Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:34, шпаргалка
Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д. Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.
31. Диалектический метод движения от абстрактного к конкретному и его применение Гегелем к политическим и правовым феноменам.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа". По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся.
Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития. Это метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении. Этот процесс изображается им как становление конкретного не только в мышлении, но и в самой действительности.
В политико-правовой сфере,
по Гегелю, действуют противоположные
абстрактные индивиды. Действительное
развитие здесь требует
Правовая действительность
Гегелевский
метод восхождения от
32. Учение Гегеля о государстве и гражданском обществе.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Главные работы: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа".
Методология Гегеля. По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его философская система посвящена познанию идеального начала - Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:
1) закона единства и борьбы противоположностей;
2) закона перехода
3) закона отрицания отрицания.
Понятие права. Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т.е. понятие права и его осуществление. Право, наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований. Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании. Тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.
Гражданское общество. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое (прогресс одной части общества происходит во многом за счет эксплуатации, угнетения и подавления другой его части) общество, как войну всех против всех, где ещё не достигнута полная свобода. По существу под гражданским обществом Гегель понимает современное ему буржуазное общество. Это царство нужды и рассудка. Существуя как система потребностей, основанное на частной собственности и разделении труда, гражданское общество не может само по себе разрешить противоречия между частным интересом и всеобщим.
В структуре гражданского общества существует три сословия:
1) субстанциальное (землевладельцы - помещики и крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
К сфере гражданского
общества Гегель относит также
правосудие и полицию,
Государство. Идея государства, по Гегелю, распадается на три элемента:
1) индивидуальное государство
(внутреннее государственное
2) государство в отношениях
с другими государствами (
3) государство во всемирной истории.
Развитое до своего
понятия индивидуальное
Законодательная власть
- это власть определять и
Суверенитет государства
- это абсолютная власть
Всемирная история
представляет собой прогресс
свободы, её воплощения в
Политическое учение
Гегеля оказало огромное