Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:04, контрольная работа
Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития. В данной работе внимание уделяется становлению и развитию в культуре образа современности (модерна), его предпосылок и трансформаций, результатом которых является состояние общества и культуры, называемое сейчас постсовременностью (постмодерном).
Введение 3
Глава I. Реалистический и модернистский стиль 6
1.Общий характер реализма 6
2.Общая характеристика стиля «модерн» 8
Глава II. Жорж Брак 10
2.1. Раннее творчество 10
2.2. Кубистический период 12
2.3. Послевоенный период, натюрморты 14
2.4. Позднее творчество, «Мастерские» 16
Глава III. Теодор Драйзер 17
3.1. Биография 17
3.2. Теодор Драйзер в американской и мировой литературе 1
3.3 «Американская трагедия» 22
Заключение 26
Список литературы 28
Каждая национальная школа придавала лицу модерна разное выражение, поскольку нет европейской страны, где не было бы своего собственного стиля модерн. И в то же время есть нечто общее, что объединяет все эти «модерны» и делает их почти неразличимыми, что позволяет говорить об общеевропейском художественном направлении.
Этим
«общим» является ряд черт, которые
и сделали его столь
Глава II. Жорж Брак
2.1. Раннее творчество
Родился Жорж Брак 13 мая 1882 в Аржантей-сюр-Сен в семье маляра. Он вырос в Гавре и был обучен быть маляром и декоратором, как его отец и дед. Однако, он также серьезно изучал живопись по вечерам в Школе изящных искусств, в Гавре, примерно с 1897 по1899 года. В Париже он выучился декоратором и был награжден сертификатом в 1902 году. В следующем году он принял участие в Академии Гумберта, также в Париже, и творил там до 1904 года. Именно здесь он встретил Мэри Лоренсин и Франсис Пикабиа.
Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Они использовали яркие цвета и свободные структуры формы для захвата наиболее интенсивной эмоциональной реакции. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз.5
В 1906 вместе с Ото-ном Фриезом он живет в Антверпене, а летом 1907 - в Ля Сиота и Эстаке, где пишет серию небольших морских пейзажей, элегантно-фовистских, сдержанных и несколько ирреальных («Гавань в Антверпене. Мачта», 1906, Базель, Галерея Бейелер; «Пейзаж в Эстаке», «Ля Сиота», 1907, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду).
Одна из лучших работ Брака этого времени — картина «Антверпенский порт» (1906, частное собрание, Швейцария), написанная в Бельгии, куда художник ездил вместе с О. Фриезом. Чередующиеся горизонтальные ритмы (набережная; суда, стоящие у причала и плывущие по воде; противоположный берег и дома на нем) придают композиции стройность и четкость. Выразительность изображения достигается за счет темных силуэтов кораблей и человеческих фигур на берегу. Хотя основную роль играет рисунок, подчиняющий себе краски, колорит в картине выполняет значительные функции. Причал, лодки и корабли выполнены в сочных зеленых и красных оттенках повторяющихся в отражениях на воде. Над домами, водой, судами раскинулось розово-сиреневое небо.
Яркие впечатления, полученные Браком от поездок к Средиземному морю, преобразились в цикл пейзажей, посвященных восхитительной природе юга. Эти работы, отличающиеся сложностью цветовых сочетаний, напоминают живопись А. Дерена и М. Вламинка («Эстак», 1906, частное собрание, Париж; «Пейзаж в Эстаке», 1906; «Оливы близ Эстака», 1907 — обе в Музее современного искусства, Париж). Нередко художник пользуется дивизионистской техникой, особенно характерно это для пейзажей с изображениями моря и неба.6
2.2. Кубистический период
Два
события осени 1907 радикально изменили
искусство Жоржа Брака: выставка
Сезанна в Осеннем салоне и
встреча с Пикассо, чьи «Ави-ньонские
девицы» его поразили и «сбили»
с фовист-ского пути. Картина «Стоящий
обнаженный» (Париж, частное собрание),
исполненная зимой того же года,
свидетельствует об этом двойном
влиянии, а также, быть может, о воздействии
африканского искусства. Летом 1908 в
Эстаке он пишет серию пейзажей,
полных бурного движения, с упрощенными
тонами и почти лишенных перспективы
- здесь все сведено к
В
пейзажах, написанных в 1909 в Нормандии
и Ла Рош-Гийоне, массы противопоставлены
не столь сильно, они сообщаются
между собой сезанистскими
Он перестает писать пейзажи и обращается к натюрморту, «потому что в натюрморте есть тактильное, почти рукотворное пространство... Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Это пространство привлекало меня, ибо поиск пространства был первым поиском кубизма». В натюрмортах 1910-х конструктивные элементы предметов смазаны, чтобы создать на холсте единый план. С конца 1909 Брак работает в тесном контакте с Пикассо и вместе с ним разрабатывает доктрину кубизма. Натюрморты, где часто теперь появляются музыкальные инструменты, приобретают монументальный характер; предметы энергично разрезаны на сверкающие грани, д опускающие одновременно разные точки зрения («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910, Базель, Художественный музей).
В картинах 1911 объемы почти полностью
уплощаются и сводятся к геометрии
острых углов и едва различимых криволинейных
акцентов; раздельные мазки превращают
поверхность холста в более вибрирующую.
Жорж Брак вводит в свои композиции
элементы «обманки» - буквы или гвозди,
- которые подчеркивают главный план
холста («Португалец», 1911, там же). В
1913 открытие бумажной аппликации позволяет
Браку вернуть в живопись цвет
и «четко отделить цвет от формы
и увидеть его полную независимость
по отношению к форме» («Беседы
с Дорой Валлье»). Это, в свою очередь,
отмечает переход к «синтетическому»
кубизму, несмотря на то, что этот термин,
ясно определяющий художественные интенции
Хуана Гриса, можно применять
к искусству Брака лишь с оговоркой.
Картины этого периода
2.3. Послевоенный период, натюрморты
В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте. В 1917 он вновь принимается за работу и сразу по окончании войны пишет натюрморты, задуманные как микрокосм терпения и наслаждения, в которых вкус и достоинство проявляются больше, нежели смелость и творческая изобретательность предшествующего периода. Видение Брака остается кубистическим - он разлагает предметы на элементы и планы, перекомпанованные и словно стиснутые строгими, пластичными и декоративными ритмами; он использует возможности тактильного пространства, почти всегда ограниченного стеной, ширмой и очень редко открытого в глубину. Иногда он изображает и пейзаж. Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки («Утесы», 1938, Чикаго, частное собрание) - воспоминания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле, близ Дьеппа. Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок, исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на «великанш» Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи.
В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence, наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции, которую он защищает в «Тетрадях Жоржа Брака» (1917-1947, опубликованы в 1948 и 1956). В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений, вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции, - офорты для «Теогонии» Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты («Геракл», 1931, Париж, собрание Мэг) и большинство его скульптур. После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр «кабинет любителя») и большие амбициозные композиции. Нельзя говорить об эволюции Брака в строгом смысле слова, но, несмотря на очень ограниченный репертуар его тем, появление новых сюжетов всегда влечет за собой создание новых отношений линии и объема, формы и цвета. За серией «Круглых столов» и натюрмортов 1918-1920, в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом, следует цикл каминов и мраморных столов («Натюрморт с мраморным столом», 1925, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Пом-пиду), исполненных в великолепной гармонии зеленого, коричневого и черного; в этих натюрмортах главное значение придается пластической выразительности объемов. Фрукты, ткани, кувшины создают полновесные чувственные формы, мощно закрученные, почти барочные, кривые линии.10
После 1928 палитра Брака высветляется
(«Голубая мандолина», 1930, Сент-Луис, Миссури,
Гор. гал.), художник стремится выразить
свободу колеблющейся и непрерывной
линии с непринужденностью, напоминающей
криволинейный кубизм Пикассо середины
1920-х («Натюрморт с трубкой», Базель,
Художественный музей). Эти две тенденции
объединяются накануне второй мировой
войны в прекрасных орнаментальных
произведениях, полных фантазии и яркого
колорита; предметы словно пляшут и
распрямляются в невесомом
2.4. Позднее творчество, «Мастерские»
Война вдохновила художника и на более серьезные произведения, отражающие суровость эпохи («Кухонный стол», 1942, частное собрание). С 1947 его творчество часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 он создает серию «Мастерские», состоящую из восьми крупномасштабных полотен. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953; «Расправив крылья», 1956-61, Париж, Национальный музей современного искусства). В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг; «Лодка», 1960, частное собрание).
Брак
вошел в историю искусства 20 века
как один из основоположников кубизма
и как продолжатель классической
традиции ясной, гармонично уравновешенной
формы. 11
Глава III. Теодор Драйзер
3.1. Биография
7 августа 1871 года в городке Терре-Хот (штат Индиана) родился Герман Теодор Драйзер, девятый ребенок в семье. Отец-Джон Поль Драйзер, мать – Сара Мария Драйзер.
Раннее детство писателя было наполнено голодом и холодом. Погруженный в религиозные думы, отец перестал быть опорой семьи, и вся тяжесть забот о пропитании свалилась на плечи матери. Дети любили мать и старались помогать чем только могли. Пятилетний Теодор вместе с братьями частенько собирал уголь на железной дороге, чтобы в доме было тепло. Когда стал постарше – вместе с сестрой разносил заказчикам пакеты с бельем, которое выстирала и отутюжила мать.
В шестилетнем возрасте Теодора отдали в небольшую немецкую католическую школу. В памяти писателя от этих первых ученических лет остались долгие часы тягостных служб, недоброжелательные лица церковников.
Материальное
положение семейства все
В 1887 году Драйзер оканчивает среднюю школу и отправляется на поиски счастья в Чикаго. С помощью знакомых он попытался поступить мойщиком железнодорожных вагонов, но уже к середине первого дня понял, что эта тяжелая работа ему не под силу. Вскоре Теодор устраивается уборщиком, мойщиком посуды и посыльным в захудалый ресторан. Пять долларов в неделю плюс бесплатное питание – такими были условия. С раннего утра до позднего вечера он чистил овощи, мыл посуду, таскал уголь и дрова. Положенное трехразовое питание не лезло в глотку. Именно в эти месяцы он на всю жизнь испортил себе желудок. Через несколько месяцев он не выдерживает условий работы в ресторане и снова оказывается безработным. Драйзер поступает подносчиком на оптовый склад скобяных товаров.