Политические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:30, реферат

Описание работы

Информационно-коммуникативная система реализации решений
культурной среды, уметь адекватно и оперативно реагировать на изменение духовной ситуации. При этом надо учитывать, что у государства могут меняться его контрагенты, в качестве которых могут выступать общественное мнение (когда правительство, например, ставит задачу проинформировать общественность о своем отношении к той или иной социальной проблеме); управленческие структуры (при распределении необходимых для госучреждений ресурсов, назначении руководителей); тот и другой контрагенты одновременно (например, при необходимости мобилизации населения для решения конкретной общественной проблемы); зарубежное общественное мнение;

Работа содержит 1 файл

Политические технологии.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

Совокупность этих норм задает определенную логику действиям  всех участников предвыборной борьбы, побуждает их действовать в рамках 

531 

532 

шим считается тот  кандидат, который получает большинство  голосов. Наиболее распространенными  видами мажоритарной системы являются системы относительного и абсолютного  большинства. В первом случае кандидату  для получения мандата достаточно собрать голосов больше, чем наберет  любой его соперник по предвыборной борьбе. Во втором случае необходимо получить более 50% голосов (минимум 50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набирает нужного числа голосов, то проводится второй тур голосования, в который  выходят два кандидата, набравшие  наибольшее число голосов в первом туре. 

Мажоритарная система  по сравнению с пропорциональной является универсальной. Ее можно применять не только при избрании парламента, но и высших государственных должностных лиц, например президента. Главный недостаток мажоритарной системы заключается в том, что она резко сужает возможности небольших партий и объединений провести своих представителей в государственные органы. 

Смешанная избирательная  система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладают каждая из них в  отдельности. Такое комбинирование может состоять, например, в том, что одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а вторая — по мажоритарной. 

Избирательная система  — это не только набор правовых норм, регламентирующих порядок голосования  и способ распределения мандатов. Каждая избирательная система диктует  участникам предвыборной борьбы особые правила «политической игры», влияет на процессы заключения предвыборных соглашений и союзов.

Избирательный процесс  и избирательная кампания 

Проведение выборов  в органы государственной власти всегда связано с нарастанием  особого вида политической деятельности, когда претенденты вступают в  конкурентную борьбу и предпринимают  различные шаги, чтобы привлечь на свою сторону потенциальных избирателей. На политической сцене начинают разворачиваться  разнообразные события: проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с населением, политические лидеры выступают с  критическими заявлениями и позитивными  программами в средствах массовой информации, на улицах появляются рекламные  плакаты, распространяются листовки и  т.д. 

Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов  в государственные органы, можно  обозначить понятием «избирательный процесс». «Избирательный процесс» — это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса  разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами. В  ходе избирательного процесса реализуются  нормы электорального законодательства, полити- 

533 

ческие структуры  и культурные ценности, политическое поведение групп и индивидов, пытающихся удовлетворить свои потребности  во власти, установки, принципы, идеалы и т.д. 

Вместе с тем  каждый кандидат или избирательный  блок, вступая в предвыборную борьбу, стремится решать собственные задачи и предпринимает для этого  определенные усилия. Таким образом, избирательную кампанию можно определить как всю совокупность действий, предпринимаемых  партиями, избирательными объединениями  или кандидатами и их командами  для достижения их предвыборных целей. Избирательная кампания тоже предстает  в виде событий, связанных с принятием  ее участниками определенных решений, с проведением ими оценки ситуации и последующей организацией различных акций. Однако она является лишь частью единого избирательного процесса, разворачивающегося в стране. 

Избирательная кампания представляет собой особый вид политического  управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная  организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе  с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые  ставит перед собой кандидат. Как  показывает практика, далеко не все  кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентируются на победу. Некоторые  из них рассматривают избирательную  кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную  «раскрутку» с целью участия  в следующих выборах либо просто пытаются оттянуть на себя часть голосов  сильных соперников какого-либо кандидата  и т.д. 

Каждая избирательная  кампания ведется ее инициаторами в  условиях жесткой борьбы с политическими  соперниками. Ведь избирательный процесс  по своей сути является конкурентным процессом, в ходе которого идет острое соперничество между его участниками  за право обладать престижными позициями  в политической иерархии, за возможность  влиять на массы, за доступ к значимым ресурсам. Для того чтобы это соперничество  не выливалось в острое противостояние и кризисы, в каждой стране создаются  законодательные нормы, регламентирующие ход избирательного процесса. Конечно, законодательство не может регламентировать всю деятельность участников избирательного процесса, но тем не менее оно создает для них определенные правовые рамки, выход за которые влечет применение к нарушителю различных санкций.

Избирательные технологии 

Рассматривая избирательную  кампанию как разновидность политического  процесса, следует учесть, что, во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать «правила игры», т.е. создавать нормы, обязательные для объекта 

534 

535 

агентства, специализирующиеся в этой области. В 1968 г. в Париже была создана Международная ассоциация советников по политическим кампаниям. В нашей стране политические консалтинговые фирмы впервые громко заявили  о себе в период предвыборных кампаний 1995— 1996 гг. Победу на выборах, как правило, одерживали не те кандидаты и партии, которые по старинке опирались на «своих людей», на партийный или административный аппарат, а те, кто нанимал политических консультантов. Яркую страницу в историю развития политического консультирования в нашей стране вписали различные агентства, работавшие в ходе избирательных кампаний 1996-2000 гг., готовившие поездки кандидатов, предоставлявшие избирательным штабам не только данные о текущих рейтингах, но и информацию о предпочтениях, взглядах и установках населения, дифференцированную по регионам, по типам поселений, по профессиям, по возрастным группам, взаимодействовавшие со средствами массовой информации и т.д. 

Избирательные технологии в руках профессионалов становятся достаточно сильным оружием, позволяющим  привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата  значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения. Однако это становится возможным только в том случае, если избирательные  технологии используются комплексно, в соответствии с научно обоснованной стратегией избирательной кампании, если они учитывают поведение  политических соперников, а также  реальные процессы, происходящие в  массовом сознании.

2. Структурные звенья  избирательной кампании

Анализ предвыборной ситуации 

Любая избирательная  кампания уникальна и не может  быть с точностью воспроизведена через какое-то время. Даже если спустя, к примеру, четыре года баллотируется тот же кандидат в том же избирательном округе, он уже не может использовать старые лозунги, прежнюю рекламную продукцию и повторять ранее написанные речи. Под воздействием различных обстоятельств настроения, ориентации, интересы людей меняются, и каждый раз избирательную кампанию приходится начинать заново. 

Серьезные политики приступают к подготовке избирательной  кампании задолго до официального объявления сроков выборов и официального старта предвыборной агитации. Их первый шаг  — анализ ситуации в округе. Проводя  исследования, организаторы избирательной  кампании получают тот необходимый  минимум знаний, который позволяет  им строить избирательную стратегию  не вслепую, полагаясь исключительно  на свою интуицию, а рационально, опираясь на объективные данные, используя  технологические приемы, адекват- 

536 

537 

Необходимая организаторам  избирательной кампании информация может быть получена различными способами  и методами: во-первых, путем изучения статистических данных об экономическом  развитии округа, о демографическом  составе населения, об уровне жизни, об итогах выборов в предшествующие годы и т.д.; во-вторых, благодаря  различным опросам населения (анкетирование, интервью), позволяющим выявить субъективные предпочтения людей; в-третьих, за счет работы с фокус-группами, в которых обсуждаются варианты лозунгов, рекламных роликов, последствия возможных шагов кандидата, тексты его выступлений и, таким образом, выясняется непосредственная, в том числе проявляющаяся на бессознательном уровне, реакция людей на те или иные действия организаторов избирательной кампании; в-четвертых, путем отслеживания действий конкурентов при помощи наблюдений, а также с применением метода контент-анализа, т.е. количественного анализа печатной продукции и выступлений лидеров. 

Информационно-аналитическое  обеспечение избирательной кампании — дело трудоемкое, требующее профессиональных знаний и навыков. Любая профанация, дилетантизм в этом деле чреваты  серьезными просчетами как при выработке стратегии избирательной кампании, так и в ходе предвыборной борьбы за голоса избирателей.

Стратегия избирательной  кампании 

Нельзя приступать к ведению избирательной кампании, если отсутствует стратегическое видение  путей достижения поставленной цели. Если у кандидата и его команды  нет стратегии, то их действия неизбежно  становятся хаотичными, противоречивыми  и в итоге сводят к нулю затраченные  усилия. 

Стратегия вырабатывается с учетом того, что избиратель свободен в своем выборе, что его нельзя заставить проголосовать за того или иного кандидата, а надо побудить к такому шагу. Реальной возможностью сделать это является информационное воздействие на массовое сознание путем  создания привлекательного образа кандидата  или избирательного объединения. Выбор  основных параметров этого образа и  будет определять содержание стратегии  избирательной кампании. 

Избирательная стратегия  — это совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых  будет подчинена вся избирательная  кампания. Выработать стратегию —  значит определить такие ключевые темы. 

Выработка стратегии начинается с поиска ответа на вопрос: какая информация может повлиять на мотивацию людей и изменить их электоральное поведение в соответствии с целями организаторов избирательной кампании. Например, что должно быть в действиях, облике, программе кандидата такого, что заставило бы избирателей проникнуться к нему доверием и отдать за него свои голоса? Сформулиро- 

538 

539 

ность кандидата. В  этом случае целесообразно сменить  тему, так как создание искусственных  примеров, имеющих мало общего с  реальностью, может в конечном счете, как говорят, выйти боком. Конкуренты обязательно воспользуются данным фактом для дискредитации образа кандидата в глазах населения, для обвинения его в попытках ввести общественность в заблуждение или попросту во лжи.

Адресные группы 

В любом округе избиратели никогда не представляют собой некой  аморфной массы, из которой, как из пластилина, можно лепить любую заданную фигуру. Это — реальные люди со своими индивидуальными  и групповыми ценностными ориентациями, интересами, они занимают разные позиции  в социальном пространстве, имеют  собственные убеждения и предпочтения, многие из них состоят в разных социальных и политических организациях и группах. По отношению к тому или иному кандидату (избирательному объединению) весь электорат округа можно представить в виде пяти основных слоев (групп): 

1) активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда  причин (совпадение ценностных ориентаций, интересов, высокая идентификация)  готовы осознанно и направленно  сотрудничать с кандидатом и  его командой, поддерживать их  действия, посильно помогать в  реализации поставленных целей.  Это, так сказать, твердый электорат,  который при любых условиях  проголосует за своего кандидата  или за свою партию и будет  агитировать окружающих поступить  так же; 

2) пассивно поддерживающие  — это люди, которые выказывают  сочувствие кандидату или избирательному  блоку, но воздерживаются от  активных самостоятельных действий  в его поддержку. На выборах  они с большой долей вероятности  проголосуют за своего кандидата,  но на их действия могут  оказать воздействие любые, на  первый взгляд, не имеющие никакого  отношения к политике, факторы  (занятость на работе, семейные  обстоятельства и т.п.); 

Информация о работе Политические технологии