Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
Объект работы – государственная служба в России. Предметом исследования является история становления государственная служба. Цель работы заключается в анализе истории законодательства о государственной службе. Достижение цели исследования обеспечивается последовательным решением ряда задач:
- государственная служба в РФ: понятие и сущность;
- виды государственной службы в РФ;
- историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России;
- история развития законодательства о государственной службе в Советский период;
- формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ;
- современное реформирование государственной службы в РФ;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В РФ………………………………………………………………………6
1.1 Государственная служба в РФ: понятие и сущность…………………….....6
1.2 Виды государственной службы в РФ……………………………………….11
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ…………………………………………………20
2.1 Историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России……… ……………………………………………...20
2.2 История развития законодательства о государственной службе в Советский период…………………………………………………………………...23
3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД……………………………..………...27
3.1 Формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ…………………………………………………………………...27
3.2 Современное реформирование государственной службы в РФ…………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...47
Введение табели в 1722 означало возникновение в России новой системы титулования – обращения к лицам, имеющим чины. Поначалу таких узаконенных обращений было три – ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов — при жизни Петра) иваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было 5 (к носителям 1-го и 2-го классов обращались «ваше высокопревосходительство», 3-го и 4-го – «превосходительство», 5-го – «высокородие», 6–8-го – «высокоблагородие», 9–14-го – «благородие»), появилась целая система обращений и устных именований.
С различными
дополнениями и изменениями табель
просуществовала до октябрьских
событий 1917 и была упразднена декретами
Советской власти 10 (23) ноября и 16 (29)
декабря 1917 об уничтожении гражданских,
военных и придворных чинов, сословий
и титулов дореволюционной России.
Вопросами
организации государственной
Постоянным и строгим требованием, определявшим право поступления на государственную службу и скорость продвижения по карьерной лестнице, начиная с петровских времен, был уровень образования. Этот уровень менялся, но оставался непременным. Так, согласно указу «Об устройстве училищ» (1803 г.) обязательным условием назначения на гражданскую должность, требующую юридических и других знаний, было окончание училища (государственного или частного). Согласно указу «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытании в науках для производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники» (1809 г.) для получения чина коллежского асессора (8-й класс, дающий право получения потомственного дворянства) необходимо было подтверждение учебы в университете. А для получения чина статского советника (практически свидетельствующего о вхождении в элиту российского общества) необходимо было, кроме выслуги лет, иметь аттестат об окончании университета[26]. Данное квалификационное требование по образованию было в 1834 г. Этому способствовало отсутствие образовательных учреждений, что влекло к препятствиям для гарантированного получения очередных чинов за выслугу лет и успешного совершения карьеры.
Взошедший на престол Александр I (1801—1826 гг.) прежде всего восстановил роль Сената, который по его указу «О правах и обязанностях Сената» (1802 г.) стал хранителем законов и верховным органом империи, чьи указы должны исполняться как императорские. В тот же день был обнародован манифест «Об учреждении министерств», по которому коллегии были заменены министерствами, а министры позже вошли в Государственный совет (1810 г. )и Комитет министров (1812 г.)[36].
Характеризуя
дореволюционный этап государственной
службы России, следует отметить, что
в этот период (указ Николая I, июнь 1843
г.) с целью повышения
Что касается местного управления, то оно в основном осталось на прежних основаниях. Было увеличено количество губерний до 52 (1850 г.); вновь созданы наместничества во главе с генерал-губернаторами (10 в 1850 г.); градоначальств (5 в 1850 г.), главы которых приравнивались к губернаторам; разделении в 1837 г. уездов на станы, где назначаемый губернатором становой пристав возглавлял местную администрацию, опираясь на выборных сельских сотских, десятских и вотчинную полицию[26].
Николай I всерьез озаботился деятельностью гражданской службы, для чего был создан Инспекторский департамент гражданского ведомства при Первом отделении его канцелярии (5 сентября 1846 г.).
Он
состоял из четырех экспедиций и
канцелярии: первая экспедиция ведала
чинопроизводством в
Однако
Александр II своим указом от 30 мая 1858
г. упразднил Инспекторский
Помимо
отмены крепостного права в
После скоропостижной гибели Александра II на престол взошел Александр III (1881—1894 гг.). Он посчитал ошибкой упразднение Инспекторского департамента и указом от 6 мая 1894 г. восстановил его под названием Комитета о службе чинов гражданского ведомства[26]. Этот комитет утверждал представления о первом присвоении классного чина, о повышении чинов на основании удостоверений об окончании учебных заведений, об успешном прохождении испытаний при университетах и других учебных заведениях, свидетельств о присуждении ученых степеней и академических званий. В его ведении находились производство в чины за выслугу лет до 5-го класса включительно, перевод из военных чинов в гражданские, награждение чинами за отличия[35]. В 1894 г. умер Александр III и на престол в возрасте 25 лет вступил Николай II (1894—1917 гг.).
К концу XIX в. аппарат управления увеличился в семь раз (с учетом роста населения), составив 385 тыс. человек. Чиновничество было связано сложной системой регламентов и правил. Оно по-прежнему делилось на 14 рангов. Каждый ранг имел свой мундир, титул, ордена.
Проводимая
императором реорганизация
Комплекс
правовых и административных действий
позволил превратить государственный
аппарат в достаточно слаженный
и успешно действовавший
2.2 История развития
Советский период истории России с точки зрения государственной службы начался с ликвидации дореволюционной госслужбы декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 ноября 1917 г. В стране была изменена система государственного управления[29].
Согласно Конституции РСФСР, принятой в 1918 г., основой системы государственного управления стали Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов - представительные органы, действовавшие на всех уровнях политической власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, между съездами - ВЦИК. Главным исполнительным органом стал Совет народных комиссаров. Созданные вместо министерств 18 народных комиссариатов обеспечивали управление промышленностью, финансами, транспортом и другими отраслями[22]. Граждане, работающие в центральных и местных органах госвласти, считались государственными служащими.
Отличительной
чертой новых органов власти было
соединение законодательных и
Так как «руководящей и направляющей силой» общества являлась Коммунистическая партия, то постепенно произошел процесс сращивания партийных и государственных структур, и соответственно, партийной и государственной службы. Чаще всего в отношении лиц, занятых на партийной и государственной работе, в употреблении был термин «партийные и советские кадры».
Для осуществления властных полномочий партии необходим был аппарат, для организации которого был использован принцип номенклатуры. Под номенклатурой в советское время понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийными комитетами — от райкома (горкома) до ЦК партии.
Подобную основу система государственного управления и работы партийных и советских кадров сохранила, хотя и претерпела ряд изменений (не носящих принципиального характера), поскольку за 75 лет - с 1917 по 1992 г. - прошла несколько этапов реформ, развития и «перестройки». Партийные, советские и производственные кадры подбирались «по моральным, деловым и профессиональным качествам». Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие. Кадровая политика гарантировала качественный отбор по критериям очевидным и убедительным для всех. Принцип подбора и расстановки кадров «по преемственности» абсолютно превалировал над принципом «замены командой».
На основе номенклатуры возник и стал процветать культ личности Сталина, который олицетворял авторитарность партийно-государственной элиты, оторванной от народа. В этот период ограничивалась советская демократия, нарушалась законность, принижалась роль суда, прокуратуры, имели место правовой и внесудебный произвол, необоснованные массовые репрессии, от чего пострадали многие невинные люди, в том числе и особенно члены партии, работники органов государственного, военного, общественного управления, специалисты народного хозяйства, культуры, науки, искусства и др[35].
Суть номенклатуры заключается в том, она сама диктует свою волю государственным органам через решения, мнения и указания руководящих партийных инстанций. Формальный механизм формирования номенклатурных кадров в СССР состоял в назначении на руководящие должности по решению органов КПСС, но фактически такие назначения осуществлялись по протекции конкретных партийных функционеров соответствующего уровня партийной иерархии и оформлялись решениями партийных органов. При этом партийные функционеры всех уровней иерархии стремились в первую очередь предоставить руководящие должности, находящиеся в сфере их влияния, кадрам, проверенным на личную преданность. Следует особо подчеркнуть, что процессы формирования и деятельности советской номенклатуры полностью контролировались КПСС, обладавшей строго централизованной иерархической структурой, хотя номенклатурные методы подбора и расстановки кадров непосредственно зародились и получили широкое распространение, прежде всего, в самой партийной среде. Протекционистский механизм назначения на руководящие должности исходя из критерия личной преданности и определяет основные онтологические свойства номенклатуры, которая и в посткоммунистической России составляет социальную основу правящего режима.
В самой номенклатуре нет жёсткой иерархии рангов, обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов в различных сферах государственной структуры. Но главное - в номенклатуре нет составляющего суть чиновничества планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступеням иерархической лестницы. Легко меняются специальности, кабинеты, но незыблемой остается принадлежность к номенклатуре. Эта незыблемость гарантируется самим особым порядком формирования номенклатуры. Итак, «номенклатура» - это буквально латинское слово «ном» (перечень имён или наименований). В бюрократии всё с точностью до наоборот. Первоначально, при Сталине также, этим термином обозначалось распределение функций между различными руководящими органами. Таким образом, номенклатура - это перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган. В то же время этот термин обозначает и перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения.
Информация о работе История развития законодательства о государственной службе в России