Военно-политическое и военно-технич.взаимодействие в рамках ШОС

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших и наиболее динамичных отраслей экономики в настоящее время является туризм, который за быстрые темпы развития признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.
Перспективы развития китайского рынка туризма огромны и внушают большой оптимизм. Согласно данным ВТО, в 2020 году Китай займет первое и четвертое местa в мире соответственно по числу принятых туристов из-за границы и числу отечественных туристов, совершивших зaграничные туристские поездки.
Актуальность темы исследования - большое теоретическое и прикладное значение имеют анализ развития и формирования инфраструктуры туризма и гостеприимства Китая и ее воздействия на международные туристские рынки. В последнее время Китай стал наиболее привлекательным для туристов из многих других стран, в особенности, для туристов России.
Объект исследования: Китайская Народная Республика.
Предмет исследования: туристическая индустрия.
Цель работы – изучить историческое развитие, особенности географического положения, выделить развитие туристической отрасли и роль основных природных объектов в туристической деятельности Китайской Народной Республики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эапы формирования ШОС 5
Глава 2. Военно-политическое взаимодействие России и Китая в рамках ШОС………………..7

Глава 3. Военно-техническое взаимодействие

Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 78.92 Кб (Скачать)

Российско-китайские отношения  являются самым значимым фактором внутри ШОС. Двустороннее сотрудничество в рамках организации также оказывает влияние на отношения двух стран за её пределами.

Двустороннее сотрудничество в многостороннем формате

Для Москвы и Пекина ШОС  является инструментом реализации двусторонних программ сотрудничества на региональной  уровне, в результате чего отпадает необходимость заключения двусторонних соглашений ad hoc, в которых нелегко  достичь политического равновесия9. Большое количество преимущественно двусторонних российско-китайских программ оказались включёнными в повестку дня ШОС. Так, Энергетический клуб ШОС может рассматриваться как российско-китайский проект, преследующий цель продолжения бесконфликтного развития их отношений в качестве поставщика и потребителя энергии. В то же время, этот проект отвечает цели вовлечения энергетической̆ политики центрально-азиатских государств в рамки российско-китайских отношений10. Помимо этого, «российско-китайское» сотрудничество в сфере безопасности парадоксальным образом представляется в форме двусторонних отношений в рамках многосторонних отношений ШОС». Показательный̆ пример этому – военные учения ШОС в рамках «Миссии мира» 2005 и 2007 годов, которые многие аналитики восприняли как российско-китайские маневры, а сотрудничество в рамках ШОС – лишь прикрытие для них.

Основной̆ причиной̆ доминирования российско-китайских проектов в ШОС является недостаток финансовых ресурсов. Для международной̆ организации бюджет ШОС относительно невелик. Он обеспечивает лишь административные расходы и распределяется между Секретариатом и Региональной̆ Антитеррористической̆ Структурой̆11. Как следствие, отдельные программы, реализуемые в рамках ШОС, финансируются за счет поступлений государств-членов на межправительственной̆ основе. Поэтому, хотя в юрисдикции ШОС перечислены разнообразные двусторонние, трехсторонние и многосторонние проекты, на деле «ни один из этих проектов не реализуется самой ШОС; они были бы реализованы даже если ШОС не существовала бы вовсе». Программы чаще всего выдвигаются Россией̆ или Китаем или совместно обеими странами, в наибольшей̆ степени способными финансировать их реализацию. Финансовые вложения в бюджет ШОС пропорциональны размеру экономик государств-членов. Россия и Китай вносят по 24 % бюджета. За ними следуют Казахстан (21%), Узбекистан (15%), Киргизстан (10 %) и Таджикистан (6 %). Посты в Секретариате распределяются по этому же принципу. Благодаря своим вкладам, Россия и Китай имеют большее влияние внутри организации по сравнению с другими государствами-членами. Подобная организационная модель позволяет России и Китаю реализовывать совместные проекты и развивать свои отношения за пределами двусторонних связей.

До недавнего времени  китайское правительство сдержанно реагировало на международные конфликты. Однако, его позиция по отношению к прилегающим регионам стала более активной. В 2003 году президент Ху Цзиньтао официально поддержал так называемую политику «добрососедства», нацеленную на усиление дружественных и стабильных отношений со всеми граничащими с Китаем государствами12. Как следствие, позиция Китая значительно активизировалась в рамках регионального сотрудничества, например, в Ассоциации государств Юго-восточной̆ Азии плюс Япония, Китай и Южная Корея (АСЕАН плюс три).

M. Оресман приводит данные  о том, что в 2004 году бюджет  ШОС составлял 3.5 миллиона долларов, из которых 2.16 миллионов предназначались  Секретариату, а остальное Региональной антитеррористической структуре (РАТС). Обновление ШОС – первый̆ опыт участия Китая в создании региональной̆ организации. Она представляет для Китая не просто инструмент развития отношений с государствами Центральной̆ Азии и Россией, но и опыт нового подхода к проведению внешней̆ политики. Китай «заинтересован в демонстрации своей способности создать международной блок, независимый от Запада и основанный на принципах, отличающихся от западных». В силу этого, Китай стремится к сотрудничеству с Россией, уже имеющей значительный опыт создания многосторонних проектов. Россия является для Китая желанным партнером так как их взгляды на международную систему во многом схожи в противоположность многим ведущим западным государствам. Для Москвы, учитывая её опасение превратиться в младшего парнёра Китая, нет ничего лучше, чем взять на себя роль старшего советника внутри организации и, таким образом, закрепить своё положение равного партнера.

Нормативная и дипломатическая  функции ШОС

Россия и Китай солидарны  по проблемам сепаратистских регионов, которыми являются Чечня в России и Тайвань и Тибет в Китае. Совместные заявления по международным  событиям нередко делаются в противовес западной критики мер по обеспечению стабильности в этих регионах. Другой общей позицией является совместное отстаивание преимуществ многополярной международной системы и главенства национального суверенитета и территориальной целостности как ведущих принципов в международных отношениях.

Россия и Китай определяют дипломатический курс организации в соответствии со своими двусторонними приоритетами. В международных отношениях ШОС отстаивает базовый принцип невмешательства во внутренние дела и не одобряет позицию Запада о том, что пренебрежение этим принципом оправдывается гуманитарными целями. Как Россия и Китай, ШОС выражает критику применения Западом «двойного стандарта» и осуждает «экспорт» его модели развития13. ШОС также была использована как механизм защиты действий её членов по подавлению сепаратизма. Одним из таких примеров стало заявление ШОС в мае 2008 года в поддержку действий китайского правительства по подавлению демонстраций этнических тибетцев в Тибетском автономном районе Китая14.

Москва и Пекин придают  важное значение ШОС в дипломатическом  плане, поскольку заявления организации  обладают большим политическим весом, чем односторонние или двусторонние. Вместе с четырьмя другими государствами  Россия и Китай пользуются большим  авторитетом и могут выступать  от имени всего Евразийского  региона. Российско-китайская дипломатическая  повестка дня со всей очевидностью соответствует интересам руководства  республик Центральной Азии, которое  подвергается критике со стороны  международного сообщества за действия  по отношению к сепаратистским регионам, как в случае с Андижаном.

Однако отношения ШОС  к тем или иным международных  вопросов не полностью совпадают  с позициями и интересами центрально-азиатских  республик. Например, если Узбекистан присоединился к заявлению, сделанному на саммите в Астане, и обратился  к США с просьбой покинуть военно-воздушную базу в Карши-Ханабаде, Киргизстан не поддержал это предложение, и американская база в Манасе продолжает функционировать. Опасения киргизского  руководства о том, что уход военных  сил США может поставить под  угрозу другие ценные для Киргизстана  аспекты отношений с этим государством, пересилили желание остаться верными  курсу ШОС15.

Значение дипломатической составляющей ШОС также прослеживается в политике формирования и продвижения  совместного российско-китайского  подхода к международным вопросам. Организация стремится стать альтернативой международной системе, в которой доминируют США. Однако, несмотря на нормативную роль ШОС, республики Центральной Азии способны принимать решения на основе независимой от России и Китая оценки своих стратегических интересов.

Различия во взглядах на будущее

На начальном этапе  Россия и Китай смогли найти общий подход к вопросам безопасности в  регионе, основывая свои действия  на сотрудничестве в решении общих проблем и стремлении к созданию ШОС. Теперь необходимо разработать более широкую программу. Но это может оказаться более трудной задачей по причине существующего расхождения между Россией и Китаем в вопросе о том, в каком направлении должна развиваться организация. Россия выдвигает на первый плен вопросы безопасности, а Китай стремится сделать новым приоритетом экономическое сотрудничество16. Приверженность данной идее зависит от области сотрудничества. Так, все государства-члены поддерживают углубление сотрудничества в сфере энергетики и развития транспортных и коммуникационных инфраструктур. Создание Энергетического клуба ШОС считается российской инициативой, о которой президент Владимир Путин объявил на шанхайском саммите ШОС в 2006 году. Россия использует ШОС как механизм сотрудничества в развитии инфраструктур, а также для координации своей энергетической политики34. Эти широкомасштабные экономические проекты отвечают интересам Москвы в центрально-азиатских республиках. Они также представляют интерес для Китая, рассчитывающего на то, что Россия и Центральная Азия станут основными надёжными источниками сырья для его быстрорастущей экономики.

Что касается менее крупных  проектов, то интересы России и Китая  не совпадают. Москва не разделяет заинтересованность Китая в реализации проектов, нацеленных на снижение торговых барьеров между  государствами-участниками, а также  его желание создать общую  торговую зону со странами-членами  ШОС. Быстрый рост экономики и высокий уровень производства товаров народного  потребления обусловливают необходимость  для Китая получения привилегированного доступа к потребительским рынкам Центральной Азии. Объём торговли между  Китаем и Центральной Азией увеличился в три раза с 2002 по 2007 годы17. Китайское правительство уделяет большое внимание развитию своих западных провинций, что означает быстрый рост приграничной торговли между провинцией Синьцзян и соседними Казахстаном и Киргизстаном.

Перспектива экономического доминирования Китая вызывает серьёзную озабоченность в Москве. Разногласия  между двумя странами стали ощутимыми  в ходе саммита 2005 года в Астане, когда Китай предложил государствам-членам беспроцентный кредит на сумму 900 миллионов  долларов36. Узбекистан и Киргизстан приняли это предложение, а Россия отклонила его, посчитав «условия займа невыгодными», поскольку они предполагали закупку китайских товаров. Российское  руководство опасалось наводнения как своих, так и центрально-азиатских  рынков дешёвыми китайскими товарами. Это вызвало бы потерю суверенного контроля над экономикой страны, а также социально-экономические проблемы18. Таким образом, Россия, проявляя инициативу в развитии широкомасштабных

 

Опасение России стать  младшим партнёром

Экономическое развитие Китая  вызывает у Москвы страх потерять равноправие в отношениях и попасть  в зависимость от Пекина. Но это  лишь одна из причин опасения Москвы. Другими  словами, «Россия нуждается в  Китае больше, чем Китай в России, а главной проблемой России в выстраивании отношений является не столько сила Китая, сколько её собственная слабость». На ранних этапах развития ШОС Россия действовала в высшей степени прагматично, делая акцент на общих интересах и игнорируя остальные. Однако, теперь необходимо определить, что конкретно ждет Россия от ШОС в долгосрочной перспективе. Некоторые российские аналитики высказывают опасение, что организация ориентирована в основном на Китай и будет способствовать его доминированию над Россией42. Они считают, что российские интересы в ШОС отодвинуты на второй план, а организация обслуживает интересы Китая по укреплению его позиций в Центральной Азии. По их мнению, Россия получает намного меньше практической выгоды, и эта несимметричность может в будущем привести её к статусу младшего партнёра Китая в регионе19. Подобный взгляд на ШОС обуславливает более осторожную позицию российских политиков, пытающихся умерить энтузиазм Пекина по вопросам, которые вызывают опасения у Москвы.

Шанхайская организация  сотрудничества не только способствует реализации ключевых общих интересов  России и Китая, но и служит консолидирующим  фактором в российско-китайских отношениях.

Открытые и гибкие рабочие  рамки ШОС уже доказали свою эффективность. Расхождения во мнениях по вопросу  контроля за тарифами не повлекли серьёзных последствий для организации. Ни один из участников не попытался придать  этой теме жизненно важное значение, поскольку многие другие аспекты  деятельности ШОС делают эту организацию  важной составляющей внешней политики государств-членов. Это демонстрирует  роль ШОС в поиске компромисса  в рамках реализации общих программ. ШОС уже послужила тем форумом, на котором Россия и Китай достигли успехов в разрешении острых проблем. Разработка повестки дня ШОС была воспринята как негласное соглашение между Москвой и Пекином, в соответствии с которым Москва сохраняет свою главную роль в сфере

безопасности и политики Центральной Азии, а Китай берёт на себя лидерство в сфере экономического развития.

Организационная модель ШОС  предоставляет обеим странам  возможность контактов между  их правительствами на различных  уровнях, предлагая новые формы  сотрудничества для преодоления  расхождения интересов20. По этой причине не все российские аналитики пессимистично оценивают преимущества России от членства в ШОС. Многие считают его продуктивным для долгосрочных отношений с Китаем. Наряду с практической пользой от антитеррористического и экономического сотрудничества, на базе регулярных встреч в рамках ШОС были установлены многочисленные связи между представителями администраций обеих государств, а также экспертами и аналитиками. Помимо этого, ШОС стремится к развитию связей и взаимопонимания между населением своих государств-членов, подчёркивая их историческую близость. Подтверждением этому служит проведение года России в Китае в 2006 году и года Китая в России в 2007 году. Подобные мероприятия помогают поддерживать интерес как государственных структур, так и широких слоёв населения государств-членов к программам ШОС в различных сферах, от вопросов безопасности до культуры. Они создают потенциал для развития отношений, при которых обсуждение проблем может успешно осуществляться без нанесения ущерба для их позитивной динамики.

 

 

Заключение

В среднесрочной перспективе  ШОС будет оставаться важной  составляющей российско-китайских отношений, которые в свою очередь  будут способствовать развитию организации. Тем не менее, для собственного развития ШОС недостаточно быть только средством  продвижения интересов лишь двух из шести стран-членов. Она должна гарантировать включённость центрально-азиатских  республик, отстранение которых  от деятельности организации подорвало  бы её жизнеспособность, даже несмотря на хорошее состояние российско- китайских отношений. В свою очередь, недостаточная легитимность ШОС, которую  может вызвать потеря к ней интереса со стороны других государств-членов, повлекла бы негативные последствия  и для этих отношений. Подобная взаимосвязь служит для Москвы и  Пекина сильным мотивирующим фактором для обеспечения роли ШОС, не сводящейся  к обслуживанию их двусторонних отношений.

Информация о работе Военно-политическое и военно-технич.взаимодействие в рамках ШОС