Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:34, реферат
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой — протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад.
Введение
1. Теория государственного суверенитета.
1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников
Уже Боден, вопреки
Аристотелю, не считал рабство законом
природы и рекомендовал его отмену.
По мере развития цивилизации, общей
культуры человечества и международных
связей были запрещены работорговля,
а затем и рабство, пиратство,
расовая дискриминация, химическое, бактериологическое
и некоторые другие виды оружия, угроза
силой или ее применение в международных
отношениях, всеми государствами признан
режим свободного моря и ряд других обязывающих
или запрещающих норм и принципов международного
права. Все это, однако, не означает отрицания
или умаления суверенитета как признака
(качества) независимого государства.
В серьезных
теоретических исследованиях, посвященных
проблемам суверенитета, говорится
об отдаленной перспективе отмирания
(исчезновения, но не ограничения) суверенитета
вместе с государством в результате создания
мирового правопорядка и преодоления
разобщенности человечества .
В настоящее
время учение Бодена о суверенитете
актуально в теоретическом и
практическом отношениях.
Во-первых, актуален
вывод Бодена о том, что суверенитет
присущ только государству как неотъемлемое
качество верховной власти в стране.
Встречающиеся в литературе рассуждения
о различиях "власти государственной"
и "власти политической" отражают
лишь то обстоятельство, что в некоторых
государствах, формально конституционных
и демократических, реальная власть на
самом деле принадлежала не государству,
а верхушке правящей партии либо господствующего
духовенства, вершивших все дела от имени
государства.
Что касается суждений
о "суверенитете личности", "суверенитете
нации", то это не более чем
публицистические метафоры, призванные
подчеркнуть, в частности, право
личности на индивидуальность и самобытное
проявление, на свободу, права и обязанности
в рамках закона либо право нации (этноса)
на национально-культурную автономию,
обеспечивающую сохранение языка, культуры,
нравов, верований, обычаев, т.е. всего,
что связано с существованием и сохранением
данного этноса.
Во-вторых, суверенитет,
по Бодену, неограничен. Как независимость
государственной власти от всякой другой
власти суверенитет либо есть, либо его
нет; неограниченность нельзя ограничить.
Формулировки об "ограниченности суверенитета",
существовавшие в конституциях СССР и
союзных республик, были основаны на смешении
понятий "суверенитет" и "компетенция"
(по существу речь шла о распределении
компетенции между государственными органами
СССР и союзных республик) и содержали
внутреннее противоречие, которое в последнем
варианте союзной Конституции (1977 г.) получило
завершенное воплощение в формулировках,
согласно которым на одной и той же территории
одновременно существуют два суверенных
государства — СССР и союзная республика.
В-третьих, Боден
подчеркнул такое качество суверенитета,
как его неделимость; именно на этом
качестве суверенитета основано отмеченное
Боденом различие между федерациями и
конфедерациями как разновидностями сложных
государств.
2.2
Политические и
правовые учения
эпохи Возрождения
и Реформации
Возрождение и
Реформация — самые крупные и знаменательные
события позднего западноевропейского
средневековья. Несмотря на хронологическую
принадлежность эпохе феодализма, они
по своей социально-исторической сути
представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные
явления, подрывавшие устои старого, средневекового
мира. Разрыв с господствовавшим, но уже
превращающимся в анахронизм феодальным
укладом жизни, утверждение принципиально
новых стандартов человеческого бытия
— вот что составляло основное содержание
Возрождения и Реформации. Естественно,
что это содержание видоизменялось и развивалось,
приобретая в каждой из стран Западной
Европы специфические черты, национально-культурную
окраску.
Когда говорят
о Возрождении, имеют в виду период
кризиса римско-католической церкви
и защищаемой ею ортодоксальной религии,
формирования антисхоластического типа
мышления, гуманистической культуры, искусства
и мировоззрения.
Реформация же
представляла собой облеченное в
религиозную форму и буржуазное
по социальной природе движение против
феодального строя, выступление против
защищавшего этот строй католицизма, борьбу
против непомерных притязаний римской
курии.
Для Возрождения
и Реформации характерны такие общие
моменты, как: ломка феодальных и
возникновение
Будучи по своему
социально-историческому смыслу антифеодальными,
пробуржуазными явлениями, Возрождение
и Реформация в своих высших (точнее, наивысших)
результатах превзошли дух буржуазности,
вышли за его пределы. Благодаря этому
обрели жизнь такие образцы социокультуры,
которые стали органичными и непреходяще
актуальными компонентами всего последующего
поступательного развития цивилизованного
человечества. В ряд подобных замечательных
образцов включается также известная
совокупность политико-юридических ценностей
и идей.
В процессе выработки
последних деятели Возрождения и
Реформации постоянно обращалась к духовному
наследию античности, интенсивно его использовали.
Конечно, такого рода обращения знало
и западноевропейское средневековье.
Однако сами фрагменты античной культуры,
которые отбирались и переносились в современный
феодальному средневековью контекст,
а главное — способы, мотивы и цели их
использования были существенно иными,
чем в практике Возрождения и Реформациич.
Идеологи Возрождения
и Реформации не просто черпали требовавшиеся
им представления о государстве,
праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы
духовной культуры античной цивилизации.
Демонстративное обращение к эпохе античности
являлось у них прежде всего выражением
неприятия, отрицания господствовавших
и санкционированнных католицизмом политико-юридических
порядков и доктрин феодального общества.
Именно эта установка определяла в конечном
счете направление поиска в античном наследии
государствоведческих идей, теоретико-правовых
построений (моделей), нужных для решения
новых исторических задач, которые встали
перед людьми Возрождения и Реформации.
Данная установка обусловливала и характер
трактовок соответствующих политико-юридических
воззрений, влияла на выбор форм практического
приложения таковых .
В борьбе со средневековой
консервативно-охранительной идеологией
возникла система качественно иных социально-философских
взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль
о необходимости утверждения самоценности
личности, признания достоинства и автономии
всякого индивида, обеспечения условий
для свободного развития человека, предоставления
каждому возможности собственными силами
добиваться своего счастья. Такой гуманистический
настрой складывающейся системы социально-философских
взглядов побуждал находить и в античном
мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому
настрою, «работающие» на него.
В миропонимании
Возрождения считалось, что судьба
человека должна предопределяться не
его знатностью, происхождением, званием,
конфессиональным статусом, а исключительно
его личной доблестью, проявляемой
активностью, благородством в делах и
помыслах. Приобрел актуальность тезис
о том, что одно из главных слагаемых достоинства
индивида — гражданственность, бескорыстное
инициативное служение общему благу. В
свою очередь, под понятие общего блага
стало подводиться представление о государстве
с республиканским устройством, опирающемся
на принципы равенства (в смысле ликвидации
сословных привилегий и ограничений) и
справедливости. Гарантии же равенства
и справедливости, залог свободы личности
усматривались в издании и соблюдении
законов, содержание которых согласуется
с естеством человека. В рамках возрожденческого
миропонимания была обновлена стародавняя
концепция общественного договора. С ее
помощью объяснялись как причины возникновения
государства, так и легитимность государственной
власти. Причем ударение ставилось на
значении свободного изъявления своей
воли всеми организующимися в государство
людьми, обычно добрыми по природе.
Несколько по-иному
обстояло дело в идеологии Реформации.
В ней, правда, признавалась известная
ценность земной жизни и практической
деятельности людей. Признавалось право
человека самому принимать решения по
важным для него вопросам, отчасти отдавалось
должное определенной роли светских учреждений.
Такие и аналогичные им положения позволяют
говорить о том, что дохристианские и внехристианские
авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую
мысль Реформации. Но все же главным ее
источником было Священное Писание, Библия
.
Возвращаясь к
общей оценке социально-исторического
значения политических и правовых идей
Возрождения и Реформации, необходимо
пояснить, какое конкретно содержание
подразумевается, когда эти идеи аттестуются
как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя
буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых
экономических порядков, политико-юридических
институтов, духовных ценностей с позиций
более высоко стоящего на исторической
лестнице общества — с позиций буржуазного
строя. Во-вторых, она предполагает совпадение
по ряду пунктов жизненных интересов разнородных
социальных групп, подвергавшихся в феодальную
эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям,
ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность»
предполагает неразвитость (либо вообще
отсутствие) тех специфических экономических,
политических, социальных и других отношений,
которые вызревают и становятся господствующими
с победой буржуазного способа производства,
буржуазного образа жизни.
Подводя итог, мы
можем сказать, что Боден не относится
к числу мыслителей, которые только
чистят оружия диалектики и спасают
от зазубрин тем, что не пускают в дело;
он применяет это оружие, для него важно
не как оно блестит, а как оно разит. При
всем обилии диалектических приемов, которые
он использует, Боден нигде не акцентирует
внимания на них как на собственно диалектических.
Его мышление буквально вплетено в рассматриваемый
им предмет и, захваченное имманентными
ритмами самой сути дела, без внимания
формальную абстрактно-категориальную
сторону. Столкнувшись, например, с противоречием,
автор не стремится, как это сделать бы
на его месте Гегель, возвести его в мысль
и иметь с ним дело как уже с оформленным
в логических понятиях, с мысленным противоречием,
а удерживает противоречие как реально
существующее. Если для Гегеля был важен
«спекулятивный смысл» противоречия,
то Боден увлечен непосредственностью
и своеобразием феномена противоречия
в каждом конкретном его обнаружении,
ему важно выяснить его генезис, постичь
и объяснить необходимость его появления
как определенного противоречия действительности.
В этом отношении Боден удаляется от гегелевского
способа мышления и приближается к марксовскому,
поскольку для Маркса понимание состоит
«не в том, чтобы, как это представляет
себе Гегель, везде находить определения
логического понятия, а в том, чтобы постигать
специфическую логику специфического
предмета». Учение Боден о развитии человеческой
способности к самосовершенствованию
стоит в одном ряду с гегелевском представлением
о самосозидательном диалектическом процессе,
саморазвитии и напоминает также гераклитовскую
идею о том, что человеку присущ «самовозрастающий
логос».
Оценивая взгляды
Боден в общем и целом, можно
было бы сказать, что он остался в
рамках господствующего метафического
воззрения своего века; но мы уже
знаем, что, согласно самому Руссо, общее
и целое не есть соединение частностей,
в данном случае – различных сторон, составных
частей его учения, а есть род для этих
частностей, который ре совпадает с ними
как частностями вместе взятыми, но, подобно
«общей воли», противоположен им всем.
Если скажем, что в сущности учение Боден
осталась метафизическим, то позволительно
задать вопрос: в чем же, как не в «Общественном
договоре» и наряду с ним в «Рассуждении
о происхождении неравенства», заключена
эта сущность? Притом ведь именно в этих
работах как бы стянуты в единый узел разбросанные
в других произведениях Боден диалектические
моменты, подобно тому как общественный
договор в смысле «государство разума»
не есть нечто совершенно не связанное
предшествующими устройствами общества,
данными историческим развитием, а есть
разумный результат, резюме и сущность
того, что имелось в этом развитии, синтез
необходимых законосообразных, элементов,
которые действительно имели место в разные
эпохи и в разных странах, но были фрагментарными,
разбросанными, данными в рассеянной неполноте
и неразвитых формах .
Заключение
Ж. Боден изложил
свободное от богословия, светское
учение о государственной власти,
обосновал требование политической
централизации страны, был сторонником
абсолютной монархи. В те времена
королевский абсолютизм был прогрессивным
явлением для государства (в частности,
родной для Ж. Бодена Франции).
История человеческого
познания мира политики, государства
и права — важнейший источник
и существенная часть современного
научного знания о политических и
правовых явлениях и вместе с тем необходимая
предпосылка его дальнейшего развития.
Уже в свете взаимосвязей исторического
и логического очевидно, что также и в
политико-правовой сфере без истории нет
теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается
внимание к проблемам социального и политического
предвидения и прогнозирования, становится
все яснее, что без истории невозможны
также научная прогностика, футурология
в области современных юридических, политологических
и других социальных наук. Познавательный
и прогностический потенциал истории
политической и правовой мысли весьма
значим и в плане научной разработки глобальных
проблем современности.