Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:49, контрольная работа
В теории государства и права равно и как в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.
Для отечественного
государствоведения и правоведения
60-70-х годов было представление
о форме государства как
Таким образом, форма
государства, будучи объективной, по своим
исходным основам - закономерностям
функционирования и развития государства,
несет также печать случайного и
субъективного. Чтобы выявить закономерности,
оказывающие решающее значение на развитие
формы государства, используется метод
классификации. Все конкретные формы государства
делятся на виды. Основанием классификаций
берутся три главных компонента формы
государства - форма правления, форма государственного
устройства и политический режим.
2. Форма правления
правление государственный
политический устройство
2.1 Монархия
Форма правления - система
организации высших органов государственной
власти, их компетенция, взаимоотношение
между собой, порядок образования.
Форма правления определяет: систему
организации высших органов государственной
власти; порядок образования данных
органов и сроки их деятельности;
их компетенцию, порядок их взаимоотношений.
Форма государственного
правления дает возможность уяснить:
- как создаются
высшие органы государства и
каково их строение;
- какой принцип
лежит в основе
- как строятся
взаимоотношения между
- в какой мере
организация высших органов
Монархия - эта такая
форма правления, при которой
верховная государственная
Монархическая форма
правления - весьма древняя форма
правления. Она впервые зародилась
в раннеклассовых обществах, государственную
власть в которых захватывали
военачальники, представители разросшихся
семейных или соседских общин, предводители
дружин, главы династий, руководители
храмов, жрецы, организаторы, тех или
иных социальных классовых движений.
Как форма правления
монархия имеет длительную историю.
Одной из первых разновидностей была
восточная деспотия в государствах
Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия,
Египет). Царь или фараон нередко
обожествлялся.
Монархия характеризуется
тем, что монарх получает верховную
власть по наследству от своего отца, дяди,
деда и не несет никакой ответственности
за результаты своего правления. В разных
странах устанавливается
Монарх имеет бессрочную
и пожизненную власть. Это отнюдь
не означает, что только естественная
смерть монарха может прервать его
полномочия. Бессрочность монархического
правления означает лишь то, что
срок правления не устанавливается
заранее.
Монархия обеспечивала
эффективно немногочисленные общесоциальные
и классовые функции
Монарх в правильном
режиме правления решал вопросы,
связанные с организацией и осуществлением
государственной власти. Среди его
советников на ранних этапах этой формы
правления было много предсказаний,
пророков, культовых служителей.
Монарх осуществляет
единоличное правление. Конечно, это
не означает, что монарх сам решает
все дела в государстве. Управление
делами государства, как упоминалось,
ведут многочисленные советники, министры,
чиновники, служащие, объединенные в
различные органы государства. Монарху
же приходилось принимать решения
по самым важным, принципиальным государственным
вопросам. Он обладает всей полнотой власти.
Власть монарха верховна и суверенна
(независима). Это означает, что даже
при распределении полномочий, сфер
управления между различными государственными
органами монарх может взять к
своему рассмотрению любой вопрос,
если он сочтет его достойным своего
внимания. Он - высшая власть в государстве.
Монархию как форму
правления весьма красноречиво характеризуют
не только юридические, но и социально-психологические
признаки. Монархия основана и держится
на патриархальном сознании, представлении,
что «каждый за себя, один царь - за
всех», признании неравенства людей,
их ранжированное по имущественному
положению, званию, месту в социальной
иерархии. Монархическая власть сопровождается
доверием к монарху, провозглашением
верности и любви к нему, надеждами
на доброго царя-батюшку. Вместе с
тем монархия держится и на принуждении,
жестокой дисциплине и субординации,
наконец, монархическое сознание в
целом является консервативным. Ему
свойственны терпение, желание сохранять
существующие традиции, установившиеся
нормы поведения.
Монархии бывают
двух видов: абсолютные и ограниченные.
Абсолютная монархия
- форма правления, при которой
вся полнота государственной
власти - законодательной, исполнительной
и судебной - сосредоточена в руках
монарха. Действия монарха никому не
подконтрольны. Случилось, однако, что
монарх, формально обладавший неограниченной
властью, испытывал давление со стороны
своего окружения. Но это не меняло
сущности абсолютной монархии. В современном
мире абсолютными монархиями являются
некоторые государства Ближнего
Востока, например Саудовская Аравия,
а также разновидность
Ограниченная монархия
- форма правления, при которой
власть монарха ограничена выборным
органом - парламентом либо особым правовым
актом - конституцией. Разновидности
ограниченной монархии:
1) сословно-представительная
(например, Россия до XVII в.);
2) дуалистическая, характеризующаяся
сосредоточением в руках
3) парламентарная, где
власть монарха значительна
4) конституционная,
в которой полномочия монарха
ограничены конституцией (например,
Великобритания).
Таким образом, монархия
как форма правления - это сложный
конгломерат власти, юридических
основ ее организации и осуществления,
социально-психологического состояния
общества.
Республика
Республика или
республиканская форма
До 1917 г. Россия именовалась
Российской империей и была по форме
правления монархией. Затем наступил
период, в который страна существовала
как республика. Сначала - демократическая
(при Временном правительстве), потом
- советская федеративная социалистическая
(РСФСР). С 1922 г. на территории бывшей Российской
империи образовалась государство
- Союз Советских Социалистических
Республик. Таковых в конечном итоге
стало пятнадцать. В декабре 1991 г.
СССР распался на пятнадцать независимых
государств-республик. Одна из них - Российская
Федерация (Россия).
В Конституции России
сказано, что наша страна есть государство
с республиканской формой правления.
Республика (от лат.
res publica - общественное дело; государство)
- форма правления, при которой
высшая государственная власть принадлежит
выбранным на определенный срок органам
- парламенту, конгрессу, думе и т.д.
Право на власть в ней имеют
либо все дееспособные граждане, либо
большинство их.
Республиканская форма
правления характеризуется
Республиканское правление
- это коллективное правление. Все
высшие органы государственной власти
- разного рода собрания, советы и
т.п. - имеют сложную структуру, наделяются
определенными, только им свойственными
полномочиями и несут ответственность
за их неисполнение или ненадлежащее
исполнение согласно закону.
Республиканское правление
основано подчас по принципе разделения
единой государственной власти на ряд
властей: законодательную, исполнительную
и судебную. Органы республиканского
правления наделяются разными полномочиями
и сферой деятельности (компетенцией)
по осуществлению единой государственной
власти.
Разумеется, слаженная
работа всех ветвей власти не всегда удается.
При разделении властей зачастую
происходит борьба между органами,
представляющими те или иные власти
(например, президента и парламента).
В современных постоталитарных
государствах большую роль играет и
власть главы государства, как правило,
президента.
Большие отличия
от монархии имеет республика и в
сфере образования органов
В республике органы
власти избираются на определенный срок.
Должностные лица в
республике несут ответственность.
Конечно, она имеет, прежде всего, политический
характер и может выражаться в
таких действиях, как досрочный
отзыв (депутата), уход в отставку (правительства,
министров), роспуск парламента, снятие
с должности (судье) и др.
Существуют два
вида республик: президентская республика
и парламентская республика. Кроме
того, существует смешанный вид республики,
а также теократическая республика,
в которой основной правящей силой
является духовенство (например, Иран),
и др.
Президентская республика
создает весьма благоприятные юридические
предпосылки для сосредоточения
в руках президента множества
властных полномочий.
В президентской
республике президент обладает очень
большой властью. Он совмещает функции
главы государства и
В России президентская
республика отличается чрезвычайно
сильной властью президента. Согласно
Конституции 1993 года, президент как
глава государства определяет основные
направления внутренней и внешней
политики страны, решает узловые кадровые
проблемы, представляет Российскую Федерацию
внутри страны и в международных
отношениях, назначает выборы в Государственную
Думу, распускает ее в случаях и
порядке, предусмотренных Конституцией,
назначает референдум, обладает правом
законодательной инициативы. Президент
подписывает и обнародует федеральные
законы, и дает указы и распоряжения,
ведет переговоры и подписывает
международные договоры Российской
Федерации и многие другие, жизненно
важные для всего общества, государства
и отдельных граждан вопросы.
Парламентская республика
характеризуется