Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:34, шпаргалка
Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д. Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.
Суть традиции, заложенной Н. Макиавелли, заключалась в том, что политические цели достигаются политическими средствами. Политик, руководствующийся только принципами абсолютного добра, пропадет, так как живет среди людей, ориентирующихся на другие принципы. Надо выбирать
меньшее зло в ситуации конфликта с нравственными ценностями, но использование зла неизбежно. Для достижения выбранной политической цели общепринятая мораль не может быть препятствием. Макиавелли пришел к выводу, что средства должны соответствовать цели. В его идее обращения к любым средствам воздействия выражено осознание обусловленности средств достижения
цели характером цели. В наше время очевидным стало и другое: в макиавеллистском откровении скрыт имморализм, опасный и даже непредсказуемый по своим последствиям. Цель может провоцировать обращение к неправым средствам, если цель неправомерна, утопична. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что начиная с Макиавелли “теоретическое рассмотрение политики освобождало от морали, и по сути дела,был выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики”. Макиавелли утверждает, что человек должен осознать единство своих личных целей и устремлений с целями и устремлениями нации, и именно это единство должно руководить его поступками, при этом все моральные и религиозные представления он должен признать вторичными факторами, призванными служить движению к главным целям. Если человек оказывается неспособным к этому, он вызывает искреннее презрение Макиавелли и теряет право называться «доблестной» личностью.
20 билет Возникновение
В
основе данных концепций лежат естественно-
Отдельные положения той теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции
В Голландии - Гуго Гроций и Спиноза. В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах. В России - Александр Радищев и др.
Сторонники договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723-1789) в его работе «Священная зараза. Разоблаченное христианство».
Вопросы о том, что представляет собой общественный договор, каковы должны быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы, получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712—1778), особенно в его знаменитом труде «Об общественном договоре».
Идея
договорного происхождения
исходили из этой посылки.
21 Учение Г. Гроция о праве и государстве. Концепция международного права.
Гуго Гроций (1583-1645) - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей школы естественного права
Основной труд Гроция – «О праве войны и мира». Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также «принципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находили систематическое изложение всех основных начал правоведения.
Учение о праве. Гроций, являясь сторонником предложенного еще Аристотелем деления права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".
Естественное
право определяется как "
Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и является правом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное право является средством реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.
Учение о государстве. Гроций является сторонником теории общественного договора. При переходе от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).
Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, пользовались "общностью имущества" и т.п. Появление частной собственности, необходимость её защиты привели к тому, что "люди объединились в государство". "Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".
Государство
- это власть, действия которой
не подчинены никакой другой
власти и не могут быть
Форма
правления не имеет
Права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Гроций допускает право подданных на сопротивление властям, но лишь в случае крайней.
Концепция международного права Г. вытекает из общих принципов его теории. Её основные положения следующие: договоры между государствами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться в силу естественного закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражданскому населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между государствами, который обладал бы эффективными средствами принуждения.
22.Особенности договорной теории Т. Гоббса.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - философ-материалист. Основное сочинение - “Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» ” (1651 г.).
Учение о праве и государстве. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: “человек человеку - волк”. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в “состоянии войны всех против всех”.
Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; “люди должны выполнять заключенные ими соглашения”.
Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как “единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты”.
Власть суверена абсолютна. Гоббс признает только три формы государства. Отдает предпочтение неограниченной монархии.В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля.
В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом. Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др.
23. Особенности договорной теории Дж. Локка
Джон Локк (1632-1704) - английский философ – материалист. Заложил основы либерализма. Основная работа по политико-правовой проблематике: "О государственном правлении".
В отличие
от Гоббса, Локк считает выражением
естественного равенства
Легко
заметить, что Локк существенно
отходит от теории Гоббса. Гоббс
подчеркивал абсолютную власть
государства над обществом и
людьми. Локк акцентирует другое:
люди отдают государству лишь
часть своей естественной
Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности (Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу). Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет ещё федеративную ветвь власти, представляющую государство как целое в сношениях с другими государствами.
В классификации
форм государства Локк
24. Просветительство как идейное течение в общественно-политической мысли Европы XVIII века.
Век Просвещения,
как часто называют XVIII век, был
временем наивысшего развития гуманистических
и рационалистических начал, существовавших
в буржуазной политико-правовой идеологии.
Острый кризис феодализма, неизбежность
и близость революционных преобразований
в наиболее развитых странах, союз буржуазии
с народом в общей борьбе против
феодализма обусловили широкое распространение
идеалистического убеждения в том,
что после уничтожения
Основным
методом обоснования
Буржуазная политико-правовая идеология Франции XVIII в. в целом продолжила философско-теоретическую работу мыслителей предшествующих веков. Более глубокую разработку получили уже известные варианты преодоления политического отчуждения, свойственного феодализму. В трудах Руссо была по существу впервые четко определена сама проблема политического отчуждения. Особенность Просвещения состоит в том, что эту проблему предполагалось решить политическими же способами: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования.