Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:14, реферат
Каждый день с экранов телевизоров, по радио, из газетных страниц мы видим, слышим и читаем информацию о политической, экономической нестабильности в нашей стране, о взрывах, террористических актах, забастовках, митингах. Какой путь избрать в данной ситуации, какие предпринять какие меры - это извечная задача, вопрос на который приводит в тупик кого то ни было. Сами же средства массовой информации дают ответ: одно из наиболее приемлемых, рациональных и перспективных решений в данной ситуации - это либерализм.
Введение.
I. Понятие и эволюция либерализма как идейно-политического течения.
1.1 Понятие, содержание и основные этапы эволюции либерализма.
1.2 Основные направления либерализма.
II. Либерализм в России: формирование, современное состояние, перспективы развития.
2.1 Специфика развития либерального течения в России.
2.2 Особенности, проблемы и перспективы развития либерализма в современной России.
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Волгоградский
Государственный Технический
Семестровая работа по политологии
на
тему: «Развитие российского
Волгоград 2011 г
Оглавление
Введение.
I. Понятие и эволюция либерализма как идейно-политического течения.
1.1
Понятие, содержание и
1.2
Основные направления
II. Либерализм в России: формирование, современное состояние, перспективы развития.
2.1
Специфика развития
2.2
Особенности, проблемы и
Заключение
Список
литературы
Введение
Основная идея либерализма – это осуществление
устранение всего того, что грозит существованию
индивидуальной свободы.
В. Леонтович [В.Леонтович,1]
Каждый день с экранов телевизоров, по радио, из газетных страниц мы видим, слышим и читаем информацию о политической, экономической нестабильности в нашей стране, о взрывах, террористических актах, забастовках, митингах. Какой путь избрать в данной ситуации, какие предпринять какие меры - это извечная задача, вопрос на который приводит в тупик кого то ни было. Сами же средства массовой информации дают ответ: одно из наиболее приемлемых, рациональных и перспективных решений в данной ситуации - это либерализм.
Актуальность проблемы. В условиях современной России происходит либерализация общественной жизни. Идёт процесс становления новой российской государственности, напряжённый поиск наиболее приемлемых и эффективных путей развития. В связи с этим отечественными исследователями-обществоведами переосмысливаются применительно к условиям нашей страны основные нормы и ценности либерализма, которые имеют на Западе богатые традиции. При этом о судьбе и перспективах либерализма в России высказывается достаточно широкий диапазон мнений.
Именно либерализм, может сыграть значительную роль в модернизационном процессе, так как исходит из высоких ценностей и способен обеспечить эффективность общественного развития. В нашей истории уже есть примеры того, как в кризисной ситуации либеральные ценности играли положительную роль - это эпоха Великих реформ 1860-1870-х годов и февральская революция 1917г.
Существует и другой, более пессимистический подход, который выражается вопросом "а нужен ли он России?", высказывается мысль о том, что "демократия в России не либеральна, а либерализм не демократичен". Но неизменным остаётся тот факт, что либерализм в России, несмотря на все сложности, пробивает себе дорогу. Проблемы либерализма переосмысливаются в настоящее время и на Западе с точки зрения перспектив его развития. Чтобы ответить на все вопросы, надо по-новому взглянуть на либерализм как идейно-политическое течение, на процесс его формирования, провозглашаемые им нормы и ценности.
Актуальность темы определяется ещё и тем, что либерализм, провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс.
Объектом исследования является либерализм как идейно-политическое течение.
Предметом исследования является либеральное течение в РФ.
Целью исследования является рассмотрение темы "Развитие российского либерализма", понять сущность, принципы, историю либерализма, разобраться в основной идее и методе действия либерализма. Дать характеристику современного либерализму.
Проблема либерализма в той или иной степени затрагивалась многими крупными мыслителями. Среди классических исследований необходимо выделить труды Ж.-Ж. Руссо, А. Смита, Дж. Локка, Ш. Монтескье К., Дж. С. Милля, Г. Спенсера [Л.Мизес, 5]. В лице его наиболее ярких представителей либерализм привлекал и привлекает к себе внимание исследователей на Западе. Так, их идеи анализировали К. Бринтон, Д. Дункан, Л. Харц и другие. Были изданы коллективные монографии по этой проблеме. В отечественной литературе анализом идей либерализма занимались такие ученые-обществоведы, как Т.Д. Тхагопсоев, С. Туркин, В.В. Согрин, Е.Т. Бородин, Л. Евстигнеева и другие[С.Туркин,6].
Теоретической
базой семестровой работы стали мировоззренческие
установки западноевропейских ученых
XVII-XVIII вв. (Дж.Локка, Ш.Монтескье, Дж. С.
Милля и др.), в трудах которых получили
обоснование принципиальные положения
классического либерализма. В процессе
работы сделан основной опор на положения
и выводы, получившие свое обоснование
в исследованиях современных ученых (как
отечественных, так и зарубежных), занимающихся
разработкой проблемы либерализма. В качестве
теоретических источников привлекались
работы известных отечественных ученых:
Т.Д. Тхагопсоева, С. Туркина, В.В. Согрина,
Е.Т. Бородина, Л. Евстигнеевой и др.
I.
Понятие и эволюция либерализма как идейно-политического
течения
1.1
Понятие и содержание
Либерализм
возник в Европе в XVIII-XIX веках в
ответ на монархический абсолютизм.
Либерализм отвечал, что, в общем
и целом лучше всего
Либерализм имеет много сторон как в историческом, так в национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке ответственности за свои действия; основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне.
Либерализм
- это комплекс принципов и установок,
которые могут лежать в основе
программ социально-политических сил
и политических партий, политической
стратегии того или иного правительства
или правительственной
Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика. Либерализм представляет собой гибкую и динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии и основные вехи формирования и эволюции.
В последние века идея прогресса в деле свободы как политическая идея стала знаменем либерализма. Его можно охарактеризовать как духовное течение, провозглашающее свободу высшей ценностью жизни, а движение к большей свободе — насущной задачей государственных и иных институтов.
Либерализм предполагает развитое и дифференцированное представление о свободе. Каждой сфере деятельности соответствует определенный вид свободы: свободомыслие или свобода мышления; свобода убеждений; свобода совести; свобода вероисповедания; свобода воли; социальная свобода; политическая свобода; свобода слова, информации; свобода собраний; свобода объединений; свобода передвижения; свобода местожительства; экономическая свобода; свобода предпринимательства; свобода собственности; свобода торговли; свобода конкуренции; творческая свобода; художественная свобода; свобода научного творчества, исследования; философская свобода; свобода любви; сексуальная свобода.
Из этого далеко не полного перечня свобод можно видеть, что либерализм не является сугубо политическим движением. Он — движение всех тех, кто стремится к большей свободе.
Конечно, не все виды свободы охватываются понятием либерализма. Либерализм касается, прежде всего и главным образом межчеловеческих отношений, жизни человека в обществе, среди людей. Но он положительно относится ко всем другим свободам, выходящим за рамки чисто межчеловеческих отношений (технических свобод или свобод по отношению к природным объектам: свободы полета, свободы выхода в космос и т.д.). Кроме того, есть такие виды свободы, которые предполагают не только свободу межчеловеческих отношений, но и вообще свободу человека (по отношению к природе, миру). Возьмем, например, свободу передвижения. Ее компонентами может быть и политическая возможность передвижения, и экономическая, и техническая возможности передвижения. Экономическая и техническая возможности передвижения зависят не столько от межчеловеческих отношений, сколько от уровня технического развития средств передвижения и от общего уровня благосостояния людей. Из указанных к собственно либерализму относится лишь политическая составляющая свободы передвижения. Однако, либерализму не безразличны и другие составляющие этой свободы, поскольку политическая свобода передвижения — пустой звук, если отсутствуют экономическая и техническая возможности передвижения. Вообще либерализму небезразличен научно-технический, материальный прогресс, расширяющий пределы материальной, творческой свободы и тем самым служащий основой расширения свободы межчеловеческих отношений.
В своем естественном виде, по самоназванию, изначально либерализм вполне согласуется с гуманизмом. Более того, либерализм и гуманизм соразмерны друг другу. Не может быть либерализма без гуманизма, а гуманизма без либерализма. Гуманизм — это либерализм, взятый в аспекте человечности, либерализм — это гуманизм, взятый в аспекте свободы. Если называющий себя либералом выступает с негуманных или антигуманных позиций, то это не либерал в подлинном смысле. Если называющий себя гуманистом ругает либерализм, то он либо не понимает сути либерализма, либо не является по-настоящему гуманистом.
В самом деле, для либерала свобода — высшая ценность. И он уважает ее не только в себе и для себя, но и в других и для других. Если, допустим, человек признает свободу лишь для себя или для немногих, то этим он фактически отрицает её, поскольку свобода "в себе и для себя" носит весьма ограниченный (частный, не всеобщий) характер. Быть свободным среди рабов, в окружении рабов — нонсенс (давно подмечено, что тюремщик, охраняющий заключенного, во многом тот же заключенный). По-настоящему свободным можно быть только среди свободных. Поэтому истинный либерал ценит не только свою свободу, но и свободу других. Следовательно, он по определению человечен, гуманен.