Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:34, шпаргалка
Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д. Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.
В этот период было завершено развитие ряда политико-правовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы доктрина прав человека и гражданина, теория общественного договора, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения властей, теория представительной и непосредственной демократии и ряд других.
Главной и
общей идеей Просвещения было
низвержение сословно-
Идеи государственного
коммунизма изложены в сочинениях Морелли
и в документах "Заговора во имя равенства".
В процессе разработки проектов революционной
диктатуры и будущего государственно-
Богатство содержания и сложность идеологии эпохи Просвещения обусловили ее могучее влияние на развитие всех направлений политико-правовой мысли того времени и последующих времен, непреходящее значение и актуальность многих идей просветителей.
25 билет ППВ Вольтера
Общепризнанным лидером французского
Просвещения был выдающийся писатель
и философ Вольтер (псевдоним, настоящее
имя – Франсуа Аруэ, 1694–1778 гг.). В историю
общественной мысли он вошел как страстный
обличитель католической церкви, религиозного
фанатизма
Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны “Философские письма”. В “Письмах” он пропагандировал передовые английские учения (Дж. Локка и др.), а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. “Философские письма” явились, по сути дела, первым наброском программы французского Просвещения.
Вольтер был сторонником философии деизма. “Христианство и разум не могут существовать одновременно”, – писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным нравственный образ поведения. Отсюда – известное изречение Вольтера:
“Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать”.
Критику феодальных порядков
Вольтер проводил с позиций рационализма.
Согласно взглядам философа, на смену
деспотическому правлению придет царство
разума и свободы, в котором каждому
человеку будут предоставлены
Грядущие преобразования
в обществе Вольтер связывал с
развитием знания и подъемом культуры.
Выступал за просвещенную власть (правителей)
Историческое место Вольтера состоит
в том, что он наметил программу Французского
просвещения, заложил основы просветительской
критики религии.
Социальные идеи Вольтера соответствовали
интересам торгово-промышленной верхушки
французской буржуазии.
По своему объективному значению его идеи
имели революционный характер: они нацеливали
прогрессивные силы общества на упразднение
феодальных порядков и ниспровержение
абсолютизма.
26 Учение Монтескье
о государстве и праве (
Крупнейшим теоретиком государства
во французском Просвещении был
Шарль Луи де Монтескье (1689–1755 гг.).
Свои общественно-политические воззрения
он изложил первоначально в романе
“Персидские письма”, а также
в историческом очерке “Размышления
о причинах величия и падения
римлян” и других сравнительно небольших
работах. В результате многолетнего изучения
истории законодательства появился его
главный труд – книга “О духе законов”
(1748 г.).
Монтескье был убежден, что ход истории
определяется не божественной волей и
не случайным стечением обстоятельств,
а действием определенных закономерностей.
Монтескье критикует теорию общественного
договора.
Возникновение политически организованного
общества Монтескье склонен рассматривать
как исторический процесс. По его мнению,
государство и законы появляются вследствие
войн.
Монтескье был одним из основоположников
историко-сравнительного изучения общества
и государства.
Закономерности истории, общественной
жизни раскрывает через понятие общего
духа нации.
Согласно его учению, на общий дух нации,
право, законы, воздействует множество
причин:
1 Физические (определяют общественную
жизнь еще на первых порах, до образования
государства).
-Климат
-Размер, положение страны
-Количество населения
-Почва
2 Моральные (вступают
позднее, с развитием
- Принципы политического строя
- Религиозные верования
- Нравственные убеждения
- Обычаи
- Традиции
Моральные причины действуют сильнее
чем физические и постепенно вытесняют
их.
Историческое развитие общества – результат
сложного взаимодействия объективных
и субъективных причин. (главной по мнению
Монтескье является принцип государственного
устройства)
27 билет Особенности договорной
теории Руссо
Под заметным влиянием учения Руссо идеи
договорного происхождения государства
отстаивал А. Н. Радищев.
С позиций защиты суверенитета народа,
естественных прав человека и республиканской
формы правления он подчеркивал, что цель
договорно формируемого государства —
это «блаженство граждан».
естественное, догосударственное
состояние, Руссо называет «золотым веком»,
дальнейшее развитие цивилизации было
сопряжено появлением и ростом общественного
неравенства.
На следующей ступени развития появляется
неравенство политическое. Деление общества
на правящих и подвластных. Принятые законы
безвозвратно уничтожили естественную
свободу и окончательно закрепили собственность.
Последний предел неравенства – перерождение
государства в деспотию.
Переход в состояние свободы предполагает,
по Руссо, заключение подлинного общественного
договора. Для этого необходимо, чтобы
каждый из индивидов отказался от ранее
принадлежавших ему прав на защиту своего
имущества и своей личности. Взамен этих
мнимых прав, основанных на силе, он приобретает
гражданские права и свободы, в том числе
право собственности. Его имущество и
личность поступают теперь под защиту
сообщества. Индивидуальные права тем
самым приобретают юридический характер,
ибо они обеспечены взаимным согласием
и совокупной силой всех граждан.
В результате общественного договора
образуется ассоциация равных и свободных
индивидов, или республика.
Руссо отвергает учения определяющие
общественный договор как, договор между
подданными и правителями. Под общественным
договором Руссо понимает соглашение
между равными людьми. По условиям общественного
договора, суверенитет принадлежит народу.
Суверенитет народа проявляется в осуществлении
им законодательной власти.
свобода состоит в том чтобы граждане
находились под защитой закона ими же
принятого.
28 билет Учение И.
Канта о государстве и
Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник классической немецкой философии. Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
"Величайшая
проблема человеческого рода, разрешить
которую его вынуждает природа.
- Пишет он, - достижение всеобщего
правового гражданского
Гражданского общество нужно - необходимо - Природе для выполнения ее естественных задач. Почему? А потому, что как раз в гражданском обществ лучше всего "работают" именно естественные механизмы, соответствующих и глубинным законам, и далеко идущим "планам" Природы.
"Вступать
в это состояние принуждения,
- пишет Кант, имея в вид граждански
общественное состояние,
Такова исходная кантовская интуиция гражданского общества, взятой в его культуротворческой функции важнейшего инструмента воспитание человеческого рода, — машины, превращающей такое воспитание в автоматический процесс, дальше уже не нуждающийся во вмешательстве ни Бога, ни Природы, ни, конечно же, "отдельно взятого" человека, сколь бы "гениальным" он ни был. Сгрудив массу людей на "ограниченно» пространстве" гражданского общества с его законами, сочетающими освобожденную агрессивность с "неограниченным принуждением", Природа может отдохнуть, не беспокоясь о последствиях этой своей дальновидной акции. Совершенно справедливое гражданское устройство "обеспечит автоматическое стремление людей, расти все выше и прямее, не только в телесно-физическом, но и в духовно-нравственном смысле.
29 билет Идея правового государства в творчестве И. Канта.
И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.
С политико-правовым обоснованием теории
правового государства
30 билет Соотношение морали и права в концепции И. Канта.
кант гоббс государство право
Кант определил государство следующим образом: Государство — объединение множества людей, подчинены правовым законам. Именно правовые, а не моральные законы объединяют людей в том или ином государстве. Эта идея уже была сформулирована Цицероном.
Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором она могла бы беспрепятственно реализовывать свободы индивида. В этом суть идеи Канта о моральной обоснованности права и его моральной основе.
Осуществление права требует того, что бы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается принудительно силой (соблюдение индивидуумом правовой нормы, воспрепятствование его нарушения, восстановления нарушенного). Без принудительной силы право не способно осуществлять свои функции и категорический императив в качестве всеобщего закона лишиться своей безусловности. Снабдить право принудительной силой способно только государство - исконный и первичный носитель принуждения.
Изначально человеку присущи не свобода личности, а свобода морального выбора. До возникновения государства человек имеет только естественные права. Только при поддержке государства они преобразуются в публичные.