Составление базы тестовых заданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного формулируется цель работы: на основе полученных методических знаний составить базу тестовых заданий по предмету «Нестационарные звезды».
Более конкретно цель работы определяют задачи:
 Рассмотреть основные аспекты вопроса, касающегося контроля знаний вообще;
 Определить возможность оценки знаний и умений студентов посредством тестирования, рассмотреть тестовый контроль;
 Составить базу тестовых заданий по дисциплине «Нестационарные звезды».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1 Контроль знаний.............................................................................................
1.1 Дидактические функции проверки знаний……………………………………….
1.2 Уровни проверки знаний………………………………………………………….
1.3 Устная проверка знаний…………………………………………………………..
1.4 Письменный способ проверки знаний………………………………………….
1.5 Зачетная система проверки знаний………………………………………………
1.6 Методика программированного контроля знаний………………………………..
Глава 2 Тестирование - один из методов контроля знаний………………………
2.1 Внедрение тестовой проверки знаний……………………………………………..
2.2 Разработка тестов……………………………………………………………………
2.3 Виды тестовых заданий……………………………………………………………
2.4 Требования, предъявляемые к тестам………………………………………………
2.5 Алгоритм составления тестов……………………………………………………..
2.6 Преимущества и недостатки……………………………………………………..
Заключение....................................................................................................................
Список используемой литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Совершенствуя методику преподавания предмета, пришли к выводу, что очень важным компонентом  современной технологи обучения является тест, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий. 
 

2.4 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕСТАМ 

Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный  набор заданий нельзя назвать  тестом.

1)Надежность  контрольного знания – это  его способность с достаточной  для практики одинаковостью характеризовать,  исследуемый в дидактических  экспериментах, показатель, как заданий  в целом, так и его частям, или по другому, тот же показатель  одним и тем же заданиям, но в разные моменты времени.

2)Валидность (или адекватность целям проверки)

    • Содержательная валидность тестов, т.е. задание теста построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались студентами и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест соответствует образовательному стандарту.
    • Функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствую выявленному уровню усвоения- уровню заданному образовательным стандартном

Валидность  теста по содержанию тесно связано с его надежностью. Производя отсев заданий и повышая надежность теста, мы тем самым уменьшаем его валидность по содержанию.

Также можно встретить такие термины  как:

-прогностическая валидность определяющая данные корреляции теста какой-либо предстоящей обследуемым деятельности, например корреляция в вузе тестов по физике с успешностью и обучения технико- технологических дисциплинам специализаций(среднеарифметическими по циклу технико- технологических дисциплин) или с производственной  практикой, качеством дипломной работы;

-конкурентная валидность- корреляция с ранее имевшимися стандартизованными тестами(а если нет, то с применявшимися ранее данными других средств контроля- лабораторными работами, традиционными занятиями);

-локальная валидность- данные о валидности для типичных подгрупп учащихся, выделенных по внешнему критерию, например по успеваемости в данном предмете(сильные, средние, слабые) и по статистическим параметрам (крайнее группы, лучше всех и хуже всех справившиеся с тестом);

-психологическая валидность – данные о психических свойствах испытуемых, которые измеряют те или иные задания одновременно с уровнем знаний и умений.

3) Определенность 

После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащиеся после прочтения задания правильно действуют и отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

4) Простота

Формулировка  заданий и ответы должны быть четкими  и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

5)Однозначность

Задание должно иметь единственный правильный ответ- эталон.

6)Равнотрудность

При составлении  тестов и нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов  во всех вариантах одного и того же задания.

Общедидактические требованию к контролю знаний включают: системность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость оценок.

С этой точки зрения традиционные средства контроля знаний имеют достаточно много недостатков. К ним относятся, например, следующие:

    1. Использование грубой четырех балльной шкалы оценок;
    2. Большие затраты труда и времени на успешные опросы(на коллоквиумах, экзаменах), проверку письменных контрольных и расчетно- графических работ;
    3. Низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;
    4. Абсолютно неудовлетворительная объективность оценки знаний обучающихся, невозможность сопоставления оценок, полученных или разных обучающих или, тем более, в разных учебных заведениях
 

2.5 АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ  ТЕСТОВ 

Контроль  знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлении тестов можно придерживаться определенного алгоритма.

1 Определение цели тестирования:

-оценка  знаний специфических фактов, терминов, понятий.

-проверка  умения давать определения, понятия,  определять их содержание и  объем.

-проверка  знания формул, законов, теорий, принципов,  методов, умение применить их;

-умение  находить сходства и различия;

-умение  представлять материал на графиках, схемах, таблицах;

-знание  правил методик;

-понимание  концепций, теорий и т.д.

2 Определение вида контроля – входной «установочный», промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.

3 Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.

Выделяется  два типа тестов:

  1. Закрытые, где есть готовые ответы: выбрать правильный ответ из 2,3,4,5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности. Тестовые задания должны иметь высказывательную форму .Вопросы и задачи тестовыми заданиями не являются.

    Т.е. по форме тестовые задания должны представлять собой высказывания, которые в зависимости от выбранного продолжения могут быть истинными или ложными.(В дальнейшем эти продолжения высказывания будем традиционно называть ответами).Истинное высказывание в системах обработки информации обычно кодируется как 1, должное – 0.

    Очевидно, что в заданиях с закрытой формы имеется вероятность угадывания верного ответа. Однако при правильно составленных заданиях эта вероятность не более той, которая легко рассчитывается, исходя из положений теории вероятности  

  1. Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать самостоятельно дополнить, закончить, составить.

4 Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (ответ который находится у преподавателя)

5 Инструкция определяет характер интеллектуальной деятельности студентов: должна быть четкая, понятной для выполнения

-выбрать  правильный ответ из нескольких  предложенных (если правильных ответов  несколько, то отметить что  ответ может быть не один);

-дополнить,  вписать, заполнить, закончить…;

-упорядочить по величине;

-установить  соответствия;

- установить  правильную их последовательность;

-определить  истинность(ложность) утверждений.

6При формулировки теста необходимо придерживаться следующих методических советов:

-основной  текст задания содержит не более 8-10 слов;

-каждый  тест должен выражать одну  идею, одну мысль;

-задания  должно быть краткими, четкими,  легко читаемыми,  суждения выражены  простоязычно, лучше иметь утвердительную, а не вопросительную форму;

-формулировка  заданий не должна содержать двусмысленностей, а тем более ловушек;

-избегать  таких слов как «иногда», «часто»,  «обычно» в правильных утверждениях  и слов «всегда», «иногда», «невозможно»  в неправильных;

-располагать  тесты по возрастанию трудности;

-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те кто хорошо усвоил материал;

-задания  сформулировать так, чтобы ответы  могли быть получены путем  рассуждения, а число неверных  ответов в первую очередь включать  такие, которые являлись результатом  типичных ошибок, допускаемых студентами;

-правильные  ответы должны распределять в  случайном порядке;

-ответы  на один вопрос не должны  зависеть от ответов на другие  вопросы;

-ответы  не должны содержать подсказки,  быть нелепыми.

7 Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, и достаточно полно охватить материал проверяемой темы.

8 Тестовые задания должны быть равноуровневыми по степени сложности:

Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б – задания , требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных  ситуациях.

Уровень В – задания , требующие творческого  исполнения приобретенных знаний и позволяют выявить умение, применять знания в нестандартных ситуациях.

9Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применение в знакомой ситуации, применение в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. 

2.6 ПРЕИМУЩЕСТВА И  НЕДОСТАТКИ ТЕСТИРОВАНИЯ 

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая  работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком студентов 100-120 человек.

Возможно  возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных  в тестовое задание вопросов и т.д.

Но не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести:

-как  было сказано, большая объективность  и , как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося;

-исключается  воздействие негативного влияния  на результаты тестирования таких  факторов как настроение, уровень  квалификации и другие характеристики  конкретного преподавателя;

-ориентированность  на современные технические средства  на использование среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

-универсальность,  охват всех стадий процесса  обучения.

Отметим другие достоинства. Тестированный  опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает лектору скорректировать курс.

В итоге  следует заметить, что использование  с первого курса тестирования  студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Информация о работе Составление базы тестовых заданий