Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:30, контрольная работа
Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.
Введение 2
1.Понятие и сущность демократического государства 3
2.Возникновение и развитие идеи гражданского общества 7
3.Гражданское общество: понятие и основные характеристики 12
4.Соотношение гражданского общества и правового государства 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21
В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать - быть или не быть гражданскому обществу - не приходится, ибо оно становится необходимым. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии.
Гражданское
общество - это формирующаяся и
развивающаяся в
Конкретизируя данное
-
эта «сеть» может быть очень
плотной, включающей в
-
объединения, составляющие
-
специфика всех организаций,
-
составляющие гражданское
-
гражданское общество в целом
является выразителем
Существуют общие причины, питающие процесс создания и развития гражданского общества, очевидно, достаточно серьезные. Их немало, но существуют три главные, основополагающие.
Первая
причина связана с частной
собственностью. В развитом демократическом
обществе подавляющая часть населения
- частные собственники. Разумеется,
представители крупного бизнеса
немногочисленны. Однако развитым и
многочисленным является средний класс.
Для подавляющего большинства этих
собственников средством
Наиболее
эффективными являются коллективные усилия:
разного рода объединения собственников
с одинаковыми интересами; ассоциации
фермеров, союзы предпринимателей,
банкиров и др. Их представители
постоянно взаимодействуют с
соответствующими комиссиями в законодательных
органах и с правительством, добиваясь
оптимизации условий
Вторая
причина тесно связана с
Третья
причина необходимости
В
каждой демократической стране организаций
гражданского общества насчитывается
множество. Они могут организовываться
в связи с конкретными
Вопрос
о взаимодействии государства и
гражданского общества возник вместе
с появлением гражданского общества.
Кто должен первенствовать? Кто над
кем возвышается: государство над
гражданским обществом или
Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.
Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования.
Кроме специализированных
Среди
других форм взаимодействия гражданского
общества и государства следует
отметить существующую во многих странах
службу парламентского уполномоченного,
контролирующую соблюдение прав и свобод
граждан. Возглавляет эту службу
независимое должностное лицо высокого
ранга, ответственное перед
Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации компаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.
Само
гражданское общество (очень многие
из его организаций и объединений)
нуждается в государственной
поддержке. Поэтому представители
организаций активно участвуют
в работе ряда государственных органов.
Существуя независимо от государства,
будучи самообразующимися и
В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским общество. Объясняется это рядом причин: именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство; среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).
Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключает непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций.
В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности. Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистичным.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить следующие:
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Демократия не просто делает гражданское общество насущно необходимым, она создает все основные условия для его возникновения и развития. Отметим наиболее важные из них.
Главное условие активной жизни гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий.