Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:24, реферат
Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 11
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 18
ЛИТЕРАТУРА 20
Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, районных и городских исполкомов.
К субъектам судебной власти относятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи. Кроме отмеченных трех государственных властей Конституция законодательно закрепляет органы прокурорского надзора (Прокуратуры), возглавляемые Генеральным прокурором республики, контрольные органы — Комитет государственного контроля и его органы, местные представительные органы — Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельских Цветах.
Особое место в политической системе общества занимает Президент. Президент является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В политической системе белорусского общества функционирует более тридцати политических партий, многочисленные общественные объединения – профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.
На предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в высших и средних специальных учебных заведениях, в колхозах, совхозах и других аграрных организациях действуют трудовые коллективы, осуществляющие не только внутриуправленческие, но и внешнеполитические функции. Трудовые коллективы способствуют развитию внутренней производственной демократии, проявляющейся в управлении своими предприятиями, организациями, а также внешней, общей демократии при участии в разработке и обсуждении проектов законов, в формировании депутатского корпуса Советов, выражении мнения на референдумах, собраниях, конференциях и др.
Самодеятельные организации граждан на местах являются формами прямой демократии и входят в состав политической системы общества.
Местное управление и самоуправление. В разделе V Конституции и в специальном Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями закрепляются субъекты самоуправления и управления, их понятие, система и принципы, задачи, компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементами и субъектами политической системы.
Местное
(территориальное) самоуправление – это
форма организации и деятельности граждан
для самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые ими государственные
и общественные органы социальных, экономических,
политических и культурных вопросов местного
значения исходя из интересов населения
и особенностей развития административно-
Субъектами местного самоуправления являются местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие формирования). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов (голосования граждан данной территории), собраний (сходов) граждан и через иные формы непосредственной демократии.
Устанавливаются три территориальных уровня местных Советов депутатов: 1) первичный (сельские, поселковые и городские Советы городов районного подчинения); 2) базовый (районные и городские Советы городов областного подчинения); 3) областной (областные Советы и Минский городской Совет).
В системе местного самоуправления местные Советы депутатов выступают как высшая политическая форма самоуправления народа. Они координируют и объединяют работу всех самодеятельных общественных формирований. Решения местных Советов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для предприятий, организаций и граждан. Если Советы принимают не соответствующие законодательству решения, они могут быть отменены вышестоящими представительными органами.
Местный Совет депутатов может быть досрочно распушен по следующим основаниям:
1) если избиратели выразят
ему недоверие путем
2) если не менее трех раз подряд он не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительной причине;
3)
если Совет в течение двух
месяцев со дня созыва первой
сессии не образовал свои
4) если Совет систематически или грубо нарушает требования законодательства.
Роспуск местного Совета осуществляет Палата Национального собрания — Совет Республики.
К органам местного управления относятся областные, районные городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, а также отделы и управления областных, районных, городских исполкомов. Все они являются субъектами исполнительной власти. В настоящее время местные исполнительно-распорядительные органы более самостоятельны во взаимоотношениях с местными Советами депутатов, однако их незаконные решения отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь (ч. 3 ст. 122 Конституции Республики Беларусь).
В названии раздела второго Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство» заложен глубокий гуманный смысл: в демократическом обществе и государстве устанавливается тесная взаимосвязь интересов личности, гражданина с обществом и государством и их взаимные обязанности (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). Конституция вкладывает в понятие личности ее социальное качество. Человек рождается, а личность формируется обществом, государством, трудовым коллективом, школой, семьей. Подобный процесс преобразования человека, гражданина в личность в широких масштабах возможен лишь в истинно демократическом обществе.
Личность — это такое состояние человека в обществе, при котором он, обладая реальными широкими правами и свободами, активно участвует в политической, экономической и социально-культурной жизни, тесно сочетая свои интересы с интересами отдельных граждан, трудового коллектива, государства, общества, а также несет ответственность перед ними.
В статьях анализируемого раздела Конституции употребляются и такие понятия, как «гражданин» и «каждый». Если содержание статьи обращено к гражданину, это значит, что она распространяется только на граждан Республики Беларусь. Если же статья начинается со слова «каждый», это означает распространение ее на наших граждан, иностранцев и лиц без гражданства, т.е. на человека.
Правовой статус граждан — это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей в основных сферах жизни людей. Такие права, свободы и обязанности называются основными, они отличаются от прав и обязанностей, закрепленных в текущих отраслевых нормативных актах (гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права).
Характерные особенности основных прав, свобод и обязанностей граждан:
Следует иметь в виду, что основные права и обязанности граждан закреплены как в разделе втором Конституции, так и в иных ее разделах.
В зависимости от содержания, характера конституционных прав и свобод они объединены в три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) социально-экономические права.
Такое объединение однопорядковых общественных явлений и приведение их в определенную научную систему (классификацию) позволяет видеть единство и взаимосвязь основных прав и свобод граждан, а также значительно глубже осмыслить их содержание и значение. Система конституционных прав и свобод охватывает все основные сферы жизни граждан. В ст. 24-32, 50 Конституции закрепляются личные права и свободы: право на жизнь, право на неприкосновенность личности, ее личную жизнь (тайна жизни), жилища и иных законных владений, добровольность вступления в брак и создания семьи, недопущение принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов семьи, близких родственников, презумпция невиновности, свобода совести и др.
Особенностью личных прав и свобод является их неотъемлемость от человека.
Политические права и свободы закреплены в ст. 2, 3, 10, 13 (ч. 8), 33-40, 50, 64-69, 72, 76, 81, 82, 92, 118, 138 Конституции Республики Беларусь. В реализации политических прав и свобод отражается степень участия граждан в политических акциях государства и общества.
Социально-экономические права граждан закреплены в следующих статьях Конституции Республики Беларусь: право на труд — ст. 41, на вознаграждение за труд — ст. 42, на отдых — ст. 43, на собственность — ст. 44, на охрану здоровья — ст. 45, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права — ст. 46: на социальное обеспечение — ст. 47. на жилище — ст. 48, на образование — ст. 49, на участие в культурной жизни — ст. 51. Реализация этих прав обеспечивает экономическую и социальную стороны жизни граждан. Несмотря на различие, все права и свободы граждан взаимно обусловлены и дополняют друг друга.
Характерная
особенность Конституции
Осуществление прав и свобод граждан зависит от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обязанности должны выполняться независимо от желания людей в точном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение гражданами правовых обязанностей устанавливается ответственность (гражданско-правовая, административная, уголовная).
Конституционные обязанности гражданина Республики Беларусь (ст. 52—57):
Информация о работе История конституционно – правового развития Республики Беларусь