Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:14, реферат
Каждый день с экранов телевизоров, по радио, из газетных страниц мы видим, слышим и читаем информацию о политической, экономической нестабильности в нашей стране, о взрывах, террористических актах, забастовках, митингах. Какой путь избрать в данной ситуации, какие предпринять какие меры - это извечная задача, вопрос на который приводит в тупик кого то ни было. Сами же средства массовой информации дают ответ: одно из наиболее приемлемых, рациональных и перспективных решений в данной ситуации - это либерализм.
Введение.
I. Понятие и эволюция либерализма как идейно-политического течения.
1.1 Понятие, содержание и основные этапы эволюции либерализма.
1.2 Основные направления либерализма.
II. Либерализм в России: формирование, современное состояние, перспективы развития.
2.1 Специфика развития либерального течения в России.
2.2 Особенности, проблемы и перспективы развития либерализма в современной России.
Заключение
Список литературы
Можно
подвести итог, что идеология либерализма
— продукт западной цивилизации:
его истоки восходят к христианству,
ренессанской и реформаторской традициям,
ньютоновской научной революции и Просвещению,
а стержневые идеи и принципы классической
либеральной парадигмы—признание неотчуждаемых
прирожденных прав человека на жизнь,
свободу и собственность — были порождены
буржуазным обществом на заре его становления.
В Россию либеральные идеи проникли в
XVIII в., практически сразу после их появления
и теоретического оформления в Европе,
и неверно относить либерализм лишь к
западному заимствованию, как считает
большинство зарубежных исследователей.
Либерализм является одной из интеллектуальных
традиций русской общественной мысли,
связанной с новыми условиями развития
России, а именно — с ее "вхождением"
в новый исторический цикл, появлением
ростков буржуазной цивилизации, а значит,
и со вступлением на путь общеевропейского
развития, с подчинением тем же историческим
законам, которые определяют развитие
Европы. Идеи либерализма стали наиболее
адекватной формой выражения этого процесса,
что отмечали как выдающиеся русские мыслители,
так и некоторые зарубежные исследователи.
II.
Либерализм в России; формирование, современное
состояние, перспективы развития
2.1
Специфика развития
Русский либерализм прошел три волны, три этапа в своем историческом развитии. Каждый из них имел свои особенности.
Первый этап — "правительственный" либерализм, инициируемый "сверху" — охватывал периоды правления Екатерины II и Александра I: по содержанию являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты М. М. Сперанского), вызвал оппозиционное самодержавию движение декабристов.
Второй этап (волна) — либерализм постреформенного периода, т. е. "охранительный", или консервативный либерализм, — своими политико-социологическими и философскими теориями (концептуальные основы — К. Д.Кавелин, систематическая разработка — Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве). Он повлиял на мировоззрение С. Л. Франка, С. Н. Булгакова в традиции либерального консерватизма. Он вызвал земское, а с начала 90-х годов —буржуазное либеральное движение.
Третий этап — "новый" либерализм начала века (до Октября 1917 г.), т.е. социальный либерализм, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину "право на достойное человеческое существование". Он дал толчок новому осмыслению проблем правового государства и "правового социализма" в обстановке идейной борьбы как с представителями консервативных, так и леворадикальных сил (Н. И. Кареев, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковскнй, С. И. Гессен, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, Л. А.Петражицкий, С. А. Муромцев и др.), подготовил, наряду со вторым направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии — ее раскол.
Условно
политико-социологическое и
Каждое
из трех направлений русского либерализма
имело свои особенности и отличия
от западноевропейского
В
статье "Различные виды либерализма"
Б. Н. Чичерин предложил первую в
истории отечественной
-"уличный", или либерализм толпы, склонной к политическим скандалам, для которого характерно отсутствие терпимости и уважения к чужому мнению и самолюбование собственным "волнением" — "извращение, а не проявление свободы";
-"оппозиционный" либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть как в действительных, так и в мнимых ошибках, "наслаждающийся самим блеском своего оппозиционного положения", критикующий ради критики ("отменить, уничтожить — вся его система") и понимающий свободу с "чисто отрицательной стороны";
-"охранительный" либерализм, несущий позитивный смысл и ориентированный на реформы с учетом всех социальных слоев, их взаимных уступок и компромиссов в реализации своих интересов, с опорой на сильную власть, в соответствии с естественным ходом исторического развития.
История либерализма в России на примере одного из вариантов его национальных модификаций — "охранительного" либерализма Б. Н. Чичерина и др. — подтверждает закономерность: чем больше либерализм был связан с национальным самоопределением и внутриполитическими проблемами "догоняющего типа развития", с процессами модернизации, тем больше он "пропитывался" идеями консерватизма.
Третья
историческая форма (направление, волна)
русского либерализма была представлена
"новым" либерализмом, который
идейно сформировался в условиях
кризиса 90-х годов, идейного размежевания
земского либерального движения, в
обстановке резкой критики идеи правового
государства со стороны как леворадикальных,
так и реакционно-
Особенностями
"нового" либерализма было нетрадиционное
понимание основных принципов правового
государства как государства, проводящего
идею защиты личной (в том числе
экономической) свободы и учитывающего
естественное неравенство и социальные
различия на уровне "жизненного старта",
признающего законно
Развитие либерализма в России и на Западе происходило в существенно разных условиях. История либерализма на Западе насчитывает уже не один век, он не только получил там достаточно зрелую политическую форму, но и давно превратился в реальность гражданского общества, правового государства. Либерализм не сводится к определенному нравственному, политическому движению, но может быть понят как особый тип цивилизации, противостоящий традиционной. В России же либерализм всегда развивался под влиянием высших достижений западных либеральных идей и оставался оппозиционным движением, направленным против господствующих ценностей общества, за переход страны к либеральной цивилизации.
Что
характерно для российского либерализма
и в прошлом, и в сегодняшние
дни, так это двусмысленность
и противоречивость. Наше общество
уже смогло преодолеть рамки традиционности,
но до сих пор не перешагнуло порог
либеральной цивилизации.
2.2
Особенности, проблемы и
Необходимо
выявить особенности и
Осмысленного либерализма у нас не сыскать давно. Чаще встречаются "просто либералы" - отдельная социальная группа, которую в народе устойчиво связывают со стереотипом воинствующих идеалистов. Группа эта героически, но совершенно напрасно приняла на себя трагический образ советского интеллигента и сыграла в новейшей российской политике роль сердобольного мальчика для битья, готового влезть в любую заварушку, чтобы стать в ней "крайним-нелюбимым". Новое поколение либералов, без конца повторяя речовки "Я свободен!", "Руки прочь от демократии!", "Конституция должна оставаться неприкосновенной!", упорно все последние годы упускали из виду, что демократическая свобода - это особая модель человеческих отношений, а не состояние души.[М.Ходорковский,10] Сегодня либерализм является идеологией, чуждой подавляющему большинству россиян. В российском менталитете отсутствует "либеральный архетип": свобода, демократия и личная ответственность не являются для большинства русских людей базовыми ценностями, в отличие от порядка, державности и государственного патернализма. Да и откуда было взяться упомянутому "либеральному архетипу"? Полноценная либеральная идеология может быть наработана в массовом сознании только как осмысление и закрепление на уровне стереотипов позитивного опыта либерального правления. Но вряд ли можно всеми известные реформы Гайдара – Чубайса отнести к позитивному опыту. Либералы сегодня не могут придти к власти демократическим путем, потому что население страны не либерально, и оно не станет либеральным, пока находящиеся при власти либералы не докажут делом, что либерализм – это хорошо. [М.Артемьев,11]
Сейчас наблюдается, как в стане либералов начинаются стихийные поиски исторических аналогий создавшейся ситуации. Но никаких прямых корней и оснований у демократии во внутренней истории России нет, сама попытка найти оправдание политической системе, отрицающей традиционный уклад социальных, бытовых, культурных и всех остальных вместе взятых связей, в имитации традиции вызывает ироничное недоумение. Либерализм как идеологема опирается в первую очередь на очевидную правильность и нравственную значимость ряда общих постулатов. Из них выводятся нормы оценки действительности, и уточняется модель общественных отношений, удерживающая социум в сбалансированном состоянии. Это может происходить чуть ли не ежедневно. Регулярность этого процесса рождает преемственность, которая на определенном этапе может принять на себя образ традиции, но эта традиционность всегда будет условной и второстепенной по отношению к тем же постулатам. В России же и таковая преемственность на данный момент отсутствует. Отсутствие в российском обществе понимания значимости этих постулатов - гражданских свобод - главное препятствие на пути наших демократов (которое они уже традиционно предпочитают не замечать).
В России либеральные движения не задушены действующей властью на взлете ее формирования, а умирают естественной смертью от своих внутренних болячек. Борьбы за владение либеральными убеждениями граждан у нас не произошло. В первую очередь поскольку таковых убеждений нет. Вице-президент практически не лукавил, называя себя главным демократом страны. Он, действительно, народный демократ для подавляющего большинства граждан России. В такой ситуации роль либералов вполне способна сыграть лишь ЛДПР, а все остальные становятся ненужными и лишними. Возможно, что СПС и "Яблоко" проиграли выборы 2003-2007 вовсе не потому, что их дискриминировал Кремль. А лишь потому, что администрация президента впервые им не помогала, а поставила в один ряд с другими оппозиционными силами.[В.В.Вольчик,12]
Cледует отметить, что идеология в духе либеральной демократии, которая востребована сегодня как основная идейная парадигма российской государственной политики, обладает рядом существенных особенностей. Среди главных специфических черт здесь хотелось бы выделить в первую очередь неадекватность классическому западноевропейскому представлению о либерализме и характерную организационную слабость современных отечественных демократов. Ситуацию с состоянием нынешнего российского либерализма можно оценить как рискованную попытку усидеть на двух стульях — собственном восприятии западного идеала либеральных общественных отношений и своеобразном понимании интерпретации национальной идеи в России, что приводит, на наш взгляд, к появлению в либеральной среде антипатриотических настроений с одной стороны, или националистических, — с другой.