Личные права и свободы человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных
проблем исторического, социального и культурного развития человечества,
прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Содержание

Введение.
Глава I. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава II. Характеристика основных личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
1. Понятие личных прав и свобод человека и гражданина.
2. Право на жизнь.
3. Достоинства личности.
4. Право на свободу и личную неприкосновенность.
5. Право на частную жизнь.
6. Право на неприкосновенность жилища.
7. Национальная принадлежность.
8. Право на свободу передвижения. Право выбирать место пребывания и
жительства.
9. Право на свободы совести и вероисповедания.
10. Свобода мысли и слова.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Личные права и свободы. Подшивалова А. 11ГП.docx

— 74.10 Кб (Скачать)
 

ФГОУ  ВПО «Оренбургский государственный  аграрный университет» 

Юридический факультет 

Кафедра конституционного и муниципального права 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по конституционному праву Российской Федерации 

«Личные права и свободы  человека и гражданина» 
 

              Выполнила: студентка очной

              формы обучения, 11 гр.,

              специальности «Юриспруденция»

              Подшивалова А.С.

                                                             Проверил:                       

  
 
 
 
 
 

Оренбург 2011

Содержание 

Введение.

Глава I.  Становление прав и свобод человека.

   1.  Понятие и сущность прав и  свобод.

   2.   Историческое развитие прав и свобод.

Глава II.  Характеристика основных личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.

   1. Понятие личных прав и свобод человека и гражданина.

   2. Право на жизнь.

   3. Достоинства личности.

   4. Право на свободу и личную неприкосновенность.

   5. Право на частную жизнь.

   6. Право на неприкосновенность жилища.

   7. Национальная принадлежность.

   8. Право на свободу передвижения. Право выбирать место пребывания и  

   жительства.

   9. Право на свободы совести и вероисповедания. 

   10. Свобода мысли и слова.  

Заключение.

Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных

 проблем  исторического, социального и  культурного развития человечества,

 прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

         Само зарождение прав человека  в V-IV вв. до н.э. в древних полисах

(Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития.

         Каждая новая ступень такого  развития добавляла новые качества  правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, за ее расширение и обогащение.

         Проблема прав человека всегда  была предметом острых классовых  битв, которые велись за обладание  правами, расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе. Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественно- исторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий ранне буржуазного общества свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием

 только  прогрессивных начал, исторический  прогресс – явление, само по  себе, пробивающее дорогу через  все случайности и хаотические  нагромождения социального развития.

         В настоящее время права человека  получили широкое отражение в

 конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека, выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина и Конституции РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Становление прав и свобод

    1. Понятие и сущность прав и свобод

         Соотношение понятий “право” и “свобода” характеризуются прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.

       Но  иногда между этими понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин “свобода” призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: “каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания.”(статья 28 Конституции РФ). В то время как термин “право” определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом “право” может самой Конституцией включаться в состав “свободы”.

       Однако  разграничение между правами  и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями так же именуют “свободами”. Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся ещё в 18-19 веках.

       Различие  между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РФ. Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.

       Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

       В современном мире сохраняются различные  подходы к взаимодействию права  и государства, человека и государства. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях Франции, США, Италии, Испании воплощена естественноправовая концепция прав человека, в конституциях Австрии, ФРГ – позитивистская. Однако такие различия в конституционных записях не следует переоценивать, поскольку основные законы всех стран ориентированы на принципы правового государства и, следовательно, на защиту и охрану прав человека.

       Вместе  с тем различия естественно-правового и позитивистского подходов к природе прав человека требуют внесения определенной ясности. Прежде всего, ограничение власти государства правами человека не должно вести к умалению его роли, которая весома не только в охране прав и свобод человека, но и в придании им законодательной формы. Резкая поляризация этих учений (естественно-правовой школы и позитивизма) обусловливалось различными путями осуществления буржуазных революций в различных странах. Государство не может не признавать права человека на жизнь, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, но “защищенность” им придает юридическая форма, т.е. закон.

       Не  отрицая большой новизны, специфики  и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально, так и теоретически каждая исторически данная  система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. 

       2.  Историческое развитие  прав и свобод.

       Историческое  развитие начал свободы и права  в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

       Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.

       Поиски  объективной нормы справедливости и права для полиса и его  граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных правах человека положение о том, что “справедливое состоит в воздаянии другому равным”1. Это определение представляло собой философскую абстракцию и итерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб). В концепции Эпикура справедливость – представляет собой естественное право с изменяющимся содержанием. Эпикуровская договорная трактовка государства и права подразумевает равенство, свободу и независимость людей – членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерализма и правового индивидуализма. Свобода человека – это,  согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

       Сфера человеческой свободы – это сфера  его ответственности за себя, она  вне и необходимости, поскольку “необходимость не подлежит ответственности”, и непостоянного случая. Свобода обретается благодаря уяснению того, “что зависит от нас” и “ не подлежит никакому господину”. “Необходимость, - говорил он, - есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью”2.    Важная линия связи тянется от договорно - правовой концепции Эпикура к идеям общественного договора Нового времени.

       Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Так, положения греческих стоиков о мировом естественном законе были использованы римскими стоиками. Из их естественно-правовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

       Существенный  вклад в развитие юридических  представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.

       Опираясь  на источники действующего права, римские  юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.

       Романист  Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”3.

       Античные  идеи свободы и равенства людей  были восприняты и развиты светскими  и религиозными мыслителями средневековья. “Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом

 отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что “каждый человек свободен”, и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях”.

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина