Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:34, реферат
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой — протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад.
Введение
1. Теория государственного суверенитета.
1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников
1.2
Форма государства
Первостепенное
значение Боден придавал форме государства.
Он отвергает распространенное деление
форм государства на правильные и
неправильные, поскольку оно выражает
лишь субъективную оценку существующих
государств. Сторонники власти одного
человека называют ее "монархия",
противники — "тирания". Приверженцы
власти меньшинства именуют такую власть
"аристократия", недовольные ею —
"олигархия" и т. д. Между тем, рассуждал
Боден, суть дела только в том, кому принадлежит
суверенитет, реальная власть: одному,
немногим или большинству. На том же основании
Боден отрицает смешанную форму государства
— власть никак не разделить "поровну",
какой-то элемент будет иметь решающее
значение в государстве; кому принадлежит
высшая власть принимать законы, таково
и есть государство в целом.
Рассматривая
различные формы государства, Боден
пишет, что целесообразность и прочность
каждой из них зависит от исторических
и природных особенностей разных
стран и народов. На севере живут
народы храбрые, создавшие сильное
войско; у южных народов развит ум, поэтому
там процветают науки. На севере опорой
правительства является сила, в средней
полосе — разум и справедливость, на юге
— религия. На государство влияют также
горы, равнины, плодородие и бесплодие
почвы. Храбрые жители севера и горцы создали
демократию либо выборную монархию; изнеженные
обитатели юга и равнин легко подчиняются
монархии. Народы востока — ближе к южным,
запада — к северным.
К демократии Боден
относился отрицательно: в демократическом
государстве очень много законов и властей,
а общее дело в упадке; толпа, народ — "зверь
многоглавый и лишенный рассудка" —
не может постановить что-нибудь хорошее,
преследует богатых, искореняет и изгоняет
лучших, избирает худших.
Не одобрял
Боден и аристократию, государство,
где власть принадлежит коллегии знатных:
среди аристократов умных людей мало,
в результате правит глупое большинство;
принятие решений связано с раздорами,
с борьбой партий и группировок; государство
недостаточно энергично подавляет возмущения
народа, вечно восстающего против вельмож.
По тем же причинам аристократия немыслима
в большом государстве.
Наилучшей формой
государства Боден считал монархию.
Монарх так же естественно, как бог
Вселенной, без помех повелевает
подданными; он обладает властью по собственному
праву (вначале приобретенному силой,
затем передаваемому по праву наследования).
"Кроме бога нет никого, более высокого
на земле, чем суверенные монархи. Они
поставлены самим богом как его наместники,
дабы править другими.
Суверенный монарх
- наместник Бога на земле, он по рождению
призван управлять другими людьми.
Ж. Боден выделяет
при этом следующие монархии:
1. Законная (королевская)
+
2. Сеньориальная
(основанная на праве
3. Тирания, обусловленная
не методами управления, а незаконной
узурпацией власти тираном. Тиран становится
государем насильственным путем, не имея
на престол никаких законных прав, поэтому
тирана, в свою очередь, можно низложить
и убить.
Монархия существовала
в течение тысяч лет
Все государства,
по Ж. Бодену, создавались путем либо
завоевания, либо внутреннего насилия,
но никак не по договору.
Причиной восстаний
Ж. Боден называл резкое имущественное
неравенство разлчиных
Упоминания о
боге не играют решающей роли в аргументации
Бодена. Он ссылается на то, что о
прочности и естественности монархии
свидетельствует исторический опыт
— монархии существуют тысячи лет
и это никого не удивляет; если же
республика просуществует всего лет триста-четыреста,
то все уже поражаются такому диву, настолько
естественному порядку вещей противоречит
долговременное существование республики.
Боден утверждал, что монархия особенно
необходима в больших государствах. В
монархии обеспечены компетентность (советуют
многие) и энергичность власти (решает
один).
Ссылаясь на
разум и историю, Боден писал,
что первоначально все
В Европе, рассуждал
Боден, господские государства превратились
в "законные монархии", в которых
народ повинуется законам монарха, а монарх
— законам природы, оставляя подданным
естественную свободу и собственность.
Монарх не должен нарушать "законы бога
и законы природы", которые возникли
раньше всех государств и присущи всем
народам. Монарх, по мнению Бодена, должен
быть верен слову, соблюдать договоры
и обещания установления о престолонаследии,
о неотчуждаемости государственного достояния,
уважать личную свободу, семейные отношения,
вероисповедания (чем больше их будет,
тем лучше, — меньше возможностей создания
влиятельных враждующих группировок),
неприкосновенность имущества.
Боден оспаривал
распространенное среди тираноборцев
мнение, что монархия должна быть избирательной
— в период выборов неизбежны
смуты, раздоры и междоусобицы; выборный
монарх не заботится об общем достоянии,
поскольку неизвестно, кто сменит его
на престоле; этих недостатков лишена
наследственная монархия, которая к тому
же во Франции является традиционной,
тираноборцы пытались доказать, что ранее
монархи были выборными).
Боден считал наилучшей
королевскую монархию — государство,
в котором верховная власть (суверенитет)
целиком принадлежит монарху, а
управление страной (порядок назначения
на должности) сложное, т. е. сочетающее
принципы аристократические (на ряд
должностей, преимущественно в суде и
войске, король назначает только знатных)
и демократические (некоторые должности
доступны всем). Мудрым учреждением королевской
монархии Боден называл Генеральные штаты.
Они соединяют сословия (духовенство,
дворянство, третье сословие), умеряют,
но не ограничивают верховную власть.
Они улучшают управление страной, предавая
гласности злоупотребления должностных
лиц, высказывая различные мнения. Хотя
Генеральные штаты могут давать королю
только советы, а принимать решения не
могут, государь не вправе облагать подданных
податями без их согласия, ибо, по естественному
закону, никто не имеет права брать чужое
достояние без воли владельца, утверждал
Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх
может самолично налагать налоги для пользы
государства . Исходя из разработанной
им концепции суверенитета, Боден ставил
вопрос о сложных государствах. Он различал
два вида государственных соединений.
К соединениям, основанным на неравенстве,
он относил государственные образования,
включающие части, находящиеся в вассальной
или иной зависимости от суверена, а также
федерацию, которая, по мысли Бодена, основана
на неравенстве, ибо суверенитетом обладает
только союз в целом, а не отдельные его
части (примером федерации он считал Священную
Римскую империю германской нации). Второй
вид соединений государств основан на
равенстве — такова Швейцарская конфедерация,
каждый из членов которой сохраняет суверенитет.
2.
Государственность
2.1
Концепция верховной
государственной
власти
Боден впервые сформулировал
типичную для Нового времени концепцию
верховной власти, которую он определял
как «высшую и не ограниченную законами
власть над гражданами и подданными»;
государственное правление, по Бодену,
осуществляет совокупность семейств,
находящихся под управлением «высшей
и вечной власти». Далее он утверждал:
«Сила законов, какими бы справедливыми
они сами по себе ни были, зависит только
от волеизъявления того, кто является
их творцом». Вместе с относительно новыми
тезисами в сочинениях Бодена находят
выражение и старые взгляды. Боден настаивает
на том, что суверен связан естественным
правом и своими обещаниями. Государь
не может нарушать некоторые фундаментальные
законы собственного королевства. Иногда
в определение государственной власти
Боден включает требование «разумности».
Многие примеры он черпает из церковных
учений и практики осуществления папской
власти. В сущности, Боден предлагал две
теории: теорию верховной власти и закона,
которая является одной из основ теории
абсолютизма, и теорию ограничений верховной
власти, которая носит средневековый характер.
С развитием теории государства в Новое
время учение об ограничениях исчезло,
а теория абсолютной верховной власти
сохранилась.
По способу
осуществления власти Боден делит
все государства на три вида: законные,
вотчинные (сеньоральные), тиранические.
Законным является то государство, в котором
подданные повинуются законам суверена,
а сам суверен — законам природы, сохраняя
за своими подданными их естественную
свободу и собственность. Вотчинные государства
суть те, в которых суверен силой оружия
сделался обладателем имущества и людей
и правит ими как отец семейства семьей.
В тиранических государствах суверен
презирает естественные законы, распоряжаясь
свободными людьми, как рабами, а их собственностью
— как своей .
Лучшим, по мнению
Бодена, является такое государство,
в котором суверенитет
Боден стремится
к гармонической
Политико-теоретические
взгляды Бодена по своему интеллектуальному
содержанию и историческому смыслу
представляют собой прорыв к горизонтам
политико-правовой идеологии Нового
времени. Наука о политике, власти,
государстве и праве в
Основная заслуга
Бодена — в изучении суверенитета
как признака государства, главного
качества верховной власти. Обоснованное
Боденом понятие суверенитета сохраняет
актуальность, хотя после XVI в. в отношениях
между государствами многое изменилось.
К тому же в политико-правовой идеологии
и даже в законодательстве ряда стран
термин "суверенитет" нередко использовался
не как научное, а как идеологическое или
даже публицистическое определение (суверенитет
народа, суверенитет нации, суверенитет
личности, суверенитет закона, суверенитет
науки и т.п.). Кроме того, в науке о государстве
суверенитет нередко отождествлялся с
компетенцией государственных органов,
их полномочиями, предметом ведения, источником
власти и др.
Наиболее существенным
после XVI в. изменением прав верховной
власти стало изъятие из полномочий
носителя суверенитета, перечисленных
Боденом, "права войны", запрещенной
в середине XX в. основными документами
ООН. Это, однако, не означает изменения
содержания понятия "суверенитет",
данного Боденом. Как отмечено, суверенитет,
по Бодену, — независимость государства
от другой власти, но не от власти законов
природы; к законам природы (к естественному
праву) Боден, вслед за Аристотелем, относил
не только физические законы, но и такие
социальные явления, как существование
семьи и частной собственности. Поэтому
получилось так, что неограниченная власть
государства над гражданами и подданными
оказалась подчиненной естественному
закону неприкосновенности частной собственности,
чем обусловлено давно замеченное противоречие
в политико-правовом учении Бодена: монарх
может предписать все, кроме произвольного
установления налогов и податей; Генеральные
штаты ничего не решают, но без их согласия
король не должен взимать подати и налоги.