Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:14, реферат
Каждый день с экранов телевизоров, по радио, из газетных страниц мы видим, слышим и читаем информацию о политической, экономической нестабильности в нашей стране, о взрывах, террористических актах, забастовках, митингах. Какой путь избрать в данной ситуации, какие предпринять какие меры - это извечная задача, вопрос на который приводит в тупик кого то ни было. Сами же средства массовой информации дают ответ: одно из наиболее приемлемых, рациональных и перспективных решений в данной ситуации - это либерализм.
Введение.
I. Понятие и эволюция либерализма как идейно-политического течения.
1.1 Понятие, содержание и основные этапы эволюции либерализма.
1.2 Основные направления либерализма.
II. Либерализм в России: формирование, современное состояние, перспективы развития.
2.1 Специфика развития либерального течения в России.
2.2 Особенности, проблемы и перспективы развития либерализма в современной России.
Заключение
Список литературы
Некоторые исследователи с уверенностью говорят о серьезных отличиях российского либерализма от западной либеральной модели, о "совместимости либерализма при всей его устремленности к универсализму с определенными типами национализма", о "двойных стандартах" либеральной отечественной идеологии, а также о характерных нелиберальных чертах отечественного "экономического либерализма".[13,с.155-163]
В
отношении современных
Вполне
естественно, что подобного рода
толкования либеральной модели создают
в массовом сознании совершенно негативное
восприятие. С либеральной фразеологией
соотносится весь негатив в деятельности
современного российского политического
процесса. В свою очередь, это рождает
недовольство, чувство протеста, поиски
понятной приемлемой политической идеологии,
которые вполне могут закончиться
приходом значительного числа
В центральных и южных регионах страны ясно ощущается отчетливое присутствие националистических настроений в виде православного русского великодержавного шовинизма и его модификаций, поддерживаемых в ряде случаев не только отдельными деятелями РПЦ и руководителями казачьего движения, но и зачастую некоторыми губернаторами и политиками разных уровней. Хотелось бы отметить, что среди подписавших известное "Письмо 500", где звучала откровенная антисемитская и националистическая риторика, были в том числе члены действующей Государственной Думы РФ.
В
стране, по разным оценкам, существует
от 7% до 9% потенциально леволиберального
электората и примерно такой же процент
праволиберального (в сумме примерно
15% или чуть более). Кроме того, существует
до 10% "в принципе" либерального
электората, представителей которого
можно охарактеризовать с помощью
такой замечательной
Каждая из указанных групп ориентируется на определенного рода политиков. Первые традиционно голосовали за "Яблоко", являлись сторонниками небольших правозащитных организаций или незначительных политических объединений, ведущих свою историю в основном с момента окончания перестройки. Именно эта часть либерального электората является основным источником поддержки новых политических проектов. В предвыборной кампании 2007 года Г. Явлинский заявил, что "за "Яблоко" должны проголосовать те, кто хочет поставить галочку в отмененной графе "против всех"". Но даже это не помогло, так как они набрали меньше 2% голосов.
Вторые голосовали преимущественно за СПС, в существенно меньшей степени ориентируются на правозащитников и несколько реже, чем представители первой группы, являются приверженцами небольших организаций с давней политической историей.[14,с.40] Представители данной части либерального электората склонны в большей степени считать себя реалистами, в то время как "первые" в большей степени склонны представлять себя "борцами за идею". Но на выборах в Госдуму V созыва СПС набрали лишь 1% голосов.
Наконец, представители третьей группы - "реалисты" в существенно большей степени, чем сторонники праволиберального крыла. Их логика основывается на том, что основополагающей ценностью является не только свобода, но и политическая стабильность, хорошие отношения с властью, которые позволяют в долгосрочном плане добиваться реализации тех или иных политических или экономических целей. Представители данной группы не ходят на выборы либо же составляют либеральное крыло избирателей "Единой России".
Единственной партией с либерально направленной идеологией, имеющей свои мандаты в Госдуме, является ЛДПР. Но согласно точке зрения большинства политологов, ЛДПР является "партией одного человека", а её программа не соответствует принципам ни либерализма, ни либеральной демократии. Напротив, популистская идеология ЛДПР не носит системного характера и близка к крайнему национализму и этатизму. Политологи также отмечают, что ЛДПР фактически не является оппозиционной партией, а активно играет на стороне власти. По мнению многих исследователей, "Спецпроект ЛДПР" выполняет для власти роль нейтрализатора протестного и маргинального электората. Как считает профессор, Жириновский и его партия полезны власти ещё и потому, что через него она может организовывать информационные акции на грани провокаций, зондировать общество, проверять, насколько оно ещё готово подвинуться в сторону авторитаризма.[15,с.12-19]
Наконец, представители третьей группы - "реалисты" в существенно большей степени, чем сторонники праволиберального крыла. Их логика основывается на том, что основополагающей ценностью является не только свобода, но и политическая стабильность, хорошие отношения с властью, которые позволяют в долгосрочном плане добиваться реализации тех или иных политических или экономических целей. Представители данной группы не ходят на выборы либо же составляют либеральное крыло избирателей "Единой России".
Так возможен ли сегодня в России либерализм хоть в какой-нибудь форме? Возможен. В первую очередь как мировоззрение отдельной части граждан. Где находится Кремль, кто в нем сидит и чем управляет, либералам лучше забыть. Демократия "для всех и сразу" не сработала, остается демократия для тех, кому она нужна и симпатична. Да, либералы сегодня в меньшинстве, но пусть же они наконец станут отчетливо заметным меньшинством, говорящим от своего имени и во имя собственных интересов.
Во-вторых,
основным врагом и соперником либерализма
в сегодняшней ситуации становится
не бюрократия с ее госкорпорациями,
а национализм - единственная на сегодняшний
день "религия" широких масс. Только
поборов националистические симпатии
и умонастроения граждан или выступив
в качестве заметной альтернативы для
них, либерализм способен претендовать
впоследствии на какое-то государствообразующее
значение. Для национализма путь в Кремль
может лежать по людским шеям, для либерализма
- только по умам. Для этого придется определиться
с насущными приоритетами. Из всех свобод
важнейшей становится свобода слова: право
на жизнь, как уже достаточно очевидно,
никто сегодня в России гарантировать
не в состоянии. Право на владение собственностью,
как и свобода передвижений, доживают
последние дни. Остается лишь свобода
слова - минимум, необходимый для выживания
и старта. Сохранить ее на том уровне, на
котором она есть (а даже не расширить),
- вот задача, достойная любой цены.
Заключение
Развитие либерализма в России продолжается до сегодняшнего дня. За считанные годы либерализм превращается в фактор духовной и общественной жизни России. Сегодня новые российские либералы участвуют в политической жизни страны. Внутренняя и внешняя политика России в той или иной мере отражает идеи и принципы либерализма.
Либеральное
возрождение вызвало к жизни
огромный, стремительно превращающийся
в необозримый поток идей, программных
документов, теоретических и
На
мой взгляд, современному образованному
человеку, стремящемуся реализовать
себя, добиться определённых успехов,
необходимо разбираться в стремительно
меняющейся политической и общественной
ситуации как в мире в целом, так
и в своей стране. Эта осведомлённость
и компетентность требует, в свою
очередь, безукоризненного знания истории
общества в целом, происходящих в
нём отдельных социально-
Список
литературы
1.
В Леонтович «История
2. Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 2.- М., 1991 - 99с
3. Мизес Л. Либерализм в классической традицию - Москва, 1994 – 92с
4. Милль Дж.С. О свободе - С-Пб, 1906 – 75с
5. Мизес Л., Либерализм в классической традиции: Пер. с англ. - М.: "Начала-Пресс", 1994. [Электронный ресурс].URL:
http://www.rosreferat.ru/
6.
Туркин С. Российское
http://www.bg-znanie.ru/
7. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. - Москва, 1994 – 92с.
8. Малкин Е., Сучков Е. Развитие гражданского общества в России как негативный проект [Электронный ресурс].URL:
http://www.izbass.ru/
9. Вольчик В.В. Либерализм и благосостояние. [Электронный ресурс].URL:
http://www.libertarium.ru/
10.
Ходорковский М. Кризис
http://www.maecenas.ru/
11.Артемьев М. Негрозовой перевал [Электронный ресурс].URL:
http://www.liberal.ru/
12.Вольчик
В.В. Либерализм и
http://www.libertarium.
13.Тхагапсоев Х.Г. К российским превращениям либерализма. Вопросы философии. – 2004. - №12. – с.155-163
14.Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. Открытое общество. – 1997. - №5. – с.40
15.Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Либеральная альтернатива: пафос политической жертвы. Свободная мысль. – 2004. - №7. – с.12-19