Язык политики: современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ роли языка политики в современной России. Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «языка политики» и его основные особенности
Проанализировать использование политического языка в массмедиа
Сделать выводы по исследованию

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика политического языка
1.1. Язык и политика
1.2.Манипулятивные возможности политического языка
Глава 2. Особенности политического языка в современной России
2.1. Использование политического языка в массмедиа
2.2. Анализ языка политики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Язык политики.docx

— 78.54 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Курсовая  работа

По дисциплине: Стилистика и литературное редактирование                                  

На тему: Язык политики: современные тенденции 
 

                Выполнила: студентка

                Гр. СО-201

                Ф.И.О. Дядык Кристина Владимировна

                Руководитель:

                Ф.И.О. Коренева Анастасия Вячеславовна

                Дата _________________________________

                Подпись ______________________________ 
                 

Мурманск

2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

   Введение

   Глава 1. Характеристика политического языка

   1.1. Язык  и политика

   1.2.Манипулятивные  возможности политического языка

   Глава 2. Особенности политического языка в современной России

   2.1. Использование политического языка в массмедиа

   2.2. Анализ языка политики

   Заключение

   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Мысль меняется в зависимости  от слов, которые  ее выражают.

Б. Паскаль 

     Политика, ее институты и процессы не существуют безотносительно к языку и  языковым процессам в обществе. Напротив, язык самым существенным образом  входит в состав политики и политических процессов. В то же время и сам  язык в той или иной степени  испытывает на себе влияние политики. Язык, как известно, становится объектом особой языковой политики и языкового  планирования со стороны государства. Но если отвлечься от этого очевидного факта, то все же останутся многие другие аспекты взаимоотношения языка и политики.

   Целью данной работы является анализ роли языка политики в современной  России. Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи исследования:

  • Раскрыть сущность понятия «языка политики» и его основные особенности
  • Проанализировать использование политического языка в массмедиа
  • Сделать выводы по исследованию

   Объектом  исследования данной курсовой является политический язык как средство передачи информации, а предметом – характеристика языка политики.

   При написании курсовой мною были использованы следующие методы научного исследования:

  • Сравнительный метод
  • Изучение монографических публикаций и статей
  • Аналитический метод

   В проделанном исследовании проанализированы особенности политического языка в современной России и использование политического языка в массмедиа, а также выступления ведущих политиков и исследования по этой теме.

   Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и  приложений.

     Восприятие  политических реалий формулируется  с помощью средств и образности языка. Слова не просто характеризуют  политику - они сами являются ее частью. Прямая связь языка с властью  дает возможность говорить о существовании  такого явления, как «политический  язык». По сути, речь любого политического  деятеля отражает (прямо или косвенно) его глубинные политические и  моральные установки. Именно поэтому тема данной курсовой работы  является крайне актуальной.

     В литературе встречаются также выражения "специальный политический язык", "функциональный стиль политики", "специальный словарный состав политики", "специальная политическая лексика". Все они имеют право  на существование, но наиболее соответствующими, по существу дела, являются выражения "язык политики" и "политическая лексика". Они, по моему мнению, во-первых, почти синонимы, а во-вторых, что  более важно, являются более общими по сравнению с выражениями "специальный  политический язык" и "функциональный стиль политики". 

     Политический язык насыщается грубо-просторечными выражениями. Это вызывает возмущение части общества, сохраняющей тяготение к строгому стилистическому разграничению. Речь должна отвечать требованиям понятности, логичности, языковой правильности. Понятность предполагает ориентацию на средний уровень адресата, его культурные предпочтения, ментальные особенности и поведенческие стереотипы. Чаще всего для общения используется литературный язык публицистической разновидности с вкраплениями элементов официально-делового, разговорного и научного стиля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

ГЛАВА 1. ЯЗЫК И ПОЛИТИКА

     Язык - это постоянно изменяющаяся и  изменяющаяся система, выполняющая  в обществе и культуре целый ряд  функций - функцию выражения, функцию  обозначения, познавательную функцию, функцию информационно-трансляционную, коммуникативную функцию. Он является специфическим социокультурным средством хранения, накопления и передачи информации, а также управления человеческой деятельностью и поведением. Не случайно, поэтому язык составляет предмет или же входит в состав предмета целого ряда научных дисциплин и философии.

     Наполняя  политическую коммуникацию, язык является исключительно эффективным инструментом политики, борьбы за власть, влияние  и контроль, а также сущностным наполнением политических коммуникаций.

     В известном смысле "язык политики можно рассматривать как естественный код политической культуры, причем код, открывающий доступ едва ли не ко всем ее сферам и пластам". Кроме  того, язык - это средство коммуникации между лидером и его избирателями. "Язык действует в некотором  роде как связующее звено политического  общества, как инструмент поддержания  необходимого информационного уровня общества". Поэтому нельзя не уделить  этой проблеме внимания. Тем более  что язык, как и любое другое средство коммуникации, является мощнейшим  орудием манипуляции сознанием  избирателей.

     Язык  и политика – два аспекта их соотношения: 1) язык как орудие политики, 2) язык как объект политики. 

     В первом случае речь идет о ведении  политики средствами языка: язык выступает  здесь как инструмент воздействия  на общество для достижения определенных политических целей,  в этом смысле говорят о  “языковом манипулировании”.

     Во  втором случае подразумевается    политика,  которая проводится в  отношении самого языка,  то есть  собственно  “языковая политика”.  Западные исследователи нередко  применяют синонимичный термин  “языковое планирование”. 

     Языковая  политика в системе междисциплинарных  связей (лингвистика и политология).  Объекты языковой политики и языкового планирования: 1)  конкретный язык (например,  русский), 2)  группа языков  (выделяемая по разным признакам,  например,  по их происхождению –  славянские языки,  по взаимодействию в составе многонационального государства –  языки народов Российской Федерации,  по взаимодействию на международной арене –  мировые языки и пр.), 3)  языковая ситуация  (тип контактирования и взаимодействия языков), 4) коммуникативная ситуация  (допустимость или недопустимость использования тех или иных языковых пластов – диалектизмов, жаргонизмов,  табуированной лексики и пр. – в речевом общении; формирование речевого поведения и через него языковой личности). 

     Основные  цели языковой политики в  применении к конкретному языку: - сохранение существующего языка,

       - изменение существующего языка. 

     Другие  возможные цели языковой политики: -  возобновление функций (“оживление”)  мертвого литературного языка  (современная  история иврита); - создание нового литературного  языка  (история новонорвежского,  индонезийского и др.  языков).   

     Статус  и корпус языка как объекты  языковой политики. Под статусом языка  понимается: 1)  роль языка в данном государстве в сравнении с  другими языками, функционирующими в этом же государстве;

     2)  роль языка за пределами государства,  т.е.  на международной арене,  в сравнении с другими языками,  также действующими на международной  арене. 

     Языковая  политика,  направленная на сохранение или изменение статуса языка,  всегда предполагает одновременное  воздействие и на другие языки, действующие  в том же государстве или на международной арене,  так как  изменение статуса одного языка  влечет за собой одновременное изменение  статуса и прочих языков.  Поэтому  статусная языковая политика всегда является комплексной:  она предполагает воздействие как на конкретные языки,  так и на группы языков, как на языковую ситуацию в целом, так и на коммуникативное поведение членов языкового сообщества.

     Под корпусом языка понимается его внутреннее устройство  (фонетика,  орфография, грамматика,  лексика,  терминология),  а также соотношение форм существования  языка (письменная и бесписьменная  формы,  литературный язык и диалекты). 

     Языковая  политика, направленная на сохранение или изменение корпуса языка  (корпусная языковая политика), не предполагает воздействия на другие языки;  она  нацелена лишь на один язык. 

     Такая языковая политика может иметь следующие  задачи:

     1) поддержание норм данного языка  (культура речи) и его защита  от структурного проникновения  (“языковой интервенции”)  другого  языка,  воздействия диалектов  или жаргонов;

     2)  структурное обогащение данного  языка  (например,  создание письменности  и наддиалектной литературной  нормы для ранее бесписьменных  языков, создание и развитие терминологии  и т.п.).

     Субъекты  языковой политики. В обычных условиях субъект языковой политики идентичен  с субъектом государственной  политики: в качестве субъекта политики в обоих случаях выступает  государственная власть в специфических  для данной страны формах  (монархия или республика, демократия или автократия и пр.).

     К исключительному ведению государства  относится языковое законодательство. Языковая политика составляет важнейший  компонент национальной политики в  многонациональных государствах и  благодаря этому становится системообразующим фактором,  определяющим конституирование государства,  а следовательно,  и государственной власти. Отсюда обратное воздействие языковой политики на государство.

     Другие  субъекты языковой политики:  общественные организации,  движения и партии; языковые учреждения различного профиля,  лингвистические направления и  школы,  влиятельные деятели национальной культуры.  Специфику языковой политики,  осуществляемой на международной арене, определяют ее субъекты: объединения  государств, межгосударственные и межнациональные  организации и институты. 

     Определение языковой политики: система мер,  осуществляемых государством, объединением государств, влиятельными общественными  институтами и деятелями культуры для сохранения или изменения  языка, группы языков, языковой или  коммуникативной ситуации.

     Языковая  политика варьируется в межгосударственных отношениях,  по-разному формулируется  в однонациональных и многонациональных государствах,  а также может различаться в областях одного и того же государства при различии национального состава их населения и при несовпадении их конституционного статуса (автономии различных рангов).  Следует поэтому выделять пространство языковой политики, т.е. ее привязку к определенной территории и к конкретному политико-административному устройству.

     Действующие модели языковой политики различаются  степенью идеологизированности, которая лежит в основе принципов языковой политики. Друг другу противостоят два основных принципа, составляющих идейную основу языковой политики: 1) примат человеческой личности и гражданских прав перед интересами государства и национально-языкового коллектива; 2) примат коллективных и государственных интересов перед интересами личности и гражданина.

     Модели  языковой политики не совпадают также  по применяемым методам (государственное  регулирование или общественное саморегулирование;  системное определение  языковой политики или ее проведение;  жесткое или мягкое постулирование языковой политики; учет или неучет мнения национально-языковых меньшинств и др.) и связанным с ними результатам:  как правило,  жесткий диктат сверху приводит к обострению национальных и языковых конфликтов,  тогда как более гибкие методы позволяют сбалансировать национально-языковые интересы различных групп населения. 

Информация о работе Язык политики: современные тенденции