Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:34, реферат
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой — протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад.
Введение
1. Теория государственного суверенитета.
1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников
Министерство сельского хозяйства
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский Государственный Аграрный Университет»
Реферат
на тему: «Теория государственного
суверенитета Ж.Бодена»
Содержание:
Введение
1. Теория государственного
суверенитета.
1.1 Политическое
учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
2. Государственность
2.1 Концепция верховной
государственной власти
2.2 Политические
и правовые учения эпохи
Заключение
Список использованных
источников
Введение
В последней
трети XVI столетия Франция с проникновением
в нее кальвинизма оказалась ареной
ожесточенного религиозного противоборства.
Не на жизнь, а на смерть конфликтовали,
с одной стороны, католики, с другой —
протестанты. Никто из них не признавал
принципа веротерпимости, т. е. не соглашался
с равнозначимостью, равнодостоинством
и равноправием различных конфессий. Это
противоборство, своей остротой и масштабами
походившее на гражданскую войну, создавало
реальную угрозу жизни самого государства.
Все яснее становилось, что только мир
мог сохранить и религию, и разнообразные
течения в ней. Мир в общественном сознании
приобретал характер приоритетной ценности.
Надежда же на обеспечение мира и общих
интересов страны, а не отдельных групп
ее населения, связывалась с монархом.
Но с таким, воля которого могла бы стать
единственным и обязательным законом
для всех подданных, которая исключала
бы вероятность любого сопротивления
законной королевской власти. Формировалось
мнение, что даже тирания лучше гражданской
войны, ввергающей нацию в хаос, несущей
ей распад.
Теоретическое
обоснование того, каким образом королевская
власть сумеет быть способной в любом
случае защищать и осуществлять общегосударственные
интересы, стоящие выше религиозных и
иных распрей, предпринял выдающийся французский
политический мыслитель Жан Боден (1530—1596).
Взгляды на государство, на пути и методы
упрочения централизованной монархической
власти изложены им в главном его труде
«Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой»
Боден здесь имеет в виду то же, что обозначали
этим словом в Древнем Риме, т. е. государство
вообще .
Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств (или домохозяйств. — Л. М.) и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой — рассматриваются основы социальной общности. Во второй — формы государства. В третьей — институты. В четвертой — перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой — приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, — средства власти и вопрос о лучшей государственной форме.
Боден родился
в Анжере, во Франции. Одно время
он был монахом-кармелитом. Затем
он покинул монастырь и поступил
в университет в Тулузе, где стал профессором
римского права. Боден обладал блестящим
умом и добился выдающихся успехов в изучении
философии, права, классических языков
и экономики. В 1561 году он переехал из Тулузы
в Париж, где поступил на королевскую службу.
1.
Теория государственного
суверенитета.
1.1
Политическое учение
Ж. Бодена. Основные
понятия
Религиозные войны
существенно мешали развитию промышленности
и торговли; Франция распадалась
на ряд враждующих и воюющих лагерей.
С обоснованием
абсолютизма и критикой монархомахов
в период религиозных войн выступил
Жан Боден (1530—1596 гг.). Юрист по образованию,
депутат третьего сословия на Генеральных
штатах в Блуа, Боден выступал против
феодальной децентрализации, против религиозного
фанатизма. Боден впервые сформулировал
и широко обосновал понятие суверенитета
как существенного признака государства:
"Суверенитет — это абсолютная и постоянная
власть государства... Абсолютная, не связанная
никакими законами власть над гражданами
и подданными".
Власть государства
постоянна и абсолютна; это —
высшая и независимая власть как
внутри страны, так и в отношениях
с зарубежными державами. Выше носителя
суверенной власти — только бог
и законы природы.
Суверенитет, по
Бодену, означает, прежде всего, независимость
государства от папы римского, от церкви,
от германского императора, от сословий,
от другого государства. Суверенитет как
верховная власть включает права издавать
и отменять законы, объявлять войну и заключать
мир, назначать высших должностных лиц,
осуществлять верховный суд, право помилования,
права чеканить монету, устанавливать
меры и веса, взимать подати.
В учении о государстве
Боден во многом следует Аристотелю,
но не Аристотелю, искаженному и
мистифицированному средневековой схоластикой,
а подлинному Аристотелю, осмысленному
в свете последующей истории политико-правовых
учреждений.
Государство Боден
определяет как правовое управление
многими семьями и тем, что
у них общее, на основе суверенной
власти. Государство — именно правовое
управление, сообразное со справедливостью
и законами природы; правом оно отличается,
как отмечал Цицерон, от шайки разбойников
или пиратов, с которыми нельзя заключать
союзов, вступать в соглашения, вести войну,
заключать мир, на которых не распространяются
общие законы войны.
Семью Боден
называет основанием и ячейкой государства.
Государство — совокупность именно
семей, а не отдельных лиц; если они
не будут соединены в семейства,
то вымрут, а народ, составляющий государство,
не умирает. Подобно Аристотелю, он различает
в семье три вида властеотношений: супружеские,
родительские и господские. В отличие
от Аристотеля Боден не был сторонником
рабства. Он считал рабство не всегда естественным,
источником смут и волнений в государстве.
Боден стоял за постепенную отмену близких
к рабству отношений феодальной зависимости
там, где они еще сохранялись .
Боден — один
из первых критиков "Утопии". Одобряя
некоторые мысли "незабвенного канцлера
Англии Т. Мора" о государственных
порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает
его главную идею. Государство, основанное
на общности имущества, писал Боден, "было
бы прямо противоположно законам бога
и природы". Частная собственность связана
с законами природы, поскольку "естественный
закон запрещает брать чужое".
Ж. Боден сравнивал
власть отца и мужа в семье и
власть монарха в государстве. Основой
семьи и государства Ж. Боден
считал частную собственность, он подчеркивал,
что общность имущества невозможна,
т.к. противоречит божественным установлениям
и природе человека.
"Имущественное
равенство гибельно для
Государственная
власть, по Ж. Бодену, верховна и суверенна,
постоянна во времени и пространстве.
Суверен вне (выше) закона и не связан
волей других субъектов политической
системы. Он делает все, что считает нужным
в законодательной, исполнительной, судебной
государственных сферах. Власть суверена
ограничивается лишь естественными и
божественными законами (в частности,
неприкосновенностью частной собственности).
Суверенитет может принадлежать либо
одному лицу (королю), либо одному собранию
(парламенту), либо всему народу, смешанная
форма государства с разделением государственного
суверенитета невозможна. Смешанной может
быть только правительственная (исполнительная)
власть.
Если государственный
суверенитет единолично принадлежит
королю (что предпочтительнее, как
считал Ж. Боден), то Генеральные штаты
(парламент) никак не должны препятствовать
суверенной воле короля.
Государственность
как организация возникает
Разработка проблемы
суверенитета государства — крупнейший
вклад Бодена в развитие политико-теоретического
знания. «Суверенитет, — утверждает Боден,
— есть абсолютная и постоянная власть,
которую римляне называют величием (достоинством)...
означающим высшую власть повелевать».
Абсолютность суверенитета имеет место
тогда, когда суверенная власть не знает
каких-либо ограничений для проявлений
своего могущества. Постоянство суверенитета
имеет место тогда, когда суверенная власть
существует неизменно в течение неопределенно
долгого срока; временная власть, устанавливаемая
на какой-то определенный период, не может
сохраняться в качестве верховной силы.
Суверенная власть, по Бодену, есть также
власть единая. В том смысле единая, что
ее прерогативы принадлежат только ей;
она не может (не должна) эти прерогативы
делить с кем бы то ни было; она не может
(не должна) допускать никаких органов,
которые стояли бы над нею или стояли рядом
и конкурировали с ней.
Боден выделяет
пять отличительных признаков
К своей трактовке
суверенитета государственной власти
Боден делает ряд важных добавлений и
уточнений. Одно из них касается тех требований,
которые непременно должны соблюдаться
суверенной государственной властью.
Например, последней вменяется блюсти
(при всей ее неограниченности, абсолютности)
законы божественные и естественные. Вместе
с тем уверенной государственной власти,
стоящей выше всяких человеческих законов
и свободно распоряжающейся жизнью и смертью
своих подданных, нельзя вмешиваться в
дела семьи, нарушать принцип веротерпимости,
и в особенности взимать (подати с подданных
без их согласия, помимо воли собственника.
С точки зрения Бодена, единство, неделимость
суверенитета государственной власти
на практике совмещаются с дифференциацией
власти и управления, которые не всегда
находятся в тождестве. Обычно носитель
суверенной власти поручает временно
и на определенных условиях осуществление
некоторых функций власти назначаемым
должностным лицам. Без соответствующего
поручения суверена должностные лица
ничего не могут делать ни в отношении
подданных, ни в отношении друг друга.
Издание общеобязательных
законов относится к первому
по значимости отличительному признаку
суверенитета. Суверен издает законы,
но не создает право. Боден строго
их различает, снимает их разнокачественность.
Право «несет с собой справедливость,
а закон— приказ» .
Как глубокий политический
мыслитель Боден не мог не «оставить
вопрос о том, где коренится, как
появляется суверенитет и способен
ли он к отчуждению, передаче. На первую
Часть вопроса ответ таков: «Суверенитет
кроется в совокупности свободных и разумных
существ, составляющих народ», (упоминание
тут о народе отнюдь не свидетельствует
о том, что
Боден — приверженец
народовластия. На вторую часть поставленного
вопроса он отвечает следующим образом:
«Эту верховную и постоянную власть над
гражданами с правом жизни и смерти народ
может передать одному из граждан без
всяких ограничений так же, как может это
сделать собственник, желающий кого-либо
одарить».
Таким «одним из
граждан» у Бодена оказывается монарх.
Вот его аргумент в пользу монархии. Подобно
тому, как во Вселенной над всем властвует
бог, а на небе — солнце, так и у особей,
образующих общность, должен быть один
правитель. Боден — убежденнейший сторонник
действительно суверенной (в его трактовке
— абсолютистской) монархической власти.
Отсюда вовсе не вытекает категорическое
отрицание им в условиях монархизма отдельных
элементов аристократических и демократических
форм правления. Аристократические элементы
возможны, в частности, когда государь
назначает на должности только знатных,
лучших, богатых; демократические элементы
начинают присутствовать в государственном
управлении, если монарх открывает доступ
к должностям практически всем свободным
и разумным индивидам.