Автор: Людмила Вельматова, 01 Сентября 2010 в 18:24, курсовая работа
Интеллектуальные обсуждения всегда были и будут зеркалом уровня общественного развития. В каждом произведении политического теоретика можно обнаружить определённый исторический или регионально-специфический фон отражения и культурно очерченный контекст воздействия. Все сказанное справедливо для работ немецкого мыслителя Карла Шмитта, отражающих во всей остроте интеллектуальные противоречия, культурные кризисы и политические экстремальные позиции современного ему исторического фона.
Введение………………………………………………………...…...3
Глава 1 (Биографические данные)……………………………….....6
§1 (Развитие философско-правового мышления К. Шмитта……..6
Глава 2 (Понятие политического)………………………………….11
§1 (Понятие политического, как основа учения К.Шмитта
о государстве и праве)………………………………………………11
§2 (Понятия «Друг - враг»)…………………………………………12
§3 (Понятие "Военного мира")……………………………………..15
Глава 3 (Определение суверенитета)………………………………19
§1 (Понятие суверенитета как проблема правовой формы)……...19
§2 (Понятие суверенитета у Бодена)……………………………….20
§3 (Политическая теология К. Шмита)…………………………….21
Заключение…………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………..30
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ»
на тему
«Социология
политики К.Шмитта»
Выполнила студентка
Специальности социология
Специализации социологии и
управления психологией
5 курса, вечернего отделения
________ Вельматова Л.И.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социологии и
психологии управления ________
МОСКВА
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………
Глава 1 (Биографические данные)……………………………….....6
§1
(Развитие философско-правового мышления
К. Шмитта……..6
Глава 2 (Понятие политического)………………………………….11
§1 (Понятие политического, как основа учения К.Шмитта
о государстве и праве)………………………………………………11
§2 (Понятия «Друг - враг»)…………………………………………12
§3
(Понятие "Военного мира")……………………………………..15
Глава 3 (Определение суверенитета)………………………………19
§1 (Понятие суверенитета как проблема правовой формы)……...19
§2 (Понятие суверенитета у Бодена)……………………………….20
§3
(Политическая теология К. Шмита)…………………………….21
Заключение………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Интеллектуальные обсуждения всегда были и будут зеркалом уровня общественного развития. В каждом произведении политического теоретика можно обнаружить определённый исторический или регионально-специфический фон отражения и культурно очерченный контекст воздействия. Все сказанное справедливо для работ немецкого мыслителя Карла Шмитта, отражающих во всей остроте интеллектуальные противоречия, культурные кризисы и политические экстремальные позиции современного ему исторического фона.
Понять мысли и выводы К. Шмитта можно лишь при условии исследования философского нигилизма и политической неопределенности, на основе которого они появились. Однако некоторые поднимаемые К. Шмиттом вопросы о политике, законе и государстве и очень провокационные его ответы служат самим материалом политического отражения и также далеко превышают узкие границы его европейского контекста. Государственно-правовая философия К. Шмитта привлекает внимание исследователей с момента выхода его первой работы и по сей день, вне зависимости от государственной и национальной принадлежности исследователя. Широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву. Идеи мыслителя представляют интерес для каждой из отраслей права, так как их отличает глубина и оригинальность. Практически каждое положение, разработанное К. Шмитом, актуально и сегодня, поэтому современная правовая наука обращается к исследованию проблем, которые волновали немецкого философа права. Среди них, в частности, проблемы методологии исследования юридических явлений; вопросы взаимодействия различных типов правопонимания; взаимоотношения права и власти, права и морали; цели законодательства, понятие и значение суверенитета; понятие вины и виды вины; правовой статус личности; принципы построения и действия правового государства; правовой статус государства в международном общении.
Актуальность настоящего исследования ярко проявляется еще и в том, что труд Карла Шмитта оказал огромное воздействие за пределами немецкого языкового пространства, например, во Франции, Италии, Испании, США, Канаде и даже в Японии. Просто потребностью специалистов в теоретико-историческом материале для размышления нельзя объяснить такого огромного восприятия трудов К. Шмитта.
Глубина и многозначность творчества К. Шмитта вызывает и неоднозначность оценок его трудов. Одни именуют его «могильщиком Веймарской республики», «верховным юристом Третьего Рейха», «интеллектуальным коллаборационистом», «государственно-правовым дьяволом», другие видят в нем «немецкого Гоббса 20 столетия», блестящего аналитика и удачного полемика, третьи объявляют его одним из самых спорных государственных мыслителей. Существуют работы как принимающие, так и отвергающие его идеи. Научные споры и исследования продолжаются и сегодня, но все, как сторонники, так и противники его взглядов, едины во мнении о том, что это неординарная личность и ученый.
Вместе с тем государственно-правовое учение К. Шмитта по-прежнему остается недостаточно изученным.
Предметом настоящей работы явились наиболее существенные аспекты учения К. Шмитта о праве и государстве: теоретические и методологические основы юридических исследований учёного; его воззрения на понятие и сущность права; понимание соотношения права и государства; понятие политического и исключительного случая, понятие и значение суверенитета.
Цель работы - анализ и выявление специфики учения К. Шмитта о праве и государстве, определение перспектив данного направления исследований.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Биографические данные
§1. Развитие философско-правового мышления К. Шмитта
Карл Шмитт родился в 1888 году
в крошечном городке
Первая мировая война –
В 1919 г.
Шмитт знакомится с Максом Вебером,
посещает его семинар для молодых
преподавателей, доклады, лекции, в
том числе и знаменитый доклад
"Наука как призвание и
В 1919 г. Шмитт начинает преподавать.
Он пишет "Политическую
В начале 1933 г. он оказывается
– по собственному выбору –
вне активной политики. Новый
режим нуждается в нем –
и Шмитт принимает его, кроме
прочего, заинтригован
Шмитт, открыл, состоявшийся 3-4 октября 1936 г. представительный конгресс "Еврейство в науке о праве". Именно на этой конференции Шмитт предложил считать сочинения немецких авторов еврейского происхождения переводами с еврейского языка, помещать их в библиотеках в раздел "Judaica" и, если в случаях крайней необходимости нельзя обойтись без цитат, помечать эти тексты шестиконечной звездочкой, дабы легко отличать их от подлинно немецких.
Его дела идут блестяще до 1936
г., когда недовольные его
Все могло действительно