Автор: Оля Иванова, 29 Августа 2010 в 17:58, курсовая работа
Профессиональная деятельность государственного гражданского служащего регламентируется правовыми нормами. Статус является интегративным показателем положения государственного служащего в системе государственной службы с одной стороны, и социально-правового положения государственного служащего, как гражданина, занимающегося различными аспектами государственного управления, с другой. Механизм формирования социально-правового статуса государственных служащих Российской Федерации во многом противоречив и неустойчив. Изучение проблемы государственной гражданской службы определяется рядом факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего, это связано со становлением новой российской государственности. Государственные гражданские служащие представляют собой большую по численности и значимую по своей профессиональной деятельности социально-профессиональную категорию. Выяснение сущности, понятия и признаков представителей этой социальной общности, носителей государственной власти в стране представляет большой научный и практический интерес. Осуществляя свои административно-властные полномочия, государственный гражданский служащий служит государству и обществу в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Статус интегративно фокусирует в себе и объединяет потенциал государственного гражданского служащего.1 Особо значим при этом социальный статус государственного гражданского служащего, определяющий его авторитет, место и роль в обществе.
Введение…………………………………………………………………..3
Понятие государственного гражданского служащего.......................6
Социально-правовой статус государственного гражданского служащего……………………………………………………………………13
Гарантии государственного гражданского служащего…………….28
Заключение……………………………………………………………….37
Список используемых источников и литературы……………………...40
12)
сообщать представителю
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, последний должен представить обоснование неправомерности данного поручения в письменной форме с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае получения такого подтверждения гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения служащий и отдавший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или .уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены некоторые ограничения, связанные с гражданской службой.11 Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившего в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не поганенной в установленном порядке судимости;
3)
отказа от прохождения
4)
наличия заболевания,
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6)
выхода из гражданства
7)
наличия гражданства другого
государства (других
8)
представления подложных
сведений при поступлении на гражданскую службу;
9)
непредставления установленных
названным Законом сведений
Федеральными законами могут устанавливаться и иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены также запреты, связанные с гражданской службой. Они имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного гражданского служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий, максимально препятствовать проявлениям коррупции.
Разумеется, гражданскому служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по замещаемой должности гражданской службы.
Исходя из отличий государственной власти от местного самоуправления и профсоюзной деятельности, а также принципа разделения властей, гражданскому служащему не разрешено замещать должность гражданской службы в случае назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного само. управления, в профсоюзном органе.
Гражданскому
служащему запрещено
Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его интересы. Отсюда вытекают специфические требования и запреты; он не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и поездок, в том числе зарубежных, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти Федерации и ее субъектов с государственными органами других стран, международными и иностранными организациями.
Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.
Гражданский служащий не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными объединениями и организациями.
Государственному гражданскому служащему запрещается использовать в целях, несвязанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
Гражданскому
служащему запрещается
служебного спора. Кроме того, после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе: замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности; разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Требования к служебному поведению гражданского служащего:
1)
исполнять должностные
профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3)
осуществлять профессиональную
служебную деятельность в
4)
не оказывать предпочтение
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6)
соблюдать ограничения,
7)
соблюдать нейтральность,
8)
не совершать проступки,
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10)
проявлять уважение к
11)
учитывать культурные и иные
особенности различных
12)
способствовать
13)
не допускать конфликтных
14)
соблюдать установленные
правила публичных
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.13
В состав мер должного и возможного поведения гражданского служащего с необходимостью включается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, запретов и требований. Ответственность выражается в применении к гражданскому служащему различных взысканий и наказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаются запрещенными. Различают четыре вида ответственности гражданского служащего: 1) дисциплинарную; 2) административную; 3) материальную и уголовную.
Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия к гражданским служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил гражданской службы. Основы дисциплинарной ответственности государственного служащего определяет ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В ней указывается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание. 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.14