Госслужба

Автор: Оля Иванова, 29 Августа 2010 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Профессиональная деятельность государственного гражданского служащего регламентируется правовыми нормами. Статус является интегративным показателем положения государственного служащего в системе государственной службы с одной стороны, и социально-правового положения государственного служащего, как гражданина, занимающегося различными аспектами государственного управления, с другой. Механизм формирования социально-правового статуса государственных служащих Российской Федерации во многом противоречив и неустойчив. Изучение проблемы государственной гражданской службы определяется рядом факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего, это связано со становлением новой российской государственности. Государственные гражданские служащие представляют собой большую по численности и значимую по своей профессиональной деятельности социально-профессиональную категорию. Выяснение сущности, понятия и признаков представителей этой социальной общности, носителей государственной власти в стране представляет большой научный и практический интерес. Осуществляя свои административно-властные полномочия, государственный гражданский служащий служит государству и обществу в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Статус интегративно фокусирует в себе и объединяет потенциал государственного гражданского служащего.1 Особо значим при этом социальный статус государственного гражданского служащего, определяющий его авторитет, место и роль в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Понятие государственного гражданского служащего.......................6
Социально-правовой статус государственного гражданского служащего……………………………………………………………………13
Гарантии государственного гражданского служащего…………….28
Заключение……………………………………………………………….37
Список используемых источников и литературы……………………...40

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТОГС гоовя.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

     4) премии за выполнение особо  важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничен);

     5) ежемесячное денежное поощрение;

     6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

     В случаях, установленных законодательством  Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

     Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение по этому вопросу принимается Президентом по представлению Правительства.

     В последнее время принят ряд нормативных  правовых актов с целью улучшения материального обеспечения гражданских служащих и стимулирования их профессиональной служебной деятельности.

     10 апреля 2004 г. издан Указ Президента  РФ «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы». Указ издан в целях реализации указов Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 25.03.2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации», в соответствии с которыми изменены задачи и функции указанных органов и повышена ответственность руководящих должностных лиц за выполнение соответствующих задач и функций. Указом намечены меры по совершенствованию оплаты труда федеральных государственных служащих, замещающих другие должности государственной службы, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

     Указами Президента РФ от 30 сентября 2004 г. были урегулированы вопросы оплаты труда  руководителей некоторых федеральных  органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также оплаты труда лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы в центральных аппаратах федеральных министерств и федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, в центральных аппаратах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам.

     Гражданским служащим производится доплата к  пенсии по старости и инвалидности II и Ш степеней, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата к пенсии гражданского служащего устанавливается при наличии 12,5 года стажа гражданской службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания гражданского служащего по последней должности гражданской службы перед достижением пенсионного возраста или перед увольнением с гражданской службы. Размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания гражданского служащего за каждый полный год выслуги свыше указанной продолжительности стажа гражданской службы, при этом сумма пенсии и доплаты не может превышать 80% его месячного денежного содержания.  За гражданским служащим, достигшим возраста 53 лет для женщин и 58 лет для мужчин, уволенным с гражданской службы при ликвидации или реорганизации государственного органа либо сокращении должности государственной службы и имеющим право на установление доплаты к пенсии, сохраняются государственные гарантии, в том числе и для членов семьи, в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, до начисления пенсии в период наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не более чем на пять месяцев со дня увольнения с гражданской службы.

     Членам  семьи гражданского служащего или  иным лицам, осуществляющим похороны гражданского служащего, возмещаются расходы на ритуальные услуги.

     В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органы местного самоуправления, избрания (делегирования) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

     Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

      Итак, государственные социальные гарантии на государственной гражданской службе играют большую стимулирующую роль. С этими вопросами государственный гражданский служащий встречается как при поступлении на службу (уровень денежного содержания, социальные гарантии), так и в процессе ее прохождения (льготы государственного служащего) и прекращения (государственная пенсия).

      Законодательно  закрепленные государственные гарантии имеют своей целью обеспечение  социальной защищенности работников государственного аппарата, повышение уровня их социального статуса. Наряду с этим они выступают своего рода компенсацией ограничений и запретов, связанных  с гражданской службой, а также требований к служебному поведению гражданских служащих в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Таким образом, государственные гарантии гражданских служащих выступают важнейшим базовым элементом системы государственной службы, средством обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности кадрового состава гражданской службы, компенсации тех ограничений, которые установлены для чиновников действующим законодательством.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

    Проявляемый интерес к вопросам, касающихся социально-правового статуса государственного гражданского служащего, имеет весьма важное значение.

     Гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение. Согласно Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под «гражданским служащим» понимается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.»

       Классификация   гражданских   служащих   обычно   проводится   по уровням государственной власти, на основе чего выделяют федеральных гражданских служащих и региональных (субъектов Федерации) гражданских служащих, а также по ветвям государственной  власти, в связи с чем делят их на гражданских служащих законодательной, исполнительной и судебной власти.

       Социально-правовой статус гражданского служащего заключается в установленных и гарантированных государством мерах должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений. Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют группы государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии". Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные. В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные). Наличие отличительных черт правового статуса наряду с другими факторами влияет на сплочение государственных служащих как социальной общности, как особой статусной группы, на формирование административной среды государственных служащих, на выбор вектора развития социальной организации государственной службы в целом.18

     Можно отметить, что права, обязанности, ограничения  и запреты, установленные Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», представляют собой как бы служебный кодекс, характеризующий его правовое положение, стиль и методы осуществления. гражданским служащим своих должностных полномочий независимо от замещаемых должностей, а также социально-нравственную модель его поведения при прохождении гражданской службы и после увольнения с нее. Ответственность гражданского служащего выражается в применении к нему различных взысканий и наказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаются запрещенными и вредными. Различают четыре вида ответственности гражданского служащего: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.

     Оценка  социально- правового статуса государственных  гражданских служащих в настоящее время проявляется в двух противоположных мнениях, складывающихся в отношении государственной службы в российском обществе. Но в то же время укрепляется статус государственного гражданского служащего, уцепляется сама государственная гражданская служба, укрепляется вера общества в закон – основу российского государства.

     Государственная служба как социальный институт и  статус государственного служащего не являются застывшими явлениями. Они развиваются и видоизменяются с течением времени, с учетом социально-экономических изменений, протекающих в обществе.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Конституция Российской Федерации  (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993 г. 25 декабря

     2. Федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 гг.)», утвержденная Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. // Российская газета. 2002. 23 ноября

     3. Федеральный Закон № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 г. // СЗ РФ 2004. № 31

     4. О мерах по проведению административной  реформы в 2003-2004 гг.: Указ Президента  РФ от 23 июля 2003 г. № 824 // СЗ РФ 2003. № 30. 

     5. О квалификационных требованиях  к стажу государственной гражданской службы ( государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. №1131 // СЗ РФ 2005. № 40. Ст.4017

     6. Указ Президента Российской Федерации  от 16.02.2005 г. №159 «О примерной форме  служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

     7. Закон Орловской области « О государственной гражданской службе Орловской области» от 28.01.2005 г. №36/747 - ОС

     8. Алферова Е.В., Черепанов В.В. Государственная служба в современной России: сб. ст. РАН. ИНИОН. РАГС при Президенте РФ. – М.: ИНИОН, 2003. – 193 с.

     9. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография - М.: Изд-во РАГС,  2003. – 272 с.

     10. Атаманчук Г.В. Теория государственного  управления. – М.: Изд-во ОМЕГА  – Л,2005. – 584 с.

     11. Бакушев В.В. Организационно-правовое  обеспечение государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 75 с.

     12. Вагина Л.В. Реформа государственной службы Российской Федерации. Схемы и комментарии: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во «ЮРКНИГА», 2006. – 170 с.

Информация о работе Госслужба