливо прослеживается тенденция  к употреблению стилистически сниженной  лексики и фразеологии (разговорной, просторечной, жаргонной): наработки, разборки, кидать, молчать, крыша, выбивать деньги, косить от армии, сесть на иглу. Эта особенность во многом характеризует “языковой вкус эпохи”. Другой чертой современного политического дискурса является тяга к использованию заимствований. Как известно, период перестройки привнес в обиход консенсус и плюрализм, саммит; импичмент и др. Как отмечает В.Г. Костомаров, новый политический язык, пришедший на смену советскому казенному языку, складывается в том числе за счет появления новой фразеологии.

       Так, во второй половине 80-х годов в массовой речевой обиход вошло горбачевское выражение процесс пошел, актуализировались сочетания твердая (сильная) рука, бархатная революция (переворот); социально-экономические изменения в начале 90-х обусловили появление фразеологических неологизмов новые русские, богатые Буратино. Фраземика современного политического дискурса представлена, к примеру, следующими словосочетаниями: ближнее зарубежье, адресная помощь, протестное голосование, властная вертикаль, административный ресурс. Из актуальных перифраз следует отметить, в частности, гарант Конституции “президент”, партия власти “Единая Россия”. В оппозиционных кругах нередко переосмысливаются выражения советского периода: холодная гражданская война “состояние общественной напряженности”, закручивание (завинчивание) гаек “усиление влияния государственного аппарата”. Одной из главных примет современного политического дискурса, по мнению исследователей (А.Н. Баранова, Д.О. Добровольского, Ю.Н. Караулова, А.П. Чудинова и многих других), является его чрезвычайно богатая метафорика.  

     Характерное использование метафоры как способа  оценки явлений и фактов проявляется  в различных семантических преобразованиях, на основании чего выделяются “тематические  блоки” метафор: растительные - ветви  власти, корни реформ; военные - предвыборные баталии, война компроматов; строительные - политическое здание, национальные квартиры; спортивные - предвыборная гонка, мощный старт; медицинские - паралич власти, шоковая терапия; театральные - избирательный  фарс, политический сценарий и другие блоки метафор.  Метафорические употребления различных типов можно проследить, в частности, в следующих контекстах: “неизвестно, кто в верховном суде, сыграв в обычный бюрократический футбол, отказал в рассмотрении жалобы”; “Резкое похолодание политического климата заставляет вспомнить о мрачном периоде нашей истории”; “Нашему обществу нужны регулярные инъекции той самой правды - о власти, о стране, о нем самом”; Политический маятник с такой огромной амплитудой попросту разнесет государство”. Таким образом, метафоризация играет большую роль в складывании лексики и фразеологии современного политического языка. Названные лексико-фразеолгические особенности языка политики доазывают, что социально-оценочная, интерпритирующая составляющая оказывается не менее важной, чем информативная сторона высказываний.

2.1 Анализ  речи президента Дмитрия Медведева

Прямая  речь Президента РФ Дмитрия Медведева.

Мы проанализируем речь Д.Медведева как образец  политического выступления.

Первое, что можно отметить, это условия  речевого взаимодействия: речь проходит в институциональном дискурсе (президент - граждане РФ). Данное высказывание является подготовленным, о чем свидетельствует точность, логичность, непрерывность, последовательность изложения материала, отсутствие нарушений речевых и грамматических норм, что простительно для спонтанной, неподготовленной речи. Президент активно пользуется политической терминологией: коррупция, государство, модернизация, законодательство, экономическая, социальная сферы, антикоррупционный план, тендеры; политическими клише: «кодекс поведения», «административные регламенты», «правовое просвещение», «межотраслевой подход», «на рассмотрение вынесена одна из наиболее острых проблем», «борьба с преступностью», «угроза для государства». Все это свидетельствует о публицистическом характере речи.

Какова  цель данного высказывания?

Предназначение  политического дискурса президента - внушение адресатам необходимости «политики правильных действий и оценок». То есть своим выступлением Д.Медведев провозглашает правильное, заботящееся о своих гражданах государство. А добивается он этого благодаря предмету своей речи. Он призывает членов Правительства и всех соотечественников принять участие в организации и поддержке борьбы с коррупцией («противодействие коррупции»). Немаловажной задачей прямой речи президента является формирование общественного мнения, что позволяет, также как и структура речи, публицистическая форма, отнести данное высказывание к публичному выступлению.

Как президент  обосновывает необходимость в этом?

Д. Медведев утверждает, что «коррупция - это  угроза для любого государства», которая  создает пропасть между властью  и гражданами. Он приводит факт вступления России в группу государств против коррупции. Указывает на высокий уровень этого разрушающего явления в стране, приводит статистические данные; говорит о необходимости борьбы в первую очередь в правоохранительных органах и судебной системе. Затем глава государства приводит порядок решения данной проблемы - плана противодействия коррупции, который включает в себя три раздела.

«Первый - это сугубо юридическая часть, модернизация нашего законодательства в этой сфере. Вторая часть более многоплановая - это меры по противодействию коррупции и профилактике коррупции в экономической, социальной сферах, создание системы стимулов к антикоррупционному поведению. И третья часть - это правовое просвещение, оценка со стороны общества тех явлений, которые в этой сфере присутствуют».

Затем Медведевым предлагаются пути реализации этого плана.

В заключении можно сказать о структуре  речи политика, она состоит из трек пунктов:

1. Выявление  проблемы;

2. Доказательство  проблемы;

3. Пути  решения проблемы.

То есть композиция речи и ее оформление вполне понятны и доступны представителям любой социальной прослойки.

   Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что речь президента России носит характер публичности и  иституциональности, т.к. ориентирована на широкую аудиторию. Также она соответствует двум максимам речевого поведения политика: макс Публичная политическая речь является не только официальным выступление политика, но и в некоторой степени его «языковым лицом», которое в свою очередь работает на создание определенного имиджа. Выступления на публике - это хороший способ не только заявить о себе, но сделать грамотную и яркую речь своей «визитной карточкой», своеобразным «фирменным знаком» того или иного политика. И не последнюю, а зачастую и одну из самых важных ролей, здесь играет правильный выбор и грамотное использование определенных стилистических языковых средств, в том числе и лексических единиц речи.

      Нормативы советской политической речи воспроизводятся  на уровне стилистики, речевых штампов  и общих мест. Язык, идеологемы и образы советской эпохи приспосабливаются к задачам объяснения и формирования новой политической реальности.

      На  основе выступлений двух политиков  проведем анализ поведения и разговорного стиля речи.

Жириновский В.В.

     На  основе анализа стенограмм выступлений  Жириновского в Государственной  Думе в 2000-2007 годах, говоря о речи политика Жириновского, можно заключить: Жириновский подчеркнуто выступает не от себя, а от группы людей (думской фракции, партии ЛДПР либо недовольных законом. Цель произнесения этих словосочетаний легко достигается – создается впечатление, что Владимир Вольфович действительно только посредник между Думой и народом, ясно и четко диктующий, что надо делать. В концовке выступления оратор заканчивает на пафосно-трагической ноте: «Давайте на это заранее выделять деньги, нам будет не хватать количества мест в моргах» – грозно заключает Жириновский. Гиперболизация последствий служит, естественно, для убеждения, для подтверждения того, что его предложения действительно крайне важны для страны.

Информация о работе Язык политики: современные тенденции