Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:30, реферат
Информационно-коммуникативная система реализации решений
культурной среды, уметь адекватно и оперативно реагировать на изменение духовной ситуации. При этом надо учитывать, что у государства могут меняться его контрагенты, в качестве которых могут выступать общественное мнение (когда правительство, например, ставит задачу проинформировать общественность о своем отношении к той или иной социальной проблеме); управленческие структуры (при распределении необходимых для госучреждений ресурсов, назначении руководителей); тот и другой контрагенты одновременно (например, при необходимости мобилизации населения для решения конкретной общественной проблемы); зарубежное общественное мнение;
Формируя положительные
образы тех или иных институтов,
лидеров или доктрин, реклама
последовательно продвигает на информационном
рынке определенные политические цели
и ценности. В этом смысле степень
распространения таких
Одной из существенных
особенностей применения рекламных
технологий служит передача соответствующих
сообщений по преимуществу на платной
основе. В таком случае содержание
рекламных материалов максимально контролируется
распространяющими ее субъектами и не
может произвольно изменяться сторонними
лицами (редакторами журналов, телепрограмм
и др.). В то же время, в отличие от коммерческой
рекламы, она, как правило, всегда содержит
критику оппонентов, жесткие регламентации
в идейных позициях и акцентах, допускает
преувеличения, упрощает и драматизирует
действительность, нередко эксплуатирует
специфику остроконфликтного восприятия
людьми социальной действительности.
В рекламе часто используются и элементы
юмористического отображения мира политики.
Активизируя политическое
внимание и активность человека, реклама
в то же время не рассчитана на качественное
повышение его компе-
522
525
Большую роль в регламентировании методов политической рекламы и особенно в исключении из ее арсенала «грязных» способов информирования играет само общественное мнение. В демократических странах принципы и нормы гражданского общества существенно затрудняют использование неприемлемых для общественной морали политических технологий на информационном рынке.
3. Компьютерные технологии
на информационном
Информационная революция
и политика
Во второй половине
XX в. развитые демократические страны
пережили две революции в области
доступа граждан к информации,
результатом которых явились
массовое образование и массовое
телевидение. Выдающуюся роль в преобразовании
политического пространства сыграли:
появление на информационном политическом
рынке электронных СМИ, возникновение
диалоговых способов политической коммуникации,
резкое увеличение скорости передачи
сообщений, формирование «электронных
общностей» (например, пользователей
сети Интернет) и др. Эти и связанные
с ними явления и факты качественно
изменили условия и возможности
конкуренции за государственную
власть.
Конечно, как справедливо
утверждает Липпманн, информационные
средства были не способны «транслировать
весь объем общественной жизни человечества,
так чтобы каждый индивид мог
вынести компетентное мнение по каждому
вопросу»131. Более того, информационные
технологии внесли свой вклад и в
упадок «общественного капитала», поскольку
теле-видео-аудио-мультимедиа
Тем не менее, активно
внедряясь в сферу политики, новые
информационные и коммуникативные
технологии не только качественно видоизменили,
но и сломали многие старые представления,
установки, стереотипы, формы поведения,
модели взаимоотношений между
Оценивая политические
последствия таких
131 Lippmann W. Public Opinion. N.Y.,
1934. Р.362.
526
помощью коммуникативных
технологий. В то же время Л. Гроссман
считает, что с развитием новых
коммуникативных технологий наступает
новая, третья великая эпоха демократии.
Но самую грандиозную перспективу
увидел Н. Негропонте, который ожидает,
что национальное государство исчезнет
под воздействием глобальных коммуникаций.
Причем Э. Коррадо и Ч. Фаерстон обращают
внимание на то, что именно Интернет может
обеспечить «неопосредованное» общение
между гражданами и властью, сведя к минимуму
зависимость граждан от избираемых представителей,
партийных организаций и организованных
групп интересов.
Последняя точка
зрения не удивительна, ибо именно Интернет
является наиболее ярким выразителем
информационной революции. И хотя политические
последствия появления
Интернет как средство
коммуникации
Интернет — это
мировая компьютерная сеть, объединяющая
сотни тысяч локальных
Место и роль Интернета
связаны с тем, что он одновременно
предоставляет людям
527
528
Таблица
однако в отношении
географической независимости они
все еще несопоставимы с
Традиционные средства
коммуникации зависят от пропускной
способности «критических узлов»; это
дает государству возможность
Сети решают проблему
временных ограничений
529
сти. Организация
таких «виртуальных форумов», на которых
граждане могут общаться с избираемыми
должностными лицами и друг с другом
в реальном времени, снижает традиционные
издержки общения элитарных и
неэлитарных кругов.
Благодаря информационным
возможностям Интернета с начала
90-х гг. наблюдается лавинообразный
рост числа его пользователей. В
середине 1999 г. население глобальной «виртуальной
общины» оценивалось в 215 млн. человек,
прогноз на 2000 год достигает 327 млн. При
этом изменяется языковой состав аудитории
Интернета: если в начале 90-х гг. подавляющее
большинство в Сети составляли англоязычные
пользователи, то сегодня свыше 42% аудитории
(95,6 млн. человек) относится к иным языковым
группам.
В то же время в последние 5—7 лет качественный состав аудитории Интернета претерпел принципиальные изменения. Превращение Сети в средство массовой коммуникации способствовало резкому снижению образовательного, возрастного, профессионального, материального и культурного уровня аудитории Интернета. Общедоступный характер Сети делает ее объективным зеркалом общества, отражающим порой даже самые низменные стороны человеческой природы.
Содержание и технологии
Интернета
Заложенная в Сети
система адресации обеспечивает
уникальными координатами связи
каждый компьютер (точнее, практически
каждый ресурс компьютера) и каждого
ее пользователя. В качестве наиболее
известных форм связи выступают:
WWW — «Всемирная
паутина», обеспечивающая представление
и передачу миллиардов
E-MAIL — электронная
почта, с помощью которой
USENET — всемирный
дискуссионный клуб, состоящий из
набора конференций («
FTP — служба пересылки
файлов между компьютерами;
TELNET — удаленный
доступ, позволяющий выполнять
PROXY-СЕРВЕР, предназначенный
для накопления на локальной системе информации,
к которой часто обращаются пользователи.
530
Благодаря своим
техническим возможностям информационного
обмена Интернет в последние годы
активно используется для проведения
избирательных кампаний. Так, создавая
Веб-сайты (страницы) той или иной
партии или лидера движения, организаторы
избирательных кампаний получают дополнительные
возможности для мобилизации
добровольцев, готовых оказать поддержку
тем или иным депутатам, для ответов
лидеров на вопросы избирателей,
для инструктирования помощников избирательного
штаба, сбора финансовой помощи партиям
и движениям, проведения маркетинговых
операций на электоральном рынке.
В то же время, как показал опыт последних лет, электронные страницы нередко используются для анонимного сброса компрометирующих сведений о кандидатах в депутаты, для дезинформации и распространения других сведений, способных снизить поддержку конкурентов и дезорганизовать работу их штабов.
Глава 25. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Избирательный
процесс и избирательная
Избирательные системы
Выборы являются
неотъемлемой составной частью политического
процесса в современных демократических
обществах. Они предоставляют человеку,
идущему в большую политику, возможность
стать депутатом парламента, губернатором
или даже президентом страны. Вместе
с тем во время выборов в
активную политическую жизнь вовлекаются
простые граждане, они начинают ощущать
свою значимость, возможность оказывать
влияние на персональный состав высших
государственных органов.
В то же время используемые
на выборах технологии самым непосредственным
образом зависят от порядка проведения
выборов и способа подсчета голосов
в каждой стране, действующих в
государстве и регламентирующих
данный процесс правовых норм, правил
и традиций. В правовых нормах формулируются
основные требования к кандидатам в
представительные органы власти и на
выборные государственные должности;
регулируется деятельность органов
власти, осуществляющих проведение выборов;
определяется статус избирателей и
избирательных объединений; устанавливаются
процедуры предвыборной агитации и
голосования, порядок определения
результатов голосования и