История конституционно – правового развития Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 11
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 18
ЛИТЕРАТУРА 20

Работа содержит 1 файл

История конституционно-правового развития РБ.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, районных и городских исполкомов.

    К субъектам судебной власти относятся  Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи. Кроме отмеченных трех государственных властей Конституция законодательно закрепляет органы прокурорского надзора (Прокуратуры), возглавляемые Генеральным прокурором республики, контрольные органы — Комитет государственного контроля и его органы, местные представительные органы — Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельских Цветах.

    Особое  место в политической системе  общества занимает Президент. Президент является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В политической системе белорусского общества функционирует более тридцати политических партий, многочисленные общественные объединения – профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.

    На  предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в высших и средних специальных учебных заведениях, в колхозах, совхозах и других аграрных организациях действуют трудовые коллективы, осуществляющие не только внутриуправленческие, но и внешнеполитические функции. Трудовые коллективы способствуют развитию внутренней производственной демократии, проявляющейся в управлении своими предприятиями, организациями, а также внешней, общей демократии при участии в разработке и обсуждении проектов законов, в формировании депутатского корпуса Советов, выражении мнения на референдумах, собраниях, конференциях и др.

    Самодеятельные  организации граждан на местах являются формами прямой демократии и входят в состав политической системы общества.

    Местное управление и самоуправление. В разделе V Конституции и в специальном Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями закрепляются субъекты самоуправления и управления, их понятие, система и принципы, задачи, компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементами и субъектами политической системы.

    Местное (территориальное) самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе норм права, собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

    Субъектами  местного самоуправления являются местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие формирования). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов (голосования граждан данной территории), собраний (сходов) граждан и через иные формы непосредственной демократии.

    Устанавливаются три территориальных уровня местных Советов депутатов: 1) первичный (сельские, поселковые и городские Советы городов районного подчинения); 2) базовый (районные и городские Советы городов областного подчинения); 3) областной (областные Советы и Минский городской Совет).

    В системе местного самоуправления местные  Советы депутатов выступают как  высшая политическая форма самоуправления народа. Они координируют и объединяют работу всех самодеятельных общественных формирований. Решения местных Советов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для предприятий, организаций и граждан. Если Советы принимают не соответствующие законодательству решения, они могут быть отменены вышестоящими представительными органами.

    Местный Совет депутатов может быть досрочно распушен по следующим основаниям:

     1)  если избиратели выразят  ему недоверие путем референдума;

    2)  если не менее трех раз подряд  он не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительной причине;

    3)  если Совет в течение двух  месяцев со дня созыва первой  сессии не образовал свои органы;

    4) если Совет систематически или грубо нарушает требования законодательства.

    Роспуск местного Совета осуществляет Палата Национального собрания — Совет Республики.

    К органам местного управления относятся областные, районные городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, а также отделы и управления областных, районных, городских исполкомов. Все они являются субъектами исполнительной власти. В настоящее время местные исполнительно-распорядительные органы более самостоятельны во взаимоотношениях с местными Советами депутатов, однако их незаконные решения отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь (ч. 3 ст. 122 Конституции Республики Беларусь).

 

ПРАВОВОЙ  СТАТУС ЛИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    В названии раздела второго Конституции  Республики Беларусь «Личность, общество, государство» заложен глубокий гуманный смысл: в демократическом обществе и государстве устанавливается тесная взаимосвязь интересов личности, гражданина с обществом и государством и их взаимные обязанности (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). Конституция вкладывает в понятие личности ее социальное качество. Человек рождается, а личность формируется обществом, государством, трудовым коллективом, школой, семьей. Подобный процесс преобразования человека, гражданина в личность в широких масштабах возможен лишь в истинно демократическом обществе.

    Личность  — это такое состояние человека в обществе, при котором он, обладая  реальными широкими правами и  свободами, активно участвует в  политической, экономической и социально-культурной жизни, тесно сочетая свои интересы с интересами отдельных граждан, трудового коллектива, государства, общества, а также несет ответственность перед ними.

    В статьях анализируемого раздела  Конституции употребляются и такие понятия, как «гражданин» и «каждый». Если содержание статьи обращено к гражданину, это значит, что она распространяется только на граждан Республики Беларусь. Если же статья начинается со слова «каждый», это означает распространение ее на наших граждан, иностранцев и лиц без гражданства, т.е. на человека.

    Правовой  статус граждан —  это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей в основных сферах жизни людей. Такие права, свободы и обязанности называются основными, они отличаются от прав и обязанностей, закрепленных в текущих отраслевых нормативных актах (гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права).

    Характерные особенности основных прав, свобод и обязанностей граждан:

    • они в наиболее общей форме определяют правовое положение личности;
    • являются равными, едиными, универсальными для всех граждан, чьи специальные правовые статусы резко различаются (правовые статусы колхозника, студента, военнослужащего, депутата и др.);
    • обладают высшей юридической силой, вследствие чего все остальные (обычные) права и обязанности вытекают из них и полностью им соответствуют;
    • закрепляют и регулируют наиболее важные отношения, определяющие правовой статус граждан;
    • основные права и свободы не приобретаются и не отчуждаются по воле граждан;
    • конституционные права,  свободы и обязанности выступают в качестве исходных положений для целых отраслей и институтов права (трудового, избирательного, семейного и др.);
    • осуществляются не только в интересах отдельных граждан, но и других лиц, государства и общества;
    • реализация этих прав, свобод и обязанностей граждан создает реальные возможности и условия для их активного участия во всех областях общественно-политической, государственной, хозяйственной, культурной жизни страны и удовлетворения материальных и духовных потребностей;
    • они действуют на всей территории государства;
    • использование гражданами основных прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества, государства, а также правам других граждан.

    Следует иметь в виду, что основные права  и обязанности граждан закреплены как в разделе втором Конституции, так и в иных ее разделах.

    В зависимости от содержания, характера  конституционных прав и свобод они объединены в три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) социально-экономические права.

    Такое объединение однопорядковых общественных явлений и приведение их в определенную научную систему (классификацию) позволяет видеть единство и взаимосвязь основных прав и свобод граждан, а также значительно глубже осмыслить их содержание и значение. Система конституционных прав и свобод охватывает все основные сферы жизни граждан. В ст. 24-32, 50 Конституции закрепляются личные права и свободы: право на жизнь, право на неприкосновенность личности, ее личную жизнь (тайна жизни), жилища и иных законных владений, добровольность вступления в брак и создания семьи, недопущение принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов семьи, близких родственников, презумпция невиновности, свобода совести и др.

    Особенностью  личных прав и свобод является их неотъемлемость от человека.

    Политические  права и свободы  закреплены в ст. 2, 3, 10, 13 (ч. 8), 33-40, 50, 64-69, 72, 76, 81, 82, 92, 118, 138 Конституции Республики Беларусь. В реализации политических прав и свобод отражается степень участия граждан в политических акциях государства и общества.

    Социально-экономические  права граждан закреплены в следующих статьях Конституции Республики Беларусь: право на труд — ст. 41, на вознаграждение за труд — ст. 42, на отдых — ст. 43, на собственность — ст. 44, на охрану здоровья — ст. 45, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права — ст. 46: на социальное обеспечение — ст. 47. на жилище — ст. 48, на образование — ст. 49, на участие в культурной жизни — ст. 51. Реализация этих прав обеспечивает экономическую и социальную стороны жизни граждан. Несмотря на различие, все права и свободы граждан взаимно обусловлены и дополняют друг друга.

    Характерная особенность Конституции Республики Беларусь состоит в том, что в ней закрепляются гарантии, способствующие реализации основных прав и свобод граждан, а также формы их защиты (Конституция Республики Беларусь, ст. 59-62). Кроме прав и свобод в Конституции устанавливаются обязанности граждан. Если право (свобода) — это реальная возможность для гражданина воспользоваться чем-либо, то обязанность общественно необходимая мера поведения лица, устанавливаемого и гарантируемого государством.

    Осуществление прав и свобод граждан зависит  от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обязанности должны выполняться независимо от желания людей в точном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение гражданами правовых обязанностей устанавливается ответственность (гражданско-правовая, административная, уголовная).

    Конституционные обязанности гражданина Республики Беларусь (ст. 52—57):

    • соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции, достоинство права, свободы, законные интересы других лиц;
    • беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природную среду;
    • защищать Республику Беларусь;
    • уплачивать государственные налоги, пошлины, иные платежи.

Информация о работе История конституционно – правового развития Республики Беларусь