Госслужба

Автор: Оля Иванова, 29 Августа 2010 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Профессиональная деятельность государственного гражданского служащего регламентируется правовыми нормами. Статус является интегративным показателем положения государственного служащего в системе государственной службы с одной стороны, и социально-правового положения государственного служащего, как гражданина, занимающегося различными аспектами государственного управления, с другой. Механизм формирования социально-правового статуса государственных служащих Российской Федерации во многом противоречив и неустойчив. Изучение проблемы государственной гражданской службы определяется рядом факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего, это связано со становлением новой российской государственности. Государственные гражданские служащие представляют собой большую по численности и значимую по своей профессиональной деятельности социально-профессиональную категорию. Выяснение сущности, понятия и признаков представителей этой социальной общности, носителей государственной власти в стране представляет большой научный и практический интерес. Осуществляя свои административно-властные полномочия, государственный гражданский служащий служит государству и обществу в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Статус интегративно фокусирует в себе и объединяет потенциал государственного гражданского служащего.1 Особо значим при этом социальный статус государственного гражданского служащего, определяющий его авторитет, место и роль в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Понятие государственного гражданского служащего.......................6
Социально-правовой статус государственного гражданского служащего……………………………………………………………………13
Гарантии государственного гражданского служащего…………….28
Заключение……………………………………………………………….37
Список используемых источников и литературы……………………...40

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТОГС гоовя.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Кафедра политологии, государственного и муниципального управления 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Теория и организация государственной  службы»

на тему:

«Государственный  гражданский служащий: особенности  правового статуса» 
 
 

                                                                                            Выполнил: студент 
 
 
 
 
 

- 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………..3 

  1. Понятие государственного гражданского служащего.......................6
  2. Социально-правовой статус государственного гражданского служащего……………………………………………………………………13
  3. Гарантии государственного гражданского служащего…………….28
 

    Заключение……………………………………………………………….37

    Список  используемых источников и литературы……………………...40 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение  

         Профессиональная деятельность государственного гражданского служащего регламентируется правовыми нормами. Статус является интегративным показателем положения государственного служащего в системе государственной службы с одной стороны, и социально-правового положения государственного служащего, как гражданина, занимающегося различными аспектами государственного управления, с другой. Механизм формирования социально-правового статуса государственных служащих Российской Федерации во многом противоречив и неустойчив. Изучение проблемы государственной гражданской службы определяется рядом факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего, это связано со становлением новой российской государственности.  Государственные гражданские служащие представляют собой большую по численности и значимую по своей профессиональной деятельности социально-профессиональную категорию. Выяснение сущности, понятия и признаков представителей этой социальной общности, носителей государственной власти в стране представляет большой научный и практический интерес. Осуществляя свои административно-властные полномочия, государственный гражданский служащий служит государству и обществу в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Статус интегративно фокусирует в себе и объединяет потенциал государственного гражданского служащего.1 Особо значим при этом социальный статус государственного гражданского служащего, определяющий его авторитет, место и роль в обществе.

          Важность  изучения данной проблемы обусловлена тем, что ее углубленное и комплексное рассмотрение позволяет полнее представить и оценить понятие, сущность внутреннюю структуру и функции такого феномена, как статус государственного гражданского служащего. Опыт показывает, что в статусном наборе государственного гражданского служащего первую роль играют правовой и социальный статусы. Исследование данной темы дает возможность понять процесс формирования, развития и укрепления статусных основ государственной гражданской службы в целом. Все это придает рассматриваемой теме особую значимость и актуальность.

              Обладание особыми отличительными и привлекательными признаками, которые иногда рассматривают как привилегии, дает возможность говорить о престиже государственной службы. Престиж является неформальной, социокультурной характеристикой статуса.2 Проводимые в настоящее время административная реформа и реформа государственной службы  утверждают на практике новые правила служебного поведения, профессиональной этики, регламенты взаимодействия государственных служащих. 

         Объектом  исследования является государственный  гражданский служащий Российской Федерации.

         Предметом  исследования данной работы являются особенности правового статуса государственного гражданского служащего Российской Федерации.

         Цель исследования: проанализировать особенности правового статуса государственного гражданского служащего.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - раскрыть  понятие «государственный гражданский  служащий»;

    - проанализировать  особенности социально-правового статуса государственного гражданского служащего;

    - рассмотреть  гарантии государственного гражданского  служащего.

         Теоретической базой работы послужили многочисленные исследованиях проблем формирования и функционирования государственной гражданской службы как социально-правового института. В этом аспекте заслуживают внимание, прежде всего, труды Ю.С. Васютина, В.Д. Граждана, Е.В. Охотского, В.А. Сулемова, А.И. Турчинова, А.А.Хохлова и др1.

         Важное  значение в исследовании имеют работы, отражающие проблемы управления развитием кадрового потенциала органов власти. Данный вопрос затрагивают в своих работах Г.П. Зинченко, В.А. Мальцев, В.И.Матирко, В.П. Мельников, В.С.Нечипоренко, В.М. Соколов и др2.

         Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г., Закон Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области» от 28.01.2005 г., Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной программе реформирования государственной службы Российской Федерации» от 19.10.2002 г.    
     
     
     

    1. Понятие  государственного гражданского  служащего 

     В соответствии с Конституцией и Законом 27 июля 2004 г. принят второй важнейший реформаторский акт — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» №79-ФЗ от 27.07.2004 г. С вступлением его в силу (с 1 февраля 2005 г.) «подменяет» ФЗ №119-ФЗ от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы РФ». Согласно этому Закону, под «гражданским служащим» понимается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.»3 При этом, разумеется, не все работники бюджетной сферы являются государственными гражданскими служащими, а только те, которые наделены властно-распорядительными, управленческими функциями. Например, ни учитель средней школы, ни преподаватель вуза, ни врач не являются государственными гражданскими служащими. Особенность этого определения состоит в том, что в нем зафиксированы два действия по оформлению человека на гражданскую службу: 1) акт о назначении на должность и 2) заключение служебного контракта.4

     Государственный гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение. В данном определении перечислены шесть признаков работника, которые делают его гражданским служащим. Основным среди них, конечно, является исполнение обязанностей по государственной должности гражданской службы. Все остальные так или иначе обусловливаются данным признаком.

     Гражданский служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной власти. В соответствии с федеральными законами не является гражданской службой деятельность политических руководителей - Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства РФ, министров, президентов национальных республик, губернаторов, судей всех уровней и иных лиц, занимающих государственные должности и являющихся представителями государственного нанимателя, а также деятельность служащих государственных предприятий, учреждений (школ, больниц и т.д.). 

     Какими  качествами должен обладать государственный  гражданский служащий? По мнению Д.И. Бахраха,5 профессионализм государственных гражданских служащих требует как минимум четырех качеств. Во-первых, компетентности, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника, во-вторых, организаторских способностей, для развития и совершенствования которых общество должно создавать необходимые условия. В-третьих, постоянного занятия только государственной службой. И, в-четвертых, четкости и дисциплинированности в работе, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов.

     Выделяют  сущностные признаки государственного гражданского служащего Российской Федерации, отмеченные в соответствующих статьях федеральных законов.

    1. Гражданство Российской Федерации. Институт гражданства, регулируемый Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. По закону государственным служащим может быть только гражданин Российской федерации. Приобретение гражданства другого государства (или двойное гражданство) не позволяет находиться на российской государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
    2. Наличие должности государственной службы. Под исполнением обязанностей по должности государственной гражданской службы следует понимать осуществление служащим своих должностных полномочий. Должность государственной гражданской службы должна быть включена в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или в Реестр должностей федеральной государственной службы, которые вместе составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.
    3. Наличие акта руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также служебного контракта. Издание акта руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось. Служебный контракт устанавливает права и обязанности сторон. В действующем законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован.
    4. Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Необходимость личного волеизъявления служащего для прохождения государственной гражданской службы подтверждает демократизм существующей системы государственной службы России.
    5. Денежное содержание государственный гражданский служащий должен получать только из государственного бюджета – федерального или регионального. 

     Должности федеральной государственной гражданской службы делятся на четыре категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

     К категории «руководители» относятся должности руководителей и заместителей руководителей: государственных органов и их структурных подразделений; территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений; представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения

     срока полномочий.

     К категории «помощники (советники)» относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

     К категории «специалисты» относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

     К категории «обеспечивающие специалисты» относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

     Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» относятся к высшей, главной и ведущей группам; должности категории «специалисты» — к высшей, главной ведущей и старшей группам; должности категории «обеспечивающие специалисты» — к главной, ведущей, старшей и младшей группам должностей федеральной государственной гражданской службы.

     Должности федеральной государственной гражданской  службы, классифицированные по федеральным государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр утверждается Президентом. Разнообразие наименований этих должностей обусловлено различиями организационно-штатной структуры федеральных государственных органов.

Информация о работе Госслужба