Личные права и свободы человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных
проблем исторического, социального и культурного развития человечества,
прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Содержание

Введение.
Глава I. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава II. Характеристика основных личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
1. Понятие личных прав и свобод человека и гражданина.
2. Право на жизнь.
3. Достоинства личности.
4. Право на свободу и личную неприкосновенность.
5. Право на частную жизнь.
6. Право на неприкосновенность жилища.
7. Национальная принадлежность.
8. Право на свободу передвижения. Право выбирать место пребывания и
жительства.
9. Право на свободы совести и вероисповедания.
10. Свобода мысли и слова.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Личные права и свободы. Подшивалова А. 11ГП.docx

— 74.10 Кб (Скачать)
    1. Национальная  принадлежность.

       Комплекс  прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной  России, в которой живет много  этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом ("американец", "француз", "немец"). Но в России принадлежность к определенной нации  до недавнего времени служила  основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились от смешанного брака.20

         Конституция России устанавливает,  что каждый вправе определять  и указывать свою национальность, и никто не может быть принужден  к определению и указанию своей  национальности (ст. 26). Данные правила  не влекут за собой никаких  юридических последствий, поскольку,  по российскому праву, никто  не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации  по национальному признаку. Поэтому  трудно предположить, что данная  гарантия будет иметь значение  для большого числа людей, тем  более, что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а при новой паспортизации населения соответствующая графа в паспорте вообще должна исчезнуть.

         Однако следует учитывать, что  в силу действия в ряде зарубежных  стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного  законодательства принадлежность  к определенной национальности (немцы,  евреи, украинцы) открывает возможность  беспрепятственной эмиграции в  эти страны. Кроме того, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

         Гораздо существеннее связанное  с национальностью право на  пользование родным языком, на  свободный выбор языка общения,  воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета  России и прав субъектов Федерации  в ряде регионов с компактным  национальным составом этот вопрос  вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

         В Российской Федерации эти  конституционные нормы реализуются  через Закон о языках народов  РСФСР от 25 октября 1991 г. Язык  общения устанавливается самими  людьми без всякой регламентации,  никаких юридических норм использования  языков народов Российской Федерации  в межличностных, неофициальных  контактах, как и в деятельности  общественных и религиозных объединений,  не существует.21 Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве.

         Эти и многие другие нормы  создают надежную и широкую  систему гарантий конституционной  нормы на пользование родным  языком и связанных с этим  других прав. 

    1. Право на свободу передвижения и свободного

                                               выбора места жительства.

       Свобода передвижений и места жительства Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит  каждому, кто законно находится  на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие  в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство  тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков  могут переезжать из одной местности  в другую и определять себе место  жительства.22

         Более подробно эти вопросы  регулируются Законом о праве  граждан Российской Федерации  на свободу передвижения, выбор  места пребывания и жительства  в пределах Российской Федерации  от 25 июня 1993 г.

         Закон ограничивает свободу передвижения  в определенных районах (в пограничной  полосе, закрытых военных городках, закрытых административно- территориальных  образованиях, зонах экологического  бедствия, на территориях, где  введены особые условия и режимы  проживания в связи с опасностью  инфекционных или массовых инфекционных  заболеваний и отравлений людей,  чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких  районов никакие ограничения  свободы передвижения любым видом  транспорта или пешком не допускаются.

         Однако реализации права на  выбор места жительства сопутствует  определенный порядок. Закон устанавливает  обязанность гражданина, прибывающего  на новое место жительства, в  течение 7 дней зарегистрироваться  в органах внутренних дел. Отказ  гражданину в регистрации может  быть обжалован в судебном  порядке. При этом регистрация не адекватна прописке, которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением конституционной свободы выбора места жительства.

         Порядок регистрации и снятия  граждан Российской Федерации  с регистрационного учета по  месту пребывания и по месту  жительства в пределах России  установлен соответствующими  Правилами.23 Эти Правила подробно регламентируют права и обязанности граждан, связанные со свободой передвижения, места пребывания и жительства, окончательно исключая прописку и заменяя ее регистрационным учетом.

         Важное значение имеет закрепление в Конституции РФ права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ст. 27). Порядок реализации этого права установлен Законом о порядке выезда из СССР и въезда в СССР советских граждан от 20 мая 1991 г., который объявлен действующим с 1 января 1993 г. 24

         Выезд гражданина за рубеж  осуществляется по заграничному  паспорту, который вправе получить  каждый. Паспорт выдается на срок 5 лет (с возможностью последующего  продления) органами внутренних  дел по месту жительства. Заявление  для временного выезда должно  быть рассмотрено в течение  одного месяца, а в экстренных  случаях (срочное лечение, болезнь  или смерть родственника) в течение  3 рабочих дней. Заявление для  выезда на постоянное место  жительства рассматривается в  течение 3 месяцев. 

       Закон строго регламентирует основания для  отказа в выдаче заграничного паспорта. Гражданину может быть временно отказано в выдаче заграничного паспорта, если он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, или связан контрактными обязательствами, против него возбуждено уголовное дело, он осужден за совершение преступления, уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, сообщил о себе заведомо ложные сведения, подлежит призыву на военную службу, ему предъявлен гражданский иск в суде, по приговору суда он признан особо опасным рецидивистом или состоит под административным надзором милиции. Данный перечень является исчерпывающим и каждое основание прекращает свое действие по истечении определенного времени (до отбытия наказания, до исполнения обязательств, до окончания срока военной службы и др.).

         Специально и подробно регламентируется выезд граждан, владеющих государственной тайной (отнесение сведений к ней осуществляется в соответствии с Законом.25 Таким гражданам выезд может быть не разрешен до истечения пятилетнего срока с момента прекращения их доступа к таким сведениям, но специальная комиссия Правительства РФ в отдельных случаях может продлить этот срок. Эта комиссия также рассматривает жалобы на отказ в выдаче паспорта в связи с государственной тайной. Правительством создана также Межведомственная комиссия по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с отказами в выдаче заграничного паспорта или временными ограничениями на выезд за рубеж. Комиссия обязана ответить гражданину по существу его жалобы в письменной форме в течение 3 месяцев. Это решение, как и во всех других случаях, гражданин вправе обжаловать в суде.

         Существенной стороной права  на выезд из Российской Федерации  является право граждан беспрепятственно  возвращаться в нее. Для лиц,  имеющих российское гражданство,  не требуется каких-либо въездных  виз или разрешений. 

    1. Свобода совести и вероисповедания.

       Под свободой совести понимается право  человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

         Свобода вероисповедания означает  право человека на выбор религиозного  учения и беспрепятственное отправление  культов и обрядов в соответствии  с этим учением. Эта свобода,  таким образом, по своему содержанию  уже первой.26

         В субъективном смысле, т.е. как  право человека, равнозначным является  понятие свободы религии, но  оно еще означает и право  на существование всех религий  и возможность каждой их них  беспрепятственно проповедовать  вероучение. Однако в обиходе  очень часто все указанные  термины употребляются как идентичные.

         Конституция РФ провозглашает: "Каждому  гарантируется свобода совести,  свобода вероисповедания, включая  право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать  никакой, свободно выбирать, иметь  и распространять религиозные  и иные убеждения и действовать  в соответствии с ними" (ст. 28). Такая формулировка в значительной  мере повторяет подходы, свойственные  приведенной статье Международного  пакта. Но в ней в завуалированном  виде закрепляется право не  только на атеистические убеждения,  но и на атеистическую пропаганду ("распространять религиозные  и иные убеждения"), что является  явным отголоском прошлых лет.

         С содержательной точки зрения  следует признать бесполезным  упоминание о праве "не исповедовать  никакой" религии, поскольку  это заложено в содержании  свободы совести. Следует помнить,  что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

         Свобода совести и вероисповедания  подробно регламентируется Федеральным  Законом «О свободе совести  и религиозных объединениях»  от 26 сентября 1997 г. Так, конкретизированы  гарантии свободы вероисповедания,  для чего, в частности, запрещено  указывать в официальных документах  отношение человека к религии.  Хотя верующие обычно этого  не стесняются, но принадлежность  к религии может послужить  в некоторых случаях поводом  для их дискриминации со стороны  отдельных бюрократов или грубых  атеистов. Весьма важно признание  тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Ряд положений Закона посвящен проблемам религиозного воспитания. Так, право на свободу совести признано за ребенком, а родителям предоставлено право обеспечивать религиозное воспитание ребенка.27 Преподавание вероучений и религиозное воспитание могут свободно осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, а по желанию граждан - в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.

         Закон устранил дискриминацию  религиозных объединений, признав  правомерным распространение вероучений  непосредственно или через средства  массовой информации, миссионерскую  деятельность, дела милосердия и  благотворительности, религиозное  обучение и воспитание, подвижническую  деятельность (монастыри, скиты и  пр.), паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими  вероучениями и предусмотренную  уставом данного объединения.  Закреплены права в области  совершения религиозных обрядов  и церемоний, производства и  распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.28

         Коренное изменение политики  государства по отношению к  религии, происшедшее в последние  годы, возвращает России ее духовные  силы. Возвращаются храмы, религиозные  ценности, возрождаются религиозные  учебные заведения. Тем самым  создаются материальные условия  для реализации гражданами одной  из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания. Распоряжением  Президента Российской Федерации  от 24 апреля 1995 г. создан Совет  по взаимодействию с религиозными  объединениями при Президенте  Российской Федерации, а распоряжением  от 2 августа 1995 г. утверждено Положение  об этом Совете. Совет является  консультативным органом, осуществляющим  предварительное рассмотрение вопросов  и подготовку предложений для  Президента. Он обеспечивает взаимодействие  Президента с религиозными объединениями,  участвует в разработке совместной  концепции взаимоотношений государства  и религиозных объединений. Специально  оговаривается, что Совет не  обладает контрольными или распорядительными  функциями по отношению к религиозным  объединениям. В состав Совета  вошли представители всех ведущих  конфессий России. Создание Совета отражает новый характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю деятельность. 

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина