Социология политики К.Шмитта

Автор: Людмила Вельматова, 01 Сентября 2010 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Интеллектуальные обсуждения всегда были и будут зеркалом уровня общественного развития. В каждом произведении политического теоретика можно обнаружить определённый исторический или регионально-специфический фон отражения и культурно очерченный контекст воздействия. Все сказанное справедливо для работ немецкого мыслителя Карла Шмитта, отражающих во всей остроте интеллектуальные противоречия, культурные кризисы и политические экстремальные позиции современного ему исторического фона.

Содержание

Введение………………………………………………………...…...3
Глава 1 (Биографические данные)……………………………….....6
§1 (Развитие философско-правового мышления К. Шмитта……..6
Глава 2 (Понятие политического)………………………………….11
§1 (Понятие политического, как основа учения К.Шмитта
о государстве и праве)………………………………………………11
§2 (Понятия «Друг - враг»)…………………………………………12
§3 (Понятие "Военного мира")……………………………………..15
Глава 3 (Определение суверенитета)………………………………19
§1 (Понятие суверенитета как проблема правовой формы)……...19
§2 (Понятие суверенитета у Бодена)……………………………….20
§3 (Политическая теология К. Шмита)…………………………….21
Заключение…………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Социология политики К.Шмитта.docx

— 56.62 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ  СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ»

на тему

«Социология политики К.Шмитта» 
 
 
 

Выполнила студентка

Специальности социология

Специализации социологии и

управления психологией

5 курса,  вечернего  отделения  

      ________ Вельматова Л.И.

Руководитель  работы

кандидат психологических  наук,

доцент кафедры  социологии и

психологии управления __________ Тарасов К.А. 
 

МОСКВА 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение………………………………………………………...…...3 

    Глава 1 (Биографические данные)……………………………….....6

     §1 (Развитие философско-правового мышления К. Шмитта……..6 

     Глава 2 (Понятие политического)………………………………….11

    §1 (Понятие политического,  как основа учения К.Шмитта

    о государстве  и праве)………………………………………………11

     §2 (Понятия «Друг - враг»)…………………………………………12

     §3 (Понятие "Военного мира")……………………………………..15 

     Глава 3 (Определение суверенитета)………………………………19

     §1 (Понятие суверенитета как проблема правовой формы)……...19

     §2 (Понятие суверенитета у Бодена)……………………………….20

     §3 (Политическая теология К. Шмита)…………………………….21 

     Заключение…………………………………………………………...28 

     Список  литературы…………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Интеллектуальные  обсуждения всегда были и будут зеркалом уровня общественного развития. В каждом произведении политического теоретика можно обнаружить определённый исторический или регионально-специфический фон отражения и культурно очерченный контекст воздействия. Все сказанное справедливо для работ немецкого мыслителя Карла Шмитта, отражающих во всей остроте интеллектуальные противоречия, культурные кризисы и политические экстремальные позиции современного ему исторического фона.

Понять  мысли и выводы К. Шмитта можно  лишь при условии исследования философского нигилизма и политической неопределенности, на основе которого они появились. Однако некоторые поднимаемые К. Шмиттом  вопросы о политике, законе и государстве  и очень провокационные его ответы служат самим материалом политического  отражения и также далеко превышают  узкие границы его европейского контекста. Государственно-правовая философия  К. Шмитта привлекает внимание исследователей с момента выхода его первой работы и по сей день, вне зависимости от государственной и национальной принадлежности исследователя. Широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву. Идеи мыслителя представляют интерес для каждой из отраслей права, так как их отличает глубина и оригинальность. Практически каждое положение, разработанное К. Шмитом, актуально и сегодня, поэтому современная правовая наука обращается к исследованию проблем, которые волновали немецкого философа права. Среди них, в частности, проблемы методологии исследования юридических явлений; вопросы взаимодействия различных типов правопонимания; взаимоотношения права и власти, права и морали; цели законодательства, понятие и значение суверенитета; понятие вины и виды вины; правовой статус личности; принципы построения и действия правового государства; правовой статус государства в международном общении.

     Актуальность настоящего исследования ярко проявляется еще и в том, что труд Карла Шмитта оказал огромное воздействие за пределами немецкого языкового пространства, например, во Франции, Италии, Испании, США, Канаде и даже в Японии. Просто потребностью специалистов в теоретико-историческом материале для размышления нельзя объяснить такого огромного восприятия трудов К. Шмитта.

Глубина и многозначность творчества К. Шмитта вызывает и неоднозначность оценок его трудов. Одни именуют его «могильщиком Веймарской республики», «верховным юристом Третьего Рейха», «интеллектуальным коллаборационистом», «государственно-правовым дьяволом», другие видят в нем «немецкого Гоббса 20 столетия», блестящего аналитика и удачного полемика, третьи объявляют его одним из самых спорных государственных мыслителей. Существуют работы как принимающие, так и отвергающие его идеи. Научные споры и исследования продолжаются и сегодня, но все, как сторонники, так и противники его взглядов, едины во мнении о том, что это неординарная личность и ученый.

Вместе  с тем государственно-правовое учение К. Шмитта по-прежнему остается недостаточно изученным.

     Предметом настоящей работы явились наиболее существенные аспекты учения К. Шмитта о праве и государстве: теоретические и методологические основы юридических исследований учёного; его воззрения на понятие и сущность права; понимание соотношения права и государства; понятие политического и исключительного случая, понятие и значение суверенитета.

     Цель  работы - анализ и выявление специфики учения К. Шмитта о праве и государстве, определение перспектив данного направления исследований.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить биографию немецкого политика К. Шмитта, проследить развитие его философско-правового мышления;
  • Исследовать понятие политического как основу учения К. Шмитта о государстве и праве;
  • Рассмотреть понятие суверенитета как проблему правовой формы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Биографические данные

§1. Развитие философско-правового мышления К. Шмитта

     Карл Шмитт родился в 1888 году  в крошечном городке Плеттенберг  на западе Пруссии.  В 1907 году  он приезжает в Берлин изучать  юриспруденцию. 

     Первая мировая война – важнейшее  событие в жизни людей его  поколения. Вступив в армию добровольцем, он попадает в лейб-гвардию, но в резервную часть, затем оказывается прикомандирован к ставке заместителя командующего первым армейским корпусом в Мюнхене. Шмитт остается все годы войны в Мюнхене, продвигается по службе (он работает в армейской цензуре), получает награду, завязывает знакомства среди военных. Заметные обстоятельства этого времени: поражение Германии в войне, краткая, но бурная история Баварской Советской республики, знакомство с Максом Вебером, женитьба. 

В 1919 г. Шмитт знакомится с Максом Вебером, посещает его семинар для молодых  преподавателей, доклады, лекции, в  том числе и знаменитый доклад "Наука как призвание и профессия". Шмитт входит в узкий круг относительно близких к Веберу людей, но вряд ли они могут сойтись по-настоящему: и разница в возрасте, и многие принципиальные установки должны сильно их рознить. 

     В 1919 г. Шмитт начинает преподавать.  Его первое место – Высшая  торговая школа в Мюнхене. В  свет выходит "Политический  романтизм" (1919), сочинение, в содержательном  отношении скорее завершающее  предшествующий этап его развития, нежели открывающее новый. 1921 г.  – важная веха. Книга "Диктатура"  – это, собственно, и есть "тот  самый Шмитт", исследующий собственную  область политического, ставящий  во главу угла проблему чрезвычайного  положения, суверенного решения,  хрупкости и ненадежности либеральной  парламентской демократии. Зная  о последующей эволюции Шмитта  и тем более – о том, к  чему пришла Германия, можно сделать  вывод, будто Шмитт изначально  стремился к разрушению основ немецкого парламентаризма и был апологетом тоталитарной диктатуры. Такой вывод нередко делали и делают до сих пор. Но он несправедлив. Книга о диктатуре написана еще до всего, еще тогда, когда полной ясности не было даже с итальянским фашизмом (которым, впрочем, Шмитт уже в скором времени прельстился), когда даже коммунистическая диктатура была лишь отчасти известна и далеко еще не сформировалась в тот режим, каким он предстает в годы своего расцвета. Шмитт не подгонял развитие, не пытался разрушить Веймарскую республику, не агитировал. Католическая и консервативная ориентация Шмитта были тогда, впрочем, несомненны, и это обнаруживается с полной ясностью в ближайшие годы. Шмитт не становится приверженцем радикальных партий. Право же реализуется в государстве, вот этом, существующем здесь и сейчас. Шаткость государства опасна для права. Шаткость государства обусловлена борьбой партий. Борьба партий в публичной политике – необходимый атрибут либерализма, но не демократии. "Власть народа" – одна из ключевых очевидностей современности – может быть не либеральной. Таков круг идей, развиваемых Шмиттом. 

     Он пишет "Политическую теологию" (1922), "Римский католицизм и  политическая форма" (1923), "Духовно-историческое  состояние современно парламентаризма" (1923), "Понятие политического" (1927), "Учение о конституции" (1928), "Гарант конституции" (1930), "Легитимность  и легальность" (1932), – работы, на которых основана его научная  репутация не только в Германии, но и за ее пределами. Он  получает, наконец, профессорские  должности: 1921 г. – Грайфсвальд, 1922-28 гг. – Бонн, 1928-1933 гг. – Берлин, потом  снова Кельн, и снова – в  1933 г. – Берлин. Здесь он остается  до 1945 г., и эта профессура –  последняя. В 1920-е годы Шмитт  – один из самых известных  европейских юристов, значение  его трудов не только для  профессиональных правоведов, но  и для социологов, философов, теологов  бесспорно. 

     В начале 1933 г. он оказывается  – по собственному выбору –  вне активной политики. Новый  режим нуждается в нем –  и Шмитт принимает его, кроме  прочего, заинтригован возможностью  поближе узнать, что собой представляет  национал социализм как политическая  сила. Ему становится ясно, что  в скором времени национал-социалисты  полностью овладеют всем аппаратом  власти, без помощи и без участия  консерваторов. Он вступает в  НСДАП 1 мая 1933, в день, объявленный  официальным праздником труда. 

     Шмитт, открыл, состоявшийся 3-4 октября 1936 г. представительный конгресс "Еврейство в науке о праве". Именно на этой конференции Шмитт предложил считать сочинения немецких авторов еврейского происхождения переводами с еврейского языка, помещать их в библиотеках в раздел "Judaica" и, если в случаях крайней необходимости нельзя обойтись без цитат, помечать эти тексты шестиконечной звездочкой, дабы легко отличать их от подлинно немецких.

     Его дела идут блестяще до 1936 г., когда недовольные его стремительным  восхождением коллеги и быстро  набирающие силу деятели СС  составили против него хитроумный  комплот. Шмитту припомнили все:  и его католичество, и связь  с Партией Центра, и работы  в поддержку Веймарской конституции,  и былую ставку на консерваторов,  и, конечно, то, что его основные  работы после 1933 г. являются  не сугубой апологетикой режима  как единственно верного и  возможного, а исследованием, что  ценность порядка, государства  и стабильности вообще в них  все равно остается более высокой,  чем ценность данного, нацистского  государства. 

     Все могло действительно кончиться  концлагерем, если не хуже. От  скверной участи Шмитта спас лично Геринг. Известно его письмо главному редактору эсэсовской газеты "Черный корпус", открывшей кампанию против Шмитта, Гюнтеру д' Алькену, в котором Геринг недвусмысленно требует прекратить нападки не потому, что они несправедливы, а потому, что, как прусский государственный советник, Шмитт находится в его, Геринга распоряжении, и такие акции воспринимаются им, премьер-министром Пруссии, как вторжение в сферу его компетенции. Шмитт остается только профессором Берлинского университета и – не столько даже из тщеславия, сколько из соображений большей безопасности – требует, чтобы величали его не "господин профессор", но "господин прусский государственный советник". Отстранение от активной политики, в общем, благотворно сказывается на его научной деятельности. В 1938 г. он пишет книгу о "Левиафане" Гоббса, одно из самых глубокомысленных своих сочинений, в 1942 г. – крошечную, но очень важную книжку "Земля и море". Шмитт посвящает все больше внимания философской и исторической проблематике международного права.

Информация о работе Социология политики К.Шмитта