История развития законодательства о государственной службе в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Объект работы – государственная служба в России. Предметом исследования является история становления государственная служба. Цель работы заключается в анализе истории законодательства о государственной службе. Достижение цели исследования обеспечивается последовательным решением ряда задач:
- государственная служба в РФ: понятие и сущность;
- виды государственной службы в РФ;
- историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России;
- история развития законодательства о государственной службе в Советский период;
- формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ;
- современное реформирование государственной службы в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В РФ………………………………………………………………………6
1.1 Государственная служба в РФ: понятие и сущность…………………….....6
1.2 Виды государственной службы в РФ……………………………………….11
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ…………………………………………………20
2.1 Историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России……… ……………………………………………...20
2.2 История развития законодательства о государственной службе в Советский период…………………………………………………………………...23
3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД……………………………..………...27
3.1 Формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ…………………………………………………………………...27
3.2 Современное реформирование государственной службы в РФ…………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая по гс и кп.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     - основания прекращения службы, в  том числе основания увольнения  в запас служащего или в  отставку[28].

     Гражданским служащим и государственным служащим других видов государственной службы федеральными законами предоставляются соотносимые размеры оплаты труда и однотипные основные государственные социальные гарантии. Во всех видах государственной службы оплата труда предусматривается в виде денежного содержания (вознаграждения, довольствия).

     Денежное  содержание включает в себя:

     -оклад  по занимаемой штатной должности,

     - оклад по присвоенному классному  чину (специальному званию),

     - процентную надбавку за выслугу  лет и другие надбавки.

     Обеспечивается  единство основных условий оплаты служебной  деятельности государственных служащих независимо от вида государственной  службы, если иное не установлено законодательством  Российской Федерации. Дополнительные условия оплаты служебной деятельности государственных служащих устанавливаются с учетом особенностей вида государственной службы. Гражданским служащим, как и служащим других видов государственной службы, гарантируется:

     - своевременная и в полном размере  выплата денежного содержания (денежного довольствия);

     - ежегодный оплачиваемый отпуск;

     - медицинское обслуживание служащего  и членов его семьи, в том  числе после выхода на пенсию;

     - переподготовка (переквалификация) и  повышение квалификации с сохранением  денежного содержания на период обучения;

     - обязательное государственное страхование  на случай причинения вреда  здоровью и имуществу в связи  с исполнением должностных обязанностей;

     - обязательное государственное социальное  страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы;

     - защита служащего и членов  его семьи от насилия, угроз,  других неправомерных действий  в связи с исполнением должностных  обязанностей и другие государственные  социальные гарантии[38].

     Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается установлением однотипных ограничений и обязательств.

     Под ограничениями прав государственных  служащих следует понимать установленные  нормами права запреты на совершение конкретно определенных действий, выраженные в категоричной форме посредством возложения прямой юридической обязанности не совершать какие-либо действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Так, государственный служащий любого вида государственной службы не может ее продолжать в случае:

     - осуждения к наказанию в соответствии  с приговором суда, вступившим  в законную силу;

     - наличия судимости;

     - признания его недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

     - наличия гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, и т.д.

     Что касается используемого в законах  термина «обязательства», то, очевидно, подразумеваются установленные  для государственных служащих пределы, выйти за которые нельзя. Так, государственные служащие любого вида государственной службы не вправе:

     - заниматься другой оплачиваемой  деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;

     - быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти;

     - заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц и т.д[24].

     Обязательства государственного служащего о соблюдении указанных ограничений, установленных  федеральными законами о видах государственной службы, включаются в должностной регламент (инструкцию) и контракт государственного служащего.

     Взаимосвязь гражданской службы и государственной  службы Российской Федерации иных видов  обеспечивается учетом стажа государственной  службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы.

     Правовое  значение стажа государственной службы состоит в обеспечении стабильного пребывания на гражданской службе наиболее квалифицированных специалистов. Установленный порядок учета стажа гражданской службы стимулирует привлечение на гражданскую службу и удержание высококвалифицированных кадров.

     Предусматривается пенсионное обеспечение гражданских  служащих и государственных служащих иных видов государственной службы за выслугу лет или по инвалидности, а также членов семьи государственного служащего в случае потери кормильца. Условия назначения и размеры указанных пенсий, порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсий за выслугу лет будут регулироваться федеральными законами с учетом особенностей вида государственной службы.

     Однако  деление на виды государственной  службы не оказывает решающего влияния на статус государственных служащих. Как гражданская, так и военная и правоохранительная служба являются государственной службой, то есть профессиональной служебной деятельностью граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.

     Законодательство  предусматривает для государственных  служащих возможность перехода с  государственной службы одного вида на государственную службу другого  вида с включением в стаж срока  гражданской службы периодов замещения воинских должностей и должностей правоохранительной службы.

     Государственно-служебные  отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации  конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, регулируются федеральными законами о видах государственной службы на единых принципах построения и функционирования системы государственной службы.

     Взаимосвязь гражданской службы и государственной  службы Российской Федерации, иных видов  обеспечивается также посредством соотносимости условий прохождения службы и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий. Прохождение государственной службы любого вида включает в себя назначение на должность, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности, увольнение с государственной службы (отставку - для военной службы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 

     2.1 Историко-правовые аспекты развития  государственной службы в дореволюционной       России

          ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 – законодательный акт Петра I, заменивший аристократическую иерархию 16–17 вв., основанную на родословных книгах, иерархией бюрократической. Его принятие отделило в Российской империи службу военную от гражданской и придворной, а также определило иерархию рангов в армии, флоте и гражданской администрации, порядок их соотношения друг с другом и получения в системе государственной службы.

Подготовка  акта была начата в 1719, он стал продолжением реформаторской деятельности Петра I. В основе закона лежали «расписания чинов» Франции, Швеции, Дании, Пруссии и Венецианской республики. Новшеством для России было введение гражданских и придворных рангов, хотя были приняты во внимание и чины, существовавшие в 17 в. в Боярской думе и приказах (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки). Были учтены некоторые военные чины западноевропейского типа, возникшие во второй пол. 17 в. в «полках нового строя».

Высшим  рангом табели был 1-й, низший – 14-й. Выглядела она следующим образом:

I –  канцлер (в военной службе ему  соответствовали звания «генерал-фельдмаршал», в морской – «генерал-адмирал»),

II –  действительный тайный советник (генерал-от-кавалерии, генерал-от-инфантерии, генерал-от-артиллерии; в морской – адмирал),

III –  тайный советник (генерал-лейтенант;  в морской – вице-адмирал),

IV –  действительный статский советник (генерал-майор; в морской –  контр-адмирал),

V –  статский советник,

VI –  коллежский советник (полковник;  капитан первого ранга),

VII –  надворный советник (подполковник, капитан второго ранга),

VIII –  коллежский асессор (капитан и  ротмистр),

IX –  титулярный советник (штабс-капитан  и штабс-ротмистр; лейтенант),

X –  коллежский секретарь (поручик;  мичман),

XII –  губернский секретарь (подпоручик и корнет),

XIV –  коллежский регистратор.

Вступившая  в силу в 1722, табель, определяя место  человека в государственной службе, давала некоторую возможность выдвинуться  талантливым людям из низших сословий. В ее тексте это было оговорено  особо: «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное, а после попадания в 8-й класс (для военных – уже в 14-й) – потомственное дворянство. Специальный закон 9 декабря 1856 сделал новые добавления к табели, определив пути получение потомственного дворянства только с 4-го (для военных с 6-го), а личного – с 9-го класса.

Чины, хотя это и не оговаривалось специально, давались только мужчинам. Замужние жены поступали «в рангах по чинам мужей их»; незамужние считались на несколько рангов ниже своих отцов. Вводилось правило, по которому за требование почестей и мест выше своего чина при публичных торжествах и официальных собраниях налагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого (2/3 штрафных денег должно было поступать в пользу доносителя). Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга. Экипаж, ливрея и образ жизни в целом – все должно было соответствовать чину.

Первоначально в табель, кроме собственно чинов, было включено много различных должностей (свыше 260). Например, среди статских чинов в 3-м классе был генерал-прокурор, в 4-м – президенты коллегий, в 5-м – вице-президенты коллегий, в 6-м – президенты в надворных судах и т.п. «Профессоры при Академиях» и «докторы всех факультетов, которые на службе обретаются» также числились в табели – в 9-м классе. Однако в конце 18 в. все эти должности были исключены из табели или превратились в чины (прежде всего придворные).

Классность отдельных чинов изменили. Так, в начале 19 в. чины 11-го и 13-го классов перестали употребляться и соединились с чинами соответственно 12-го и 14-го классов. Профессора университетов, институтов, члены Академии наук и Академии художеств получили соответствующие чины, как и лица, просто окончившие университеты и иные высшие учебные заведения (при поступлении на службу они получали чины не ниже 12 и не выше 8-го класса).

Учет  чиновников по старшинству табель начала 18 в. поручала герольдмейстерской конторе Сената, которая регулярно публиковала списки лиц, имеющих классные чины. С середины 19 в. стали систематически издаваться и списки лиц, имеющих гражданские чины первых четырех классов.

Информация о работе История развития законодательства о государственной службе в России