Составление базы тестовых заданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного формулируется цель работы: на основе полученных методических знаний составить базу тестовых заданий по предмету «Нестационарные звезды».
Более конкретно цель работы определяют задачи:
 Рассмотреть основные аспекты вопроса, касающегося контроля знаний вообще;
 Определить возможность оценки знаний и умений студентов посредством тестирования, рассмотреть тестовый контроль;
 Составить базу тестовых заданий по дисциплине «Нестационарные звезды».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1 Контроль знаний.............................................................................................
1.1 Дидактические функции проверки знаний……………………………………….
1.2 Уровни проверки знаний………………………………………………………….
1.3 Устная проверка знаний…………………………………………………………..
1.4 Письменный способ проверки знаний………………………………………….
1.5 Зачетная система проверки знаний………………………………………………
1.6 Методика программированного контроля знаний………………………………..
Глава 2 Тестирование - один из методов контроля знаний………………………
2.1 Внедрение тестовой проверки знаний……………………………………………..
2.2 Разработка тестов……………………………………………………………………
2.3 Виды тестовых заданий……………………………………………………………
2.4 Требования, предъявляемые к тестам………………………………………………
2.5 Алгоритм составления тестов……………………………………………………..
2.6 Преимущества и недостатки……………………………………………………..
Заключение....................................................................................................................
Список используемой литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

3 уровень определяет конечную цель обучения:

  1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений(например, на основе молекулярных представлений о строении вещества объяснить изменение агрегатного состояния вещества, диффузию газов, давления газа)
  2. Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений(например, зависимость числа электронов, вылетающих из металла за 1 с под действием света, от энергии светового пучка)
  3. Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи
  4. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы
  5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами
  6. Представления об историческом развитии отдельных разделов физики(например, о развитии взглядов на теорию строения вещества)
  7. Сформированность «технических приемов» умственной деятельности: умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т.п.

             Для проверки знаний, соответствующих 3 уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокой осмысленной деятельности, знания приемов умственной деятельности , умения применять их. При выполнении заданий этого уровня используются психологические операции- воспроизведение, узнавание, широкий перенос.

            Получив блок заданий учащийся может сам выбрать уровень; обязательное условие: нужно сделать все, входящие в эту серию. При желании можно выполнить вначале задания 1 уровня, а затем, например, 3 и даже попросить дополнительное задание любого уровня, но другого варианта. Такая система, основанная на свободе выбора, способствует расширению кругозора ученика и учета индивидуальных возможностей каждого, а также наполнение оценок

Если  на 1 уровень допущены ошибки, то они  указываются учащемуся, делается их разбор и предлагается самостоятельно поработать над материалом. В случае допущения ошибок 2 и 3 уровня предлагается выполнить уровнем ниже соответственно 1 или 2.

Такой подход к оценке знаний не сложен и  для преподавателя, и для учащихся, кроме того, он обеспечивает объективность. 

            1.3УСТНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ 

             Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами- непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика и т.п.

При устных ответах необходимо стимулировать  ребят высказывать свое представление о том или ином событии, явлении, факте для сравнения его с представлениями других учеников, т.е. вызывать их на обсуждение, дискуссию, а также побуждать их продумывать последствия своих решений, действий.

Но в  то же время при устной проверке учитель испытывает затруднения в оценке выявленных знаний. Трудности в методическом отношении связаны с : 1)отбором материала по содержанию, формой постановки вопросов, их качеством; 2)зависимостью оценок, выставляемых различным учащимся одного и того же класса и разных классов от их общей успеваемости; 3)потерей внимания всего класса к ответу одного ученика.

Широко  используется индивидуальная устная проверка, которая позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся.

Эта форма  проверки используется для текущего и тематического учета. Ее содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить в виде развернутого рассказа с применением выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой эксперимента.

При фронтальной  устной проверке за короткое время  проявляется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для выяснения готовности класса к изучению нового материала; для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальной проверки, определяет ее место на уроке, а объем, глубина и полнота проверяемого материала- время, отводимое на проверку. При фронтальной устной проверке учитель задает вопросы всему классу, вызывая кого-то одного для ответа.

Устный  опрос можно проводить в начале урока с целью проверки выполнения учениками домашнего задания  и готовности их к изучению нового материала. Проводя данную проверку усвоения, не следует ограничиваться опросом учащихся только по учебному материалу, который был задан на предыдущем уроке,- надо ставить узловые вопросы по пройденному, это создает установку на длительное запоминание изучаемого. 
 
 
 

1.4 ПИСЬМЕННЫЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ 

Письменная  проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность- большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Письменные работы дают возможность проверить знания определенных вопросов программы всеми учащимися класса; особенно цены они для выяснения умения решать физические задачи, оперировать с наименованиями единиц, выводить формулы, строить и читать графики и пр.

Кратковременные («летучие»- на 10-15 мин) контрольные  работы проводят без предупреждения школьников, чтобы выяснить знания ими формул, законов, графиков и умение применять их. Задачу дают в одном- двух вариантах, так как вероятность списывания из-за краткости промежутка уменьшается. Такие работы позволяют систематически следить за тем, как учащиеся усваивают текущий материал, как вырабатываются у них умения и навыки.

Физические  диктанты- одна из форм письменной проверки знаний. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, является одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания.

С помощью  физических диктантов решаются следующие  дидактические задачи обучения физики: диагностирования знаний учащихся, предупреждения возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

Физические  диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны записать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо в круг вопросов знания которых проверяются в форме физического диктанта, включать только такие:

  • Буквенные обозначения физических величин, название их единиц;
  • определение физических величин, их единиц; соотношения между единицами;
  • формулировки физических явлений, физических законов, математические связи между физическими величинами;
  • графические зависимости между физическими величинами;
  • назначение физических приборов, правила обращения с ними.

Такие диктанты служат эффективным средством  запоминания учебного материала  и массового его воспроизведения  за краткий промежуток времени.

Письменные  контрольные работы, рассчитанные на весь урок, проводятся (обычно 1-2 раза в четверть) после изучения крупных тем и разделов, с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Время, отводимое на контрольную работу, должно быть достаточным, чтобы учащиеся средней успеваемости могли свободно ее выполнить, а хорошо успевающие ученики были достаточно загружены.

Контрольные работы - обязательная и систематическая форма проверки и учета. Важно, чтобы во время проведения контрольной работы типы задач, выносимых на нее, нормы оценок были известны ученикам заранее.

Большое значение для отработки умения решать задачи определенного типа имеют  домашние контрольные работы, которые  не получили еще признания в системе проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся по физике.

Содержание  домашних контрольных работ составляют аналитические, графические или  экспериментальные задачи.

Задачи  должны быть посильными для учащихся, возбуждать их интерес, заставлять работать мысль, искать нестандартные решения. Важно, чтобы у задачи имелось несколько возможных решений (графическое, аналитическое и др.). Такие работы могут быть дифференцированными по сложности для учащихся с разной успеваемостью по физике.

Для домашних контрольных работ можно предложить следующие задания:

  • экспериментальные задачи;
  • задания по отработке формул (например, нахождение всех возможных способов соединения резисторов и расчет электрических цепей);
  • задания по нахождению возможно большего числа способов решения задачи;
  • задания с целью повторения и обобщения материала;
  • задания по рассмотрению физической ситуации в литературном произведении.
 

1.5 ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ 

Итоговой  формой проверки знаний является зачет. Зачет, являясь основной частью зачетной системы, проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся.

Необходимость проверки знаний основных положений  темы после ее изучения обусловлена, во-первых , тем, что учащиеся к моменту текущей проверки еще не до конца усваивают учебный материал, и во-вторых, тем, что изучив все вопросы темы учащиеся начинают воспринимать ранее  изученное с новых позиций, лучше понимать взаимосвязь изученных явлений.

Отбор тем для зачета определяется его целью, значимостью учебного материала.

В проверке участвую все учащиеся, но отчитываются в знаниях некоторые из них, так  как по большинству вопросов проверка является индивидуальной или групповой. Исключение составляют вопросы применения знаний для решения задач и постановки эксперимента. Учителю необходимо на зачете проверить знания всех учащихся класса по основным вопросам темы. Это можно осуществить двумя путями: либо увеличить время проверки, либо увеличить число проверяющих.

В зависимости от содержания зачеты могут быть письменными и устными.

Проведение  письменного зачета обусловлено  такими особенностями: сравнительно небольшим  числом вопросов, которые требуют  для изложения длительного связного рассказа, обилием математических выводов, формул, возможность выражения физических закономерностей словесно, математически, графически и доступностью для учащихся с точки зрения их подготовленности, познавательных возможностей перехода от одной формы выражения к другой.

Правильное  использование зачетной системы предполагает тщательное продумывание и планирование проверки до начала изучения темы. При планировании учитель определяет, какой учебный материал, когда и в какой форме будет проверен в процессе изучения темы; уточняет, какой учебный материал по этой теме и в какой форме следует вести зачет.

В результате такого планирования выявляется план проверки знаний каждого учащегося  по учебному материалу данной темы. Его осуществление делает проверку всесторонней, глубокой, полной и регулярной, что обеспечивает ее объективность.

После проведения зачета на основе текущих  и зачетных оценок учитель выставляет одну- зачетную- за усвоение учебного материала  соответствующей темы.

 

1.6 МЕТОДИКА ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 

Устные  и письменные формы контроля ставят учителя в затруднительное положение: пользуясь ими, он не в состоянии  с необходимой частотой проверять знания школьников. Вместе с тем он связан необходимостью иметь определенный минимум оценок за учебную четверть.

Текущая проверка должна в первую очередь давать материал для индивидуальной работы с учеником с целью оказания ему помощи. Применение программированного контроля совместно с другими методами проверки позволяет иметь достаточно полные сведения об успехах каждого учащегося.

Информация о работе Составление базы тестовых заданий