Личные права и свободы человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных
проблем исторического, социального и культурного развития человечества,
прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Содержание

Введение.
Глава I. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава II. Характеристика основных личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
1. Понятие личных прав и свобод человека и гражданина.
2. Право на жизнь.
3. Достоинства личности.
4. Право на свободу и личную неприкосновенность.
5. Право на частную жизнь.
6. Право на неприкосновенность жилища.
7. Национальная принадлежность.
8. Право на свободу передвижения. Право выбирать место пребывания и
жительства.
9. Право на свободы совести и вероисповедания.
10. Свобода мысли и слова.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Личные права и свободы. Подшивалова А. 11ГП.docx

— 74.10 Кб (Скачать)

       Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. “Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой” (Иак., 1, 25). Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).

       Возникшая в древности идея всеобщего равенства  людей не прекрактила своего существования в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.

       Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в  трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые  представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.

       Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.

       Важным  элементом этого процесса стала  концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал: “Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”4. С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и ряда последующих мыслителей) и положение о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.

       Развивая  естественноправовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода»5. Он подчеркивал, что «естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается»6, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тирании.

       Последовательная  либеральная доктрина неотчуждаемых  естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком. Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. «Несмотря на всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. .Там, где нет законов, там нет и свободы»7.

       Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации  общественных и государственных порядков. Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.

       Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.

       Под заметным влиянием передовой европейской  политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно- правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России. Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй 8.

       Из  вышесказанного в данной главе следуют  следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство. Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида

 в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.

       Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Характеристика основных прав и свобод человека и гражданина

    1. Понятие личных прав и свобод человека и гражданина.

       В Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей  Конституцией. Основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения.9 Человек и гражданин обладает различными правами и свободами. К ним относятся такие как политические, экономические, социальные, культурные, личные права и свободы.

         Личные права человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности. 10

         Личные права включают: право  на жизнь, право на свободу  и личную неприкосновенность, на  неприкосновенность частной жизни,  жилища, свободное передвижение  и выбор места жительства, свободу  совести, свободу мысли и слова,  на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные  гарантии в случае привлечения  к суду и т.д.  Подробнее рассмотрим их в следующих вопросах. 

    1. Право на жизнь.

       Это право провозглашается всеми  международно-правовыми актами о  правах человека и почти всеми  конституциями стран мира как  неотъемлемое право человека, охраняемое законом. В Конституции РФ право на жизнь.11 Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни уже до рождения человека.

         Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, оно строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.

       Особое  значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке перспектива  отмены смертной казни в Конституции  все же обозначена ("впредь до ее отмены"). В то же время введено  несколько гарантий против ее произвольного  применения:

         а) смертная казнь должна устанавливаться  только федеральным законом;

        6) смертная казнь должна рассматриваться  как исключительная мера

         наказания, т.е. иметь альтернативу  в виде лишения свободы на  определенный срок с тем, чтобы  суд всегда имел возможность  выбора меры наказания;

         в) смертная казнь может применяться  только за особо тяжкие преступления  против жизни (т.е. в отношении  лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей);

         г) при угрозе применения смертной  казни обвиняемый имеет право  на рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей.

         Эти гарантии отражают гуманный  характер правосудия и призваны  исключить опасность непоправимой  судебной ошибки. 12 

    1. Право на государственную  охрану достоинства  личности.

       Это право равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство  и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия  в активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку право на самооценку, на "самоопределение" и охраняет его выбор жизненных ценностей.

         Достоинство конкретизируется в  правах человека, защита которых  составляет назначение государства.  Поэтому можно сказать, что  в наиболее общей форме цель  государства состоит в охране  человеческого достоинства.

         Таким образом, когда говорят,  что "государство должно служить  народу", то это в первую  очередь означает, что государство  должно обеспечить защиту достоинства  каждого человека. Достоинство, если  оно надлежащим образом защищено, - это опора демократии и правовой  государственности. Если общество  не признает и не защищает  достоинство отдельного человека, то никакие юридические, экономические  и политические меры не обеспечат  прочный культурный и этический  фундамент.

         Конституция РФ защищает достоинство  личности, устанавливая абсолютный  принцип: "Ничто не может быть  основанием для его умаления". В самом тексте статьи 21 этот  принцип раскрывается через запрет  подвергать пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Но в сущности целям защиты достоинства служат многие другие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.

         Заботой о достоинстве человека  пронизаны многие нормы уголовного  права и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе предусмотрены  такие составы преступления, как  клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный кодекс требует от следователя при производстве обыска принимать меры к тому, чтобы при этом не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица, а личный обыск производился только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Правом на достойное обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок наказания в местах заключения. Таких норм много, они существуют и в других отраслях права, отражая конкретную реализацию конституционного принципа охраны достоинства человека.

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина