Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:30, реферат
Информационно-коммуникативная система реализации решений
культурной среды, уметь адекватно и оперативно реагировать на изменение духовной ситуации. При этом надо учитывать, что у государства могут меняться его контрагенты, в качестве которых могут выступать общественное мнение (когда правительство, например, ставит задачу проинформировать общественность о своем отношении к той или иной социальной проблеме); управленческие структуры (при распределении необходимых для госучреждений ресурсов, назначении руководителей); тот и другой контрагенты одновременно (например, при необходимости мобилизации населения для решения конкретной общественной проблемы); зарубежное общественное мнение;
Схема 2. Информационно-коммуникативная система реализации решений
культурной среды,
уметь адекватно и оперативно
реагировать на изменение духовной
ситуации. При этом надо учитывать, что
у государства могут меняться его контрагенты,
в качестве которых могут выступать общественное
мнение (когда правительство, например,
ставит задачу проинформировать общественность
о своем отношении к той или иной социальной
проблеме); управленческие структуры (при
распределении необходимых для госучреждений
ресурсов, назначении руководителей);
тот и другой контрагенты одновременно
(например, при необходимости мобилизации
населения для решения конкретной общественной
проблемы); зарубежное общественное мнение;
международные организации и т.д. Вот почему
«проблема с большей частью правительственной
информации, — пишут Г. Саймон, Д. Смитбург
и В. Томсон, — заключается в том, чтобы
она попала по назначению и не была использована
нежелательным образом»127.
Однако при любом
из вариантов государство, вырабатывая
свои информационные технологии, каждый
раз должно отыскивать наиболее эффективные
способы распространения
127 Саймон Г., Смитбург
Д., Томсон В. Менеджмент в
513
зицией, для снижения
эффективности его решений, вести
борьбу за сохранение своих преимуществ
в политическом рекламировании, способствовать
распространению
Стратегии поведения
государства на информационном рынке
Первостепенным фактором,
от которого зависит содержание информационных
технологий, являются стратегии и
тактики его поведения на информационном
рынке. В качестве основных можно
было бы назвать следующие установки,
накладывающие качественные ограничения
на информационное поведение государства
и направляющие деятельность всех его
органов и звеньев управления:
·
инициация массовой поддержки населением
поставленных государством целей и
мобилизация широких социальных
слоев на их реализацию (стратегия
«побуждения»);
·
информирование общества о собственной
позиции, принятом по тому или иному
вопросу решении, но без активизации
усилий по его выполнению (стратегия
«поддержания коммуникации с общественностью»);
·
распространение указаний подчиненным
низовым структурам и органам
управления для реализации решений,
имеющих служебный характер («ролевая»
стратегия);
·
контроль за реализацией принятых и уже
осуществляемых решений (стратегия «контроля»);
·
координация активности государственных,
политических и общественных организаций
и объединений при обсуждении
тех или иных социальных проблем
(стратегия «поддержания баланса
сил»);
·
создание положительного имиджа политического
режима и типа правления и, соответственно,
критика оппозиции (стратегия «конструирования
имиджа»);
·
отвлечение общественного мнения от
обсуждения невыгодных режиму социальных
проблем («отвлекающая стратегия»).
На практике в
деятельности государства информационные
стратегии сами по себе и связанные
с ними технические задачи могут
в тех или иных сочетаниях накладываться
друг на друга, усложняя проблемы, стоящие
перед органами управления. В нестабильных
же, критических для режима условиях,
как правило, формируются принципиально
иные стратегические намерения (например,
предполагающие информационное обеспечение
борьбы с внешним врагом и т.д.).
Другими, не менее
важными факторами, определяющими
содержание информационных технологий,
являются те типы информационно-коммуникативных
действий, которые раскрывают характер
отношений государства и
2. Технологии агитационно-
Информационные технологии
агитационно-пропагандистского
Информационные технологии
агитационно-пропагандистского
Термин «дезинформация»
был введен высшим командованием
немецкой армии в годы Первой мировой
войны для обозначения той
части полевой тактики работы
с противником, целью которой
было введение его в заблуждение.
Эта тактика подразумевала
Политическая история
дала множественные примеры
515
516
стических данных и
способная «обосновать» выводы, прямо
противоречащие существующим реалиям.
Агитационно-пропагандистские формы и технологии информирования и коммуницирования, как правило, неразрывно связаны с провоцированием политических скандалов, проведением информационных и психологических войн, осуществлением информационного террора, направленных на нанесение непоправимого ущерба интересам и общественной репутации конкурентов, а также на их полную дискредитацию и вытеснение с политического рынка.
Технологии паблик
рилейшнз (ПР)
Технологии паблик
рилейшнз (ПР) представляют собой систему
информационно-аналитических действий,
принципом которых является обеспечение
реализации политических целей на основе
честного и уважительного отношения к
реципиенту. Поэтому, несмотря на то что
в рамках ΠΡ могут частично использоваться
отдельные приемы, более характерные для
агитации и пропаганды, в целом эти технологии
нацелены на принципиальный отказ от обмана
и фальсификации фактов и предполагают
наличие обратных связей реципиента с
коммуникатором.
Благодаря такой
принципиальной направленности, технологии
ПР нацелены на всестороннее разъяснение
реципиентам существующих политических
проблем, на создание положительного в
их глазах образа (имиджа) коммуникатора,
на обеспечение благоприятной общественной
атмосферы для реализации предусмотренных
действий, а также на завоевание и сохранение
высокого авторитета Центра принятия
решений. В конечном счете такая устойчивая
линия поведения на информационном рынке
ведет к формированию у людей устойчивой
ценностной ориентации на политические
события, побуждает их к сознательным
действиям. Таким образом, между коммуникаторами
и реципиентами устраняются многие преграды,
в результате чего рядовые граждане активно
и последовательно приобщаются к политическому
процессу, вовлекаются в принятие и осуществление
решений.
Эти основополагающие
задачи предопределяют и соответствующие
принципы ПР, к которым относятся:
·
открытость информации;
·
взаимная выгода коммуникатора и
реципиента;
·
опора на общественное мнение; уважительное
отношение к общественности.
Такая ориентация информационной
деятельности показывает, что разделяющие
данные принципы коммуникаторы по сути
дела обращаются не просто к потребителю
информации, а к личности, обладающей
собственным взглядом на мир и политику.
В силу такой установки все действующие
в рамках ΠΡ политические субъекты не
жалеют
517
518
Каждое из этих направлений
ПР представляет собой определенную систему
управления информацией, связанную с теми
или иными способами производства новостей,
привлечения внимания аудитории, интерпретации
кризисов, с рассмотрением каждого информационного
проекта с учетом его специфических черт,
с трансформацией шаблонных технологий
в нестандартные и творческие и т.д. Эти
направления ориентируются на конструирование
духовной и политической среды коммуникации.
В целом такая коммуникативная инженерия
выражает стремление политических коммуникаторов
не навязывать людям те или иные позиции,
а завоевывать, покорять их сознание идейными
методами. В таком случае информационные
технологии превращаются в инструмент
демократического общества, с помощью
которого должно достигаться согласие,
устанавливаться консенсус между властью
и обществом.
Несмотря на различия подсистем и направлений ПР, связанные с ними технологии предполагают наличие у участвующих в их акциях людей идейной лояльности к прокламируемым целям; сопряжение информационных потоков с организационными изменениями; минимизацию нечестных приемов информирования; ориентацию на консесуальные технологии; обязательную информационную подготовку политических действий; отслеживание действий контрагентов; уточнение и корректировку действий; исключение акций, травмирующих общественное мнение; и ряд других универсальных приемов и ориентиров деятельности.
Информационные технологии
создания имиджа
Одной из важнейших,
концептуализирующих ПР-
Создание имиджа
— это сознательное конструирование
тех или иных свойств и качеств
субъекта, делающих его привлекательным
для общественности и позволяющих
решить конкретную политическую задачу
с его участием (победить на выборах,
повысить легитимность власти и т.д.).
В этом смысле имидж представляет
собой важнейший структурный
компонент сферы политики, при
помощи которого властвующие субъекты
поддерживают связи с населением,
обеспечивают поддержание обратной
связи с населением, пытаются оказывать
на общественное мнение целенаправленное
воздействие. Имидж — это важнейшая форма
политического капитала политических
субъектов и одновременно механизм его
приумножения. Он является и средством
налаживания диалога с населением, и формой
управления его настроениями, и способом
проецирования социальных проблем на
политику. Имидж формируется в
519
521
Политическая реклама
Важнейшим способом
и самостоятельным направлением
формирования имиджа является политическая
реклама. Она представляет собой
такую форму направленного
Как разновидность
информационных технологий маркетингового
типа политическая реклама воплощает
в себе постоянную заинтересованность
рекламодателя не столько в информировании
граждан, сколько в их мнении. Выводя
на информационный рынок те или иные
товары, реклама стимулирует свободный
и осознанный выбор людьми политической
позиции, поддерживает в обществе климат,
характеризующийся внутренней расположенностью
к политике. Накладываясь как бы
поверх официальных связей человека
и власти, рекламные технологии стремятся
преодолеть формально-статусные отношения
гражданина с государством и, щадя самосознание
граждан, побуждают их к политической
активности.