История конституционно – правового развития Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 11
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 18
ЛИТЕРАТУРА 20

Работа содержит 1 файл

История конституционно-правового развития РБ.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

                            «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

                                    АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

                                    Кафедра общественных наук 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по курсу  «Основы идеологии белорусского государства»

на тему «История конституционно – правового  развития Республики Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 1 курса, 4 группы    

                                                                                         факультета агрономии                         Антоненко Вадима Анатольевича 
 
 
 
 

                                                                                

                          

Гродно 2010 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ

    Существует  три понятия конституционного права:

  • конституционное право как отрасль права;
  • конституционное право как наука;
  • конституционное право как учебная дисциплина.

    Предметы  этих понятий имеют отличия.

    Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

    Если, с одной стороны, конституционное право интегрирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные положения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим центром, вокруг которого расположены другие отрасли права.

    Для раскрытия сущности конституционного права и его эффективности  необходим анализ политических, социально-экономических процессов и обобщение реальной жизни как итога его реализации. Только таким путем можно дать оценку этой отрасли права.

    Источники конституционного права  в юридическом смысле — это формы (правовые акты), в которых закрепляются нормы права.

    Среди правовых актов как форм (источников) конституционного права следует назвать Конституцию, международные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.

    Основным источником конституционного права является Конституция. Ее положения всегда являются первичными, учредительными. Конституция — это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак правового государства. Конституция является базой для развития отраслевого законодательства и в то же время решает основные вопросы развития общества.

    Содержание  нынешней Конституции Республики Беларусь свидетельствует о стремлении закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

      Предметом конституционного права  как науки является совокупность знаний, взглядов, разработанных концепций, идей, представлений:

    • о нормах конституционного права, их назначении, цели, воздействии на политические, экономические и социальные процессы;
    • об эффективности норм права, их реализации, совершенствовании, взаимодействии с нормами других отраслей права (административного, финансового, гражданского, хозяйственного, трудового и др.);
    • об отмене устаревших норм и выработке новых, о государственно-правовых отношениях, через которые реализуются нормы конституционного права;
    • о научном определении компетенции всех основ государства;
    • о высоком реальном правовом статусе граждан демократического общества и государства.

    Таким образом, само существование данной юридической науки обусловливается наличием конституционного права как отрасли права. Это наука о конституционном праве как отрасли права.

    От  уровня науки конституционного права  зависит уровень отраслевых правовых наук.

    Источниками конституционного права как науки  являются научные труды политических деятелей мира, дореволюционных русских и белорусских ученых-юристов, ученых союзных республик бывшего СССР, современных ученых СНГ и дальнего зарубежья в области конституционного права.

    Предметом конституционного права как учебной  дисциплины является методически обоснованная учебная литература, объясняющая теорию конкретных проблем науки конституционного права, его отдельных правовых институтов, а также даюшая толкование содержанию нормативных актов и практике их реализации.

    Таким образом, учебная дисциплина как  бы объединяет науку, нормы конституционного права и процесс их реализации.

 

    

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    На протяжении истории развития Беларуси как суверенного независимого государства было принято пять конституций.

    Первая  Конституция Социалистической Советской  Республики Белоруссии была принята  I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919г. Вторая Конституция БССР утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Третья принята 19 февраля 1937 г. вторым Чрезвычайным съездом Советов БССР. Четвертая Конституция (Основной Закон) БССР принята 14 апреля 1978 г внеочередной девятой сессией Верховного Совета девятого созыва. В этих конституциях проявлялся принцип преемственности, то есть многие положения воспринимались вновь принимаемыми конституциями: формы органов государственной власти, суда, прокуратуры; вхождение БССР в качестве субъекта федерации СССР и др.

    Все предыдущие конституции в той  или иной степени закрепляли такую  организацию государственной власти, которая имела явно выраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию  приходилось беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но и разделы, главы. Особенно это коснулось основ общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел, посвященный правам и свободам, также необходимо было принципиально совершенствовать.

    В конце 80-х — начале 90-х годов  в общественном сознании с новой силой встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть и др. Совершенно иначе стали восприниматься ценности демократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении.

    Огромное  значение для принятия пятой Конституции имела Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете, положения которой учитывались при подготовке проекта.

    Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом  летом 1990 г.. внесла в ноябре 1991 г. на рассмотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой Конституции республики. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седьмой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

    11 ноября 1991 г. Верховный Совет принял  постановление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для обсуждения народом, а исполнительно-распорядительным органам местных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь. Итоги обсуждения проекта Основного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуждения, и вынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

    Предложения и замечания стали регулярно  поступать в Конституционную  комиссию, ее рабочую группу, где  они систематически анализировались  и, если заслуживали того, включались в проект. Много интересных предложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По непринятым предложениям и замечаниям указывались мотивы невключения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько авторских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некоторые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.

    Сейчас  какого-либо давления сверху по поводу обсуждения проекта гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, что значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конституционного строя, прав и свобод граждан, системы органов государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание местным органам государственной власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей поступило от местных Советов депутатов.

    Следует отметить, что в конце 1991 г. и в 1992 г. произошло много изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектом нового Основного Закона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г. Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г. Декларация, как было записано в ст. 12, является основой для разработки новой Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта для обсуждения оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны. В Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, но радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.

    Постановлением   Верховного   Совета  от   5   февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.

    Историческое  решение — принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Информация о работе История конституционно – правового развития Республики Беларусь