Дипломатическаятическая служба Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

История создания дипломатической службы Германии
Становление дипломатической службы Германии нераз¬рывно связано с формированием единого германского госу¬дарства в XIX в. Датой учреждения германского Министерст¬ва иностранных дел считается первое января 1870 года.
Первым шагом к объединению Германии стало присоеди¬нение к Пруссии в 1864 г. Шлезвиг-Гольштейна в результате войны с Данией, выиграть которую не представляло труда. Готовясь к войне с Австрией, Берлину было важно продемон¬стрировать свою силу и испытать возможности своей армии. Очередь Австрии наступила через два года, и уже в 1866 г. был сделан второй шаг к созданию рейха.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ_СЛУЖБА_ГЕРМАНИИ (1).doc

— 208.00 Кб (Скачать)

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯТИЧЕСКАЯ СЛУЖБАА     ГЕРМАНИИ

 

Германскую  дипломатическую службу причисляют к наиболее эффективным, целеустремленным и успешно функционирующим внешнеполитическим службам. Несмотря на свою относительную молодость — ей всего 130 лет, дипломатия Германии опирается на большой и разносторонний опыт работы в сложных политических ситуациях, которыми изобилует германская история нового и новейшего времени. За эти 13 десятилетий ей дважды пришлось решать проблему объединения страны, участвовать в подготовке двух мировых войн, а затем, после тяжелейших поражений, восстанавливать внешнеполитические позиции и влияние в мире.

Труднейшим испытанием для Германии было преодоление всеобщего отторжения, и даже ненависти со стороны мирового сообщества после краха нацистского режима и переориентация германской политики на новые для нее принципы международного сотрудничества, мирного взаимодействия с соседями и включения Германии в создаваемую систему европейской безопасности.

Решение этих задач сопровождалось значительными трудностями, рецидивами конфронтационного мышления в период «холодной войны», и проявлениями определенного политического зазнайства на фоне происходившего наращивания экономической мощи и влияния Германии в Европе и успешного для нее исхода многолетних усилий по объединению страны в 1990 году.

В эпоху разрядки и развивающейся европейской  интеграции германской дипломатии пришлось приспосабливаться к новым для нее методам коллективных действий, партнерства и согласования интересов государств. Эти методы пришли на смену безоглядной устремленности к достижению узко национальных целей, использования грубого давления, шантажа и силовых действий, отличавших гитлеровский период и не чуждых эпохе Бисмарка.

Уроки истории  не прошли бесследно для германской политики, для самосознания общества. Они учитывались и при определении целей и задач немецкой дипломатии в послевоенный период. К концу XX в. ФРГ умело вписалась в процесс международной дипломатической деятельности и заняла заметное место в сообществе западно-европейских государств.

Тем не менее, очевидно, что политика ФРГ все  еще находится в развитии и вполне возможно, что его направление не исчерпывается целями, намеченными единой политикой Европейского Союза. Будущее вполне может высветить новые грани германской политики и дипломатии. Опасения на этот счет все еще сохраняются в Европе, в том числе в рядах ближайших союзников. Активность и напористость Германии на Балканах в период югославского кризиса лишь подкрепила эти опасения.

История создания дипломатической службы Германии

Становление дипломатической службы Германии неразрывно связано с формированием единого германского государства в XIX в. Датой учреждения германского Министерства иностранных дел считается первое января 1870 года.

Первым шагом  к объединению Германии стало  присоединение к Пруссии в 1864 г. Шлезвиг-Гольштейна в результате войны с Данией, выиграть которую не представляло труда. Готовясь к войне с Австрией, Берлину было важно продемонстрировать свою силу и испытать возможности своей армии. Очередь Австрии наступила через два года, и уже в 1866 г. был сделан второй шаг к созданию рейха.

Победив Австрию, Пруссия доказала, что в пределах бывшей Священной Римской империи именно она является сильнейшим государством Германской нации и претендентом на главенство среди германских государств. Но первоначально был создан лишь Северогерманский Союз, куда вошли немецкие государства и княжества, расположенные к северу от реки Майн. На большее Пруссия не могла в тот момент рассчитывать из-за риска спровоцировать немедленную войну с Францией, которая не делала секрета из своего резко негативного отношения к возникновению на своей восточной границе мощного германского государства. Берлин пока не был готов к этой войне. Предстояло нарастить мощь своей армии и дождаться такой международной ситуации, при которой на стороне Франции не выступили бы другие европейские державы.

Такой момент наступил в 1870 г. — канцлеру Пруссии Бисмарку удалось спровоцировать Францию на объявление войны Пруссии, что лишило ее международной поддержки. Вспыхнувшая во Франции революция довершила дело. Наполеон III был повержен и оказался даже в плену у немцев.

Под впечатлением прусских побед до тех пор самостоятельные немецкие государи и князья в южных землях склонились перед троном прусского короля. В 1871 г. южно-германские земли присоединились к Германскому Союзу, преобразованному в Германскую империю. Прусский король был провозглашен германским кайзером. Как говорил сам Бисмарк, объединение Германии было осуществлено «железом и кровью», методом, к которому германские властители неоднократно прибегали в истории для достижения своих военно-политических целей.

В состав рейха вошли  королевства Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг, великие герцогства Баден, Гессен-Дармштадт, Ольденбург, Мекленбург-Шверин, Мекленбург-Штрелитц, Саксония-Веймар-Айзенах, еще 12 герцогств и княжеств, а также три свободных ганзейских города — Любек, Гамбург и Бремен.

Сформировалось  крупное государство в центре Европы с большой внутренней динамикой и ярко выраженным стремлением к внешней экспансии, к расширению своего «жизненного пространства», с откровенными претензиями на передел колоний. С самого начала своего существования рейх как бы противопоставил себя «старым» колониальным державам, прежде всего Великобритании и Франции, стремясь потеснить их в заморских владениях, отвоевать себе «место под солнцем». Однако ни Британия, ни Франция, ни другие государства не хотели уступать хотя бы часть своих владений этому молодому и алчному международному хищнику.

Экспансионистские устремления германского рейха  и противодействие ему со стороны «старых» европейских метрополий предопределили весь ход международных отношений конца XIX — начала XX в. с постоянно вспыхивавшими конфликтами, тайным и явным противоборством, сколачиванием и развалом коалиций и, в конце концов, — Первой мировой войной, завершившей этот бурный период политико-дипломатической борьбы.

Германская дипломатия была призвана обслуживать политику нового государства, обеспечивать проведение в жизнь планов и программ внешней экспансии, создавать для этого наиболее благоприятные условия, не допускать возникновения сплоченного фронта сопротивления внешнеполитическим устремлениям Берлина, раскалывать и ссорить потенциальных участников антигерманских коалиций и, в свою очередь, формировать блок собственных союзников и партнеров. Это был период сложной политической игры, грубых провокаций, жесткого давления, закулисных махинаций, династических интриг и возрастающего влияния на государственную политику поднимавшихся капиталистических картелей.

На ход мировых дел  все большее воздействие оказывали  не противоборство императоров, королей и президентов, а борьба финансово-промышленных групп за мировые рынки. Государственную политику все заметнее определяли интересы не потомственной аристократии, а набиравших силу олигархов. И не случайно в этот период возник термин «империализм», определивший характер взаимоотношений и противоборства политических и экономических сил в национальных и международных масштабах. В конце XX в. эти процессы получили новое развитие и обрели свое название — «глобализм».

Министерство  иностранных дел Северогерманского  Союза было создано указом канцлера Отто фон Бисмарка от 8 января 1870 г. Впрочем, министерством этот орган не назывался. Он получил наименование Ведомство иностранных дел по аналогии с британским Foreign Office. Такое название должно было подчеркнуть, что речь идет о ведомстве, подчиненном непосредственно канцлеру. В то время в германском рейхе все соответствующие министерствам структуры именовались ведомствами — ведомство внутренних дел, морское ведомство, ведомство юстиции и т.д. Название «министерство» появилось лишь после 1919 г., когда была свергнута монархия и провозглашена республика. Такое название сохранилось и в гитлеровском рейхе, даже с добавкой «Имперское». В созданной в 1949 г. ФРГ возникло наименование «федеральное министерство», хотя по традиции МИД ФРГ назывался Ведомством иностранных дел.

Предшественником  этого ведомства было прусское Министерство иностранных дел, созданное в 1808 г. в результате выделения соответствующего подразделения, занимавшегося внешними делами, из т.н. Министерства Прусского Кабинета, существовавшего с 1728 года.

Главой ведомства  иностранных дел стал князь Отто фон Бисмарк, занимавший одновременно посты имперского канцлера и премьер-министра Пруссии. Он председательствовал также в Федеральном или Имперском Совете, состоявшем из представителей объединившихся территорий. При этом каждое королевство и княжество имело в Совете разное количество голосов в зависимости от размеров субъекта. Максимальное количество голосов — 17, имела Пруссия.

Структура и  организация работы Ведомства иностранных дел были унаследованы от прусского МИДа. В составе ведомства было два департамента — один Политический, а другой, — занимавшейся всеми неполитическими вопросами — внешнеторговыми, консульскими и т.д. Первым департаментом руководил непосредственно статс-секретарь, являвшийся заместителем главы ведомства, которым на протяжении 28 лет был Бисмарк.

Разделение  на два департамента по существу жестко делило ведомство внешних сношений на две службы — дипломатическую и консульскую. Перелив кадров из одной в другую практически исключался. Дипломатическая служба была безусловной привилегией аристократии. Как и в других европейских странах того времени, посланники и, тем более послы, были выходцами из знатных дворянских семей. Иначе и не мыслилось, поскольку они были личными представителями монарха при иностранном дворе, и направление в таком качестве лица, лишенного дворянского статуса, воспринималось бы как оскорбление. Впрочем, первым статс-секретарем, возглавлявшим политический департамент в течение 17 лет (с 1864 по 1881 г.) был Максимилиан Филипсборн, получивший дворянское звание лишь после своего назначения на этот пост. Помимо двух департаментов в ведомстве имелась служба драгоманов, переводчиков восточных языков, получавших еще и юридическое образование и обеспечивавших правовую сферу деятельности германских миссий за границей.

В 1879 г. из Политического  департамента был выделен так называемый Центральный департамент, ведавший кадровыми и финансовыми вопросами, а в 1885 г. возникло еще одно подразделение — Правовой департамент (ранее он существовал и в прусском МИДе). В 1890 г. был создан департамент по делам колоний, преобразованный в 1907 г. в самостоятельное имперское ведомство. Германия уделяла все большее внимание колониальной экспансии и соответственно выстраивала систему государственных органов, призванных обеспечивать работу на этом направлении. Наконец, в 1915 г. был учрежден департамент информации, выросший из отдела прессы, который существовал еще при Бисмарке и назывался в то время «литературным бюро».

Политический  департамент разделялся на референтуры по регионам и проблемам, возглавлявшиеся старшими советниками. Канцелярские нужды ведомства обеспечивало центральное бюро, регистрировавшее входящую и исходящую корреспонденцию и ведавшее архивом. Лишь в 1920 г. были созданы отдельные канцелярии в департаментах и специальный Политический архив.

Как видим, Ведомство  иностранных дел первоначально было весьма компактным учреждением. Достаточно сказать, что в Политическом департаменте работали всего 4—6 советников и такое же количество вспомогательных сотрудников, референтов.

Ведомство размещалось  в небольшом дворце по улице Вилыельмштрассе 76, в центре Берлина, где с 1819 г. располагалось Министерство иностранных дел Пруссии. Это здание оставалось резиденцией германского МИДа вплоть до 1945 г., когда оно было разрушено в ходе штурма Берлина. Однако размеры здания не позволяли вместить всех даже немногочисленных сотрудников ведомства, и отдельные его подразделения размещались во множестве других зданий в Берлине.

К началу Первой мировой войны штаты Центрального аппарата Ведомства заметно расширились. Там работали один статс-секретарь, один его заместитель, 4 директора департамента, три их заместителя, 23—28 старших советников, 23 постоянных вспомогательных сотрудников, 18 внештатных асессоров, т.е. всего 70—80 дипломатических сотрудников.

На рубеже веков вся германская дипломатическая  служба (без драгоманов и консулов) в Центре и за границей включала 350 дипломатических сотрудников. В 1874 г. Германия имела всего 4 посольства (в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге и Вене), 14 миссий, возглавлявшихся посланниками, 8 миссий во главе с поверенными в делах, 8 прусских представительств в германских землях, 7 генеральных консульств с дипломатическим статусом, 33 консульства и 4 вице-консульства. К 1914 г. миссии в Риме, Константинополе, Мадриде, Вашингтоне и Токио были преобразованы в посольства. Заметно увеличилось число миссий (до 23), генеральных консульств (до 33) и консульств (до 100). Германия активно укрепляла свои связи с внешним миром.

Примечательно, что самым высокооплачиваемым дипломатом в кайзеровской Германии считался посол в Санкт-Петербурге, оклад которого составлял 150000 золотых марок, по тем временам весьма большая сумма. Его коллеги в Лондоне, Париже и Вене получали лишь по 120000 марок, а статс-секретарь Ведомства в Берлине — всего 50000 марок. Отмечают, однако, что оклады британских и французских дипломатов были вдвое выше.

За 130 лет своего существования  дипломатическая служба Германии пережила немало реформ и преобразований. Изменение политического режима, расширение сферы деятельности дипломатов, активизация международных отношений, включение в сферу международного регулирования все новых и новых проблем и областей сотрудничества требовали постоянного изменения структуры, организации, кадрового состава службы, приспособления к новым условиям и требованиям.

В 1918 г. после свержения  монархии и провозглашения республики были произведены серьезные преобразования в организации дипломатической службы Германии. Было отменено деление на дипломатическую и консульскую службу и создана единая служба, существующая до настоящего времени и подразделяющаяся на четыре категории — «простую», «среднюю», «высокую» и «высшую». При этом собственно дипломаты относятся к «высшей службе».

Информация о работе Дипломатическаятическая служба Германии