Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:49, контрольная работа
В теории государства и права равно и как в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.
Введение
В теории государства
и права равно и как в
некоторых иных общественных науках
рассматривается проблема формы
государства, то есть проблема формирования
особой формы общественной жизни
человека - государства.
Подход к этой
проблеме был различным на разных
этапах развития общества, на разных этапах
развития теории государства и права
как юридической науки.
Государство это
определенный способ организации общества,
а также организация публичной
политической власти, распространяющаяся
на все общество, выступающая его
официальным представителем и опирающаяся
в необходимых случаях на средства
и меры принуждения. Как управляющая
обществом система государство
обладает внутренней структурой, имеет
специальные органы для реализации
своих полномочий. Основные направления
деятельности государства подразделяются
на внутренние (деятельность в пределах
данного общества) и внешние (межгосударственные
отношения), которые взаимосвязаны
и взаимозависимы.
В отечественной
и зарубежной теории государства
нет единого, общепризнанного учения
о том, что такое форма государства.
Существуют различные точки зрения,
разные подходы к определению
понятия и содержания формы государства.
В различных странах
государственные формы имеют
свои особенности, характерные признаки,
которые по мере общественного развития
наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Вместе с тем форма существующих
государств, особенно современных, позволяющих
дать определение каждому элементу
формы государства. В процессе развития
юридической науки произошла
систематизация проявления признаков
государства, и его форма стала
рассматриваться как единство формы
правления, формы государственного
устройства и политического режима.
Это и есть те три составляющие,
которые образуют форму государства.
Актуальностью данной
курсовой работы является то, что проблема
изучения формы государства приобретает
не только теоретическое, но и первостепенное
практическое политическое значение.
От того, как организована и как
реализуется государственная
Целью является изучение
одной из важнейших тем теории
государства и права - формы государства,
ее составных частей по отдельности
и в целом, во всем многообразии ее
составляющих.
Задачи курсовой
работы:
- изучить формы
государства;
- рассмотреть формы
правления;
- иметь общее представление
о формах государственного
- понять изучения
формы государственного режима.
Данная курсовая
работа состоит из введения, 4 глав и
заключения. Использована учебно-методическая
литература таких авторов, как Васильев
Д.А., Венгеров А.Б., Комаров С.А., Марченко
М.Н., Нерсесянц В.С., Никитин А.Ф.,
Сырых В.М., Хропанюк В.Н. и др.
1. Общая характеристика
формы государства
1.1 Понятие формы
государства
Форма государства -
это способ образования, организации
и осуществления
Нередко в уличных
разговорах можно услышать такие
«политические» выражения: «Раньше, при
царском режиме…», «А это уже
при большевиках было!», «У них
там, в их «демократиях» …», «А сейчас
какое правление?». Внимательный слушатель
легко определит, что речь идет о
том, чем отличаются различные формы
власти, правления. Но представление
об этом предмете у населения самое
«пестрое».
Вместе с тем
характеристики форм власти настолько
важны, что подчас одна и та же страна
(например, Россия), поменявшая форму
правления, выглядит как два разных
государства - одно до смены правления,
а другое - после. Действительно, что
общего было у царской России с
большевистским Советским Союзом?
Вот почему одна из важнейших
конкретных политических характеристик
любой страны - ее форма правления
(или форма государства), суть которой
- в чьих руках сосредоточена
Когда раскрыта «сущность»
государства - определено его социальное
назначение, отличие от догосударственной
организации общества, выделены главные
признаки и даны основные характеристики,
возникает задача рассмотреть, как
устроено государство, т.е. в каких
конкретных формах существует и функционирует
эта особая политическая, структурная,
территориальная организация
Форма государства
является непосредственным выразителем
его сущности и содержания. Каковы
сущность и содержание (функции) государства,
такова, в конечном счете, будет и
его форма.
Исследовать государство
с точки зрения его сущности означает
выявить волю и интересы, каких
слоев общества, групп, классов оно
в первую очередь выражает и защищает.
Рассматривать государство под
углом зрения содержания означает установить,
как и в каких направлениях,
оно при этом действует. Изучить
же государство с точки зрения
его формы, - это значит, в первую
очередь, изучать его строение, его
составные части, внутреннюю структуру,
основные методы установления и осуществления
государственной власти.
Формы государства,
так же, как его сущность и содержание,
никогда не оставались и не остаются
раз и навсегда установленными, неизменными.
Под влиянием множества экономических,
социально-политических, идеологических
и иных факторов они всегда изменялись
и развивались. Постоянно менялось
и представление о них. Справедливым
является утверждение Л. Гумпловича
о том, что «учение о различии
государств или о государственных
формах» является «столь же шатким
и неустановленным, как и определение
понятия государства».3
В реальной жизни
наблюдается необычайное
На форму государства
влияют разнообразные политические,
экономические, социальные и иные факторы.
Особое значение имеет классовая
борьба, непосредственное участие того
или иного класса в деятельности
государства.
В современных условиях
активные действия рабочего класса и
других трудящихся за свои права, сказываются
на политическом режиме государства, способах
осуществления государственной
власти и его взаимодействии с
населением, наличии у всех граждан
той или иной части прав и свобод,
закрепленных нормами международного
права и конституцией страны.
Форма государства
не может не учитывать и национальный
состав населения, стремление отдельных
наций и народностей иметь
собственное государственное
Форма государства
в известной степени зависит
от традиций в истории развития страны,
а также от борьбы органов государства
за власть, за право принимать решения
по основополагающим вопросам жизни
и деятельности государства и
общества.
На форму государства
заметное влияние оказывают
1.2 Историческое развитие
формы государства
За всю историю
развития государства и права
были высказаны десятки, если не сотни
различных мыслей и суждений по вопросу
о формах государства. Предлагались
самые различные подходы и
варианты решения данной проблемы.
Еще в Древней Греции и Риме
философы и юристы высказывали разнообразные,
порою весьма противоречивые мнения
и суждения по поводу того, что следует
понимать под формой государства, какие
формы государства существуют, чем
они отличаются друг от друга.
Один из величайших
мыслителей античности Платон исходил,
например, из того, что идеальной
формой правления «идеального
Платон создал целое
учение о динамике государственной
жизни и смене, в силу испорченности
человеческой натуры, ее форм. Идеальное
государство и его
О многообразии форм
государства развивал свои взгляды
и Аристотель - ученик Платона и
вместе с тем его критик. Рассматривая
форму государства как систему,
олицетворяемую верховной властью
в государстве, Аристотель определял
ее в зависимости от числа властвующих
(один, немногие или большинство), как
монархию, аристократию или политию-демократию.
Эти формы государства
Традиции древнегреческой
мысли в исследовании форм государства
развивались и в Древнем Риме.
Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), например, выделял,
в зависимости от числа правителей,
три простые формы государства
(царскую власть - монархию, власть оптиматов
- аристократию, а также народную
власть - демократию) и смешанную
форму.
Учения и отдельные
идеи, касающиеся форм государственного
устройства и правления, развивались
не только в Древней Греции и Риме,
но и в других странах. Причем не
только на ранних и средних стадиях
существования и развития человеческой
цивилизации, но и во все последующие
столетия и годы.
На протяжении истории
форма государства подвергалась
различным изменениям под влиянием
социально-экономических, политических,
идеологических факторов. Менялось и
представление о понятии «форма
государства». В современной науке
под формой государства понимают
особенности внутренней организации
государства, порядок образования
и структуру органов
Изучая форму государств,
мы пытаемся увидеть, как в них
организованы власть и управление,
какими методами они осуществляются
и как организована жизнь людей
на определенной территории.
В последние годы
в отечественной литературе предложена
новая классификация форм государства,
опирающаяся на признаки собственно
формы. Выделяются три главные формы
государства: монократическая (единовластная),
сегментарная (смешанная) и поликратическая
(многовластная).
Для монократической
формы главным является принцип
единовластия. Полнота государственной
власти может находиться в руках
одного лица, принадлежать коллегии или
конституцией может быть провозглашено,
что вся власть принадлежит советам.
Обычно эта форма связана с
установлением обязательной идеологии,
иногда - с закреплением государственной
религии.
Прямая противоположность
монократической
Сегментарная государственная
форма - промежуточная (др. - греч. сегмент
- отрезок целого). Она предполагает
известное разделение ветвей власти,
ролей по управлению государством,
но не имеет системы «сдержек и
противовесов». Решающая роль принадлежит
исполнительной власти, роль судов
традиционно слабы, а парламент
принижен. Местное самоуправление может
быть предусмотрено в отдельных
звеньях административно-