Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:34, шпаргалка
Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д. Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.
Он делит всех граждан идеального государства на 3 сословия:
1)мудрецы, управляющие государством;
2)стражи, охраняющие его;
3)торговцы и ремесленники.
Все сферы жизни в платоновском идеальном государстве строго регламентированы.Платон рассматривает 4 известных ему типа «извращенного государственного устройства»:
1)тимократия;
2)олигархия;
3) демократия;
4)тирания.
Каждая из них является ступенькой на пути к вырождению. В тимократии появляется страсть к обогащению. Постепенно она перерастаете господство немногих стяжателей (олигархов). Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления - тиранию. Платон выводит тиранию именно из демократии.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) политико-правовые взгляды изложил в трактатах «Политика», «Никомахова этика».
Цель государства
- благая жизнь всех его членов. Для
этого граждане должны быть добродетельными.
Само государство образуется из природного
влечения людей к общению. Частная
собственность коренится в
1 )всеобщую, установленную законом;
2)частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.
Аристотель выделял 6 видов государственного устройства: правильные - монархия, аристократия и полития, и неправильные - тирания, олигархия и демократия.
Государственный идеал Аристотеля - полития(смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - выдающийся римский политик, философ и оратор. По Цицерону, единственным источником счастья являются добродетели (мудрость, справедливость, мужество,умеренность). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного содержания.
Государство возникает не в силу установления людьми. Оно берет начало из их природного стремления жить вместе. Государство - гарант соблюдения всеми гражданами закона. Законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку. Охранять божественный естественный закон должны жрецы.
Государство для Цицерона - respublica (от лат.respublica - «общественное дело»). Народ понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов. Главные задачи государства:
Цицерон выделяет 3 основные формы государственного устройства:
1)власть царя - монархия;
2)власть оптиматов - аристократия;
3) народовластие - демократия. -Наилучшая из них - монархия. Но каждая из этих трех форм неизбежно деградирует.
Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в. н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со второй половины III в., когда законодательная власть сосредоточивается в руках императоров, пожалование такой привилегии прекращается, и римская юриспруденция приходит в упадок.
К числу самых известных
Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости. Приведенные высказывания свидетельствуют, что юристы не отделяли еще право от нравственности. В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов и право граждан.
Естественное
право, по их представлениям, распространяется
как на людей, так и на животных.
К его установлениям относятся
брак, семья и воспитание детей. По
естественному праву все
Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие установления.
Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является “собственным правом государства”. Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и “мнения мудрых”.
Разграничение
права народов и права граждан,
проведенное в римской
Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право, считал он, включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного.
Вследствие рецепции римского частного права его принципы были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII - XIX вв., наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению
Заметной
вехой в развитии политико-правовой
идеологии христианской церкви в
эпоху рабовладения было учение епископа
Аврелия Августина прозванного православной
церковью “Блаженный”, а католической
- признанного святым и учителем церкви.
В произведении “О граде божием”
Августин писал, что в мире существует
два государства: “божий град” (церковь)
и “град земной” (государство). К церкви
подходит определение государства, данное
Цицероном, так как лишь в церкви - право
и общая польза, истинная справедливость,
мир и покой. К граду божию принадлежит
первый праведник - Авель. Основателем
града земного был братоубийца Каин; государство
- создание человеческое, его цель - временная,
оно создано насилием, держится принуждением.
Оправдание государства в том,
утверждал Августин, что оно поддерживает
земной, временный порядок, причем и тут
государства разные: есть два вида земных
царств.
Одни - организации насилия
и разбоя, они начинаются с братоубийцы
Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом,
олицетворяют грех, несправедливость,
насилие, “общество нечестивых”. Другие
царства - это “христианские государства”,
власть которых основана на заботе о подвластных.
В конечном счете оправдание
государства - в служении церкви, в помощи
небесному граду направлять мир земной
к миру небесному, сохранять и поддерживать
единство образа человеческих мыслей
и желаний.
Августин - один из первых церковников,
призывавших насильственно приобщать
к христианской церкви, вооруженным путем
искоренять ереси. Он настаивал на присылке
в Африку войск для подавления агонистиков.
Источник
зла - свободная воля людей, влекущая
их от единства к множеству. В делах
веры это очень опасно. Во времена
Августина большая часть
Оправдание государства, по
Божественным установлением
являются и частная собственность, имущественное
неравенство, деление на бедных и богатых.
В произведениях Августина христианское
вероучение открыто и откровенно приспосабливается
к самым земным интересам власть имущих.
Характеризуя “христианское
государство” как образец “земного града”,
Августин считал, что государство лучше
всего действует, будучи основано и связано
верой и прочным согласием, когда все любят
общее благо; высшее же благо есть бог”.
Практически образцом этого идеала явилось
рабовладельческое христианское государство,
управляемое при участии духовенства,
насильственно подавляющее инакомыслие,
ведущее агрессивные войны.
Схоластика – один из периодов
средневековой философии, начавшийся
с 7-14 века (предшествовал ему период
- патристика 1-7 вв.). Во время него
происходит систематизация, объяснение
и обоснование религиозных
Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап -XIV-XV вв. - угасание схоластики.
Особенности: Изменилась трактовка соотношения веры и знания (Они больше не противопоставлялись друг другу, а рассматривались в отношении единства и гармонии.), сформировалась теория двойственной истинности: наука и религия (они не могут противопоставляться друг другу). Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Содержанием веры служило Св. Писание. Разум и откровение происходят от одного источника света — от Бога.
Главный представитель- Фома Аквинский (1226-1274). Задача – новое идеологическое обоснование феодализма, в связи с нарастающей критикой еретиков. Использовал труды Аритотеля. Согласно его учениям: мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному), так и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам. Закон - общее правило для достижения целей. Четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный). Обосновывает сословное неравенство ("Рабство установлено природой").
В духе средневековой схоластики Фома
Аквинский различает три
Политико-правовая
концепция Фомы Аквинского
14. Продолжение Фомы Аквинским идей Аристотеля.
Фома Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.) – ведущий философ схоластики и вообще Средневековья. Главная работа – «Сумма теологии».
Главные достижения: - заменил учения Августина христианской интерпретацией философии Аристотеля
- родоначальник
мощного направления в
- сформировал пять логических доказательств бытия Бога. Например: «Всё имеет свою причину».
От Аристотеля взял:
1.учение об "активной форме", дающей жизнь "пассивной материи". Мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.