История конституционно – правового развития Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 11
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 18
ЛИТЕРАТУРА 20

Работа содержит 1 файл

История конституционно-правового развития РБ.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Конституции — объявлен праздничным днем.

    Двухлетний  опыт применения положений Конституции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и свобод граждан. С этой целью на республиканский референдум от 24 ноября   1996 г.  Президентом и некоторыми фракциями   Верховного   Совета  Республики   Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции 1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Главой государства.

 

    

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ  КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Для лиц, изучающих право, необходимо четко  представлять назначение Конституции  в государстве и обществе. Слово «Constitutio» означает «учреждаю, устанавливаю» и употреблялось еще в законодательстве Римской империи, где выражало различные установления и указы императоров. Со временем значение этого слова менялось. В нынешнем понимании Конституция — это единый, основной закон государства и общества, объединяющий множество юридических норм.

    Конституция Республики Беларусь (Основной Закон) – это приведенная в единую научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченных наивысшей юридической силой, закрепляющих и регулирующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина.

    К основным устоям общества, государства относятся: основы конституционною строя, его демократический, гуманный характер; структура политической системы (т.е. все формы политической власти); взаимодействие между властями государственными и общественно-политическими; государственное устройство и его принципы; правовой статус человека и гражданина; суверенитет народа, нации, государства и иные общественно-политические и экономические институты.

    По  своему содержанию, назначению и юридической  силе Конституция отличается от всех нормативных актов. Это основной политический, юридический документ государства и общества; это закон законов. Конституция является правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства. Она концентрирует то, что уже дала жизнь. Поскольку в нашем обществе функционируют десятки политических партий, иные политические объединения, допускается плюрализм мнений, то Конституция почти всегда является правовым актом компромисса. В силу этого она не может полностью удовлетворить желания отдельных общественных групп и граждан. Но это не означает, что они вправе не исполнять Конституцию.

    С принятием Конституции  и вступлением  ее в силу исполнение ее является обязанностью для всех государственных органов, предприятий, организаций, общественных объединении, должностных лиц и граждан. Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к подрыву политики государства.

    Назначение  Конституции. Конституция определяет весь уклад политического общественного строя, органов государства, формы власти и их взаимодействие, развитие демократических процессов, многообразные жизненные устои граждан. Она определяет правовой порядок функционирования общества, государства и роль граждан в этом процессе. Таким образом, Конституция нужна всем субъектам права.

    Конституция — основной источник конституционного права как отрасли права и всех других его отраслей: административного, финансового, гражданского, трудового, экологического, аграрного и др. От всех правовых актов в государстве Конституция отличается своим содержанием, назначением и юридической силой. В пирамиде права она занимает верхнюю позицию. Все иные нормативные акты — конституционные законы, простые законы, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Совета Министров, приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и ведомств, решения местных Советов депутатов, решения и распоряжения местных, исполнительных комитетов, приказы руководителей отделов и управлений областных, районных и городских

    исполнительных комитетов — вытекают из Конституции и соответствуют ее содержанию. Таким образом. Конституция вносит упорядочение, стабильность в правовую систему государства и устанавливает конституционную законность. Она определяет формы всех нормативных актов государственных органов, устанавливает их соподчиненность, порядок отмены и требует соответствия их духу и букве Основного Закона. Акты всех общественных формирований также должны соответствовать Конституции.

    Несоответствие  законов, иных нормативных актов, а также международно-правовых соглашений, ратифицированных Парламентом Беларуси, Конституции определяет специально созданный государственный орган в Республике Беларусь — Конституционный Суд. Его заключения являются обязательными для всех органов, организаций, опротестованию и обжалованию не подлежат.

    Конституция создает также систему юридических  гарантий принципа законности в нормотворческой деятельности органов государства.

    Как дерево не может расти и развиваться  без корня, так и законодательство государства не может развиваться и отражать происходящие в стране изменения без Конституции – базы текущего законодательства.

    Основные  функции Конституции. Направления, предназначения и действия, или функции, Конституции следующие:

    • учредительная — закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др.;
    • регулятивная — устанавливает определенные правила, например порядок формированиях двух палат Национального собрания;
    • правонаделительная — определяет предметы ведения, правомочия государственных органов, отдельных должностных лиц и граждан;
    • интеграционная — объединяет основы всех отраслей права и дает им начало: объединяет все органы государства для проведения единой политики;
    • систематизирующая — определяет систему государственных органов, норм права и иных государственно-правовых институтов;
    • охранительная — защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного строя и другие жизненно важные устои;
    • социальная — воздействует на структуру общества, общественный порядок;
    • политическая — определяет политику внутри государственной и общественной жизни, внешнеполитическую деятельность государства;
    • экономическая — определяет формы собственности, рыночные отношения, экономические и финансовые формы и методы хозяйствования;
    • идеологическая — закрепляет основные идеи формирования государственных органов, демократические формы правления, многопартийность, плюрализм мнений и др.
    • воспитательная — Конституция оказывает влияние на формирование взглядов и поведения граждан и должностных лиц;
    • организационная — направлена на организацию функционирования государственных органов, общественных формирований граждан в определенно заданном аспекте;
    • экологическая — проявляется в создании и поддержании нормального состояния окружающей природной среды, способствующей поддержанию здоровья и устойчивой жизни людей;
    • народовластия — способствует созданию условий для дальнейшего развития демократических процессов в государстве и обществе и повышению роли личности в решении государственных и общественных дел;
    • обеспечения законности и правопорядка — проявляется в единообразном понимании и четком соблюдении законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. В нормах права выражается политика, поэтому их соблюдение всеми субъектами способствует проведению государственной политики на местах и укреплению правопорядка. Конституция закрепляет и обеспечивает конституционную законность;
    • информационная — проявляется в широкой гласности и информированности граждан органами государства и общественными объединениями о внутренней и внешней политике, решении иных жизненно важных вопросов.

    Широкий спектр конституционных функций  дает представление о важности и значении Конституции для государства, общества и каждого гражданина.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

 

    Понятие и назначение политической системы. В главе 1-й Конституции БССР 1978 г. впервые в конституционной практике республики компактно закреплялась политическая система общества. В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких главах и статьях.

    В самой общей форме под политической системой белорусского общества понимается механизм народовластия. Более конкретно политическая система — это организационно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, через которые народ осуществляет власть. Составные части политической системы (государство, общественные объединения, партии и трудовые коллективы) называются элементами. Элементы делятся на субъекты. Например, государство — это элемент политической системы, а все государственные органы являются" субъектами политической системы.

    Народ обладает высшей политической властью, которую он реализует непосредственно (путем выборов, референдумов, собраний и др.) и через элементы политической системы, используя государственные и общественно-политические формы власти.

    В политическую систему не включаются общественные формирования, которые не занимаются политикой (общества книголюбов, филателистов, спортсменов, религиозные объединения и др.), а также не подлежащие государственной регистрации.

    Не  допускается создание общественных объединений, деятельность которых  направлена на свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г., ст. 3).

    Политика - это деятельность, связанная с  отношениями между большими социальными группами, прежде всего – классами, нациями, государствами, партиями. Самое существенное в политике - устройство государственной власти и вообще любой власти, кроме власти в семье, которая не носит политического характера. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение затрагивает интересы отдельных слоев общества или государственную власть. Где проявляется власть государства, там всегда политика. Политика - это высшая форма самореализации воли народа.

    Все элемента и субъекты политической системы обладают властью для реализации ими своей политики, целей и задач. Что же такое власть?

    Власть - это такое общественное отношение, в котором одна сторона (властвующая) вправе навязывать свою волю другой стороне (подвластной).

    Власть  как волевое отношение может быть только между людьми. Она возникла вместе с человеческим обществом и будет существовать до тех пор, пока функционирует общество. Власть может быть государственной (ее осуществляют все государственные органы) и общественно-политической, осуществляемой народом, всеми общественными объединениями и трудовыми коллективами как элементом политической системы.

    Стабильности  и устойчивость политической системы зависит прежде всего от крепости и устойчивости экономического строя общества. Если в экономическом устройстве общества имеются непримиримые противоречия, они будут проявляться и в структуре политической системы. Если же в гуманном демократическом обществе отсутствуют подобного рода противоречия, то это обеспечивает стабильность политической системы и четкость во взаимоотношениях ее элементов и субъектов. При такой ситуации все государственные и общественно-политические структуры власти будут действовать четко и слаженно в решении сложных жизненно важных задач.

    Наиболее  видным элементом политической системы  является государство в силу следующих причин:

    1) все его органы в центре и на местах обладают властными полномочиями;

    2)  в структуре госаппарата работают специально подготовленные люди – государственные служащие;

    3) государство обладает огромными материально-финансовыми ресурсами, природными богатствами, предприятиями, банками, транспортом, золотым фондом;

    4) центральные органы   государственной   власти – Президент, Парламент, Совет Министров могут издавать нормативные акты, обязательные для всех  граждан и юридических лиц;

    5)  государство проводит внутреннюю  и внешнюю политику.

    Перечисленными  признаками государства не могут  обладать иные элементы политической системы – партии, объединения и трудовые коллективы.

    В статье 6-й Конституции Республики Беларусь закрепляется принцип разделения власти: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Это сделано для повышения эффективности трех государственных властей и недопустимости узурпации одной властью других властей. Законодательным органом является Национальное собрание, состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией. Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона.

Информация о работе История конституционно – правового развития Республики Беларусь