Авиация в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д. Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

Работа содержит 1 файл

бИЛЕТЫ ИППУ (Автосохраненный).docx

— 77.46 Кб (Скачать)

19. Соотношение нравственности и государственной политики у Макиавелли

Суть традиции, заложенной  Н.  Макиавелли,  заключалась  в  том,  что политические   цели   достигаются   политическими    средствами.    Политик, руководствующийся  только принципами абсолютного  добра,  пропадет,  так  как живет  среди  людей,  ориентирующихся  на  другие  принципы.  Надо  выбирать

меньшее  зло  в  ситуации   конфликта   с   нравственными   ценностями,   но использование  зла неизбежно.  Для  достижения  выбранной  политической  цели общепринятая мораль не может быть препятствием. Макиавелли пришел к  выводу, что  средства должны соответствовать цели.  В  его  идее  обращения  к  любым средствам воздействия  выражено осознание обусловленности  средств  достижения

цели  характером  цели.  В  наше  время  очевидным   стало   и   другое:   в  макиавеллистском   откровении   скрыт    имморализм,    опасный    и    даже непредсказуемый по своим последствиям. Цель может провоцировать обращение к неправым средствам, если цель неправомерна, утопична. К.  Маркс и Ф.  Энгельс писали,  что начиная с Макиавелли “теоретическое рассмотрение политики освобождало от морали, и по сути  дела,был выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики”.  Макиавелли утверждает, что человек должен осознать единство своих личных целей и устремлений с целями и устремлениями нации, и именно это единство должно руководить его поступками, при этом все моральные и религиозные представления он должен признать вторичными факторами, призванными служить движению к главным целям. Если человек оказывается неспособным к этому, он вызывает искреннее презрение Макиавелли и теряет право называться «доблестной» личностью.

20 билет Возникновение естественно-правовой (договорной) теории происхождения  государства и права.

В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении  государства. Согласно Эпикуру— «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические)

 

 

Отдельные положения той теории развивались  еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции

В Голландии - Гуго Гроций и Спиноза. В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах. В России - Александр Радищев и др.

Сторонники  договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723-1789) в его работе «Священная зараза. Разоблаченное христианство».

Вопросы о том, что представляет собой  общественный договор, каковы должны быть его содержание и назначение, равно  как и многие аналогичные им вопросы, получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712—1778), особенно в его знаменитом труде «Об общественном договоре».

         Идея  договорного происхождения государства  высказывалась в стории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике Средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публичного права. Но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начиная с Греция почти все теоретические построения XVII—XVIII вв.,объясняющие сущность, причины, способы создания государства,

исходили из этой посылки.

 

21 Учение Г. Гроция о праве и государстве. Концепция международного права.

 

 Гуго Гроций (1583-1645) - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей школы естественного права

 

Основной  труд Гроция – «О праве войны и мира». Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также «принципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находили систематическое изложение всех основных начал правоведения.

 

 Учение о праве. Гроций, являясь сторонником предложенного еще Аристотелем деления права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".

 

 Естественное  право определяется как "предписание  здравого ума", согласно которому  то или иное действие признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

 

 Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и является правом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное право является средством реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

 

 Учение о государстве. Гроций является сторонником теории общественного договора. При переходе от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).

 

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, пользовались "общностью имущества" и т.п. Появление частной собственности, необходимость её защиты привели к тому, что "люди объединились в государство". "Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

 

 Государство  - это власть, действия которой  не подчинены никакой другой  власти и не могут быть отменены  по усмотрению чужой власти. Общим  носителем верховной власти (т.  е. суверенитета) является государство  в целом (как "совершенный  союз"), носителем же власти  в собственном смысле может  быть одно или несколько лиц. 

 

 Форма  правления не имеет существенного  значения, народ может избрать  любой образ правления. У Г.Гр  очевидны отрицательное отношение  к тирании (которое основано  на насилии и где отсутствует  правопорядок) и предпочтение, отдаваемое  единоличной и аристократической  формам правления. 

 

Права и свободы  подданных прекращаются с заключением  соглашения об учреждении государства  и гражданской власти. Гроций допускает право подданных на сопротивление властям, но лишь в случае крайней.

 

Концепция международного права Г. вытекает из общих принципов его теории. Её основные положения следующие: договоры между государствами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться в силу естественного закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражданскому населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между государствами, который обладал бы эффективными средствами принуждения.

 

22.Особенности договорной  теории Т. Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - философ-материалист. Основное сочинение - “Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» ” (1651 г.).

 

Учение о праве и  государстве. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: “человек человеку - волк”. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в “состоянии войны всех против всех”.

 

Естественные  законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно  взаимно отказаться от права на все; “люди должны выполнять заключенные  ими соглашения”.

 

Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы  делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как  “единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем  взаимного договора между собой  огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты”.

 

Власть суверена абсолютна. Гоббс признает только три формы государства. Отдает предпочтение неограниченной монархии.В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. 

 

В трудах Гоббса содержится понимание свободы как  права делать все то, что не запрещено  законом. Гоббс обосновывал ряд  конкретных требований в области  права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность  наказания преступлению и др.

 

23. Особенности договорной  теории Дж. Локка

Джон Локк (1632-1704) - английский философ – материалист. Заложил основы либерализма. Основная работа по политико-правовой проблематике: "О государственном правлении".

 

 В отличие  от Гоббса, Локк считает выражением  естественного равенства готовность  людей следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная  готовность людей приводит их  к осознанию того, что в интересах  общего блага необходимо, сохранив  свободу, часть функции отдать  правительству, которое призвано  обеспечить дальнейшее развитие  общества. Как следствие, необходимо  образование государства, которое  создаётся путём заключения общественного  договора. Общественный договор  заключается между людьми и  государством.

 

 Легко  заметить, что Локк существенно  отходит от теории Гоббса. Гоббс  подчеркивал абсолютную власть  государства над обществом и  людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь  часть своей естественной свободы.  Государство обязано защищать  их естественные права на собственность,  жизнь, свободу, не обладая  при этом абсолютной властью.  Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей  перед обществом. 

 

Локк предусматривает  особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих  полномочий, становясь тем самым  деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности (Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному  существу поведение, соответствующее  его собственным интересам и  служащее общему благу). Локк предлагает не соединять законодательную и  исполнительную власть и подчинить  законодателей действию ими же созданных  законов, осуществляемых исполнительной властью. Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет ещё федеративную ветвь власти, представляющую государство как целое в сношениях с другими государствами.

 

 В классификации  форм государства Локк придерживался  трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая  возможность промежуточных форм. Под монархией, сторонником которой  он являлся, Локк понимал конституционную  монархию. Абсолютная монархия вообще  не признавалась им формой  гражданского правления.

 24. Просветительство как идейное течение в общественно-политической мысли Европы XVIII века.

 

Век Просвещения, как часто называют XVIII век, был  временем наивысшего развития гуманистических  и рационалистических начал, существовавших в буржуазной политико-правовой идеологии. Острый кризис феодализма, неизбежность и близость революционных преобразований в наиболее развитых странах, союз буржуазии  с народом в общей борьбе против феодализма обусловили широкое распространение  идеалистического убеждения в том, что после уничтожения феодального  неравенства и деспотизма грядет эпоха всеобщего счастья, мира и  благоденствия.

 

Основным  методом обоснования политических и правовых доктрин был рационализм. Просвещение освобождало политико-правовую идеологию от теологии.

 

Буржуазная  политико-правовая идеология Франции XVIII в. в целом продолжила философско-теоретическую работу мыслителей предшествующих веков. Более глубокую разработку получили уже известные варианты преодоления политического отчуждения, свойственного феодализму. В трудах Руссо была по существу впервые четко определена сама проблема политического отчуждения. Особенность Просвещения состоит в том, что эту проблему предполагалось решить политическими же способами: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования.

Информация о работе Авиация в СССР