Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:07, курсовая работа
Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? В празднестве, в театрализованном представлении, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Выйдя из круга отчуждённости, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории. Долгая история существования народного праздника доказывает его жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования.
Использование в театрализованном
представлении ипразднике народных аллегорических,
мифологических и сказочных персонажей,
создающих персонифицированную образность,
вызывает сегодня много споров, частые
методические просчеты в сценарно-режиссерских
замыслах, – пишет С.К. Борисов. В связи
с этим подчеркнем, что для замысла и воплощения
народного праздника большое значение
имеет точное соотнесение документального
материала и выразительных средств искусства,
реального и игрового действия, органичность
их синтеза.
Итак, костюмирование
определяет характер общения в театрализованном
представлении и празднике, позволяя ускорить
процесс адаптации в нем участников праздника
за счет в сценарном замысле не личностного,
а ролевого общения. Костюм, маска, реквизит
в сочетании с мимикой и жестом становятся
определенной знаковой системой, языковым
кодом, под воздействием которых происходит
слияние практически-реального и условно-идеального
поведения.
Коллективная импровизация,
представляющая собой спонтанную художественную
реакцию человека на отмечаемое событие,
выражается в хоровом пении, массовых
танцах и праздниках. Этот вид не
организованной художественной самодеятельности,
потребность в которой всегда
живет в народе, отражается, прежде
всего, в фольклорных формах. Для
народного творчества традиционно
характерна хоровая и танцевальная
импровизация. Она буквально пронизывает
все разновидности массового праздничного
действа, стимулирует создание огромного
пласта песенного и хореографического
народного репертуара. Импровизационное
народное творчество всегда окрашено
эмоционально и поэтому может служить
для передачи чувств, отношения к тому
или иному событию. Все это делает хоровую
или танцевальную импровизацию важнейшим
структурным элементом народного действия.
Создание сценария театрализованного
представления и праздника требует от
сценариста знания и понимания существа
предмета, коим является обряд как одна
из форм народной культуры.
Практически проведения
народных праздников известны трудовое,
художественно-творческое, спортивное
состязание. Они проходят в форме
игрового конкурса, серии показательных
выступлений, театрализованной схватки,
характерны для структуры любого
фольклорного действия, носят соревновательный,
порой шуточный характер.
Ритуальное действие
является обязательным структурным
элементом, специфической особенностью
любого театрализованного представления
и праздника, опирающегося на народные
традиции . «Первичные формы преемственности
культуры всегда связаны с культом. Они
существуют для того, чтобы передать нечто
сакральное и в этом своем качестве наиболее
ценное для членов общности. Это – ритуалы.
Ритуал объемлет те формы поведения, которые
по своей сути являются знаковыми, символическими
и не имеют утилитарно-практического характера.
Антрополог М. Дуглас определяет ритуалы
как типы действий, служащие для выражения
веры или приверженности определенным
символическим системам» [1]
Использование ритуального
действия связано как с календарными
праздниками, такими, как встреча
весны, приход лета, проводы зимы, так
и с выполнением определенных
обрядовых действий трудового цикла:
вспашка первой борозды, окончание
уборки урожая, выгон скота на поло
ни ну и пр.
Именно в этом
контексте следует
Рассматривая значение
таких общих ритуальных элементов,
В.Я. Пропп подчеркивает: «При сравнении
праздников между собой обнаруживается,
что частично они состоят из одинаковых
слагаемых, иногда различно оформленных,
а иногда и просто тождественных» [2]. К
таким общим ритуальным элементам организации
театрализованного действия в народных
праздниках и обрядах следует отнести
культ огня, воды, растительного мира,
ритуальную трапезу, ряженье и пр.
В быту – сельском
и городском, старом и современном
– жизнь людей развивалась
и развивается циклично. Каждое значительное
событие или новый цикл в жизни
человека и окружающей его природе
вызывает необходимость действий, которые
в силу их регулярной повторяемости
совершаются в привычном, освященном
вековым обычаем составе и
традиционной последовательности. Таким
образом, обряд – это совокупность
установленных обычаем
Русские народные бытовые
обряды весьма разнообразны. Какой
и когда следует соблюдать
обряд как в сельском, так и в городском
быту, определяют традиционные предписания.
Они же диктуют способы и сочетания обрядовых
действий, создавая их устойчивость и
разнообразие (крестины не похожи на свадьбу,
рождественские обряды – на купальские
или масленичные и т.п.). Обряды можно разделить
на календарные, связанные с земледельческим
бытом: семейные, направленные на сферу
индивидуальной и семейной жизни человека;
оказиальные. приуроченные к тем или иным
значительным событиям; религиозные, связанные
с отправлением знаменательных церковных
событий и праздников.
Обрядовое действие
также есть комплекс символических,
магических, демонстративных и игровых
элементов. При магических обрядовых
действиях, стимулирующих и обережных,
желаемый результат условного обозначают
определенным действием или словом. Так,
например, в качестве вербальной (словесной)
магии используется слово (заговоры). Кроме
обрядов стимулирующих и обережных, существуют
так называемые магические обряды, то
есть гадания.
Демонстративно-символические
действия связаны с народными
традициями. Так, например, молодых
сажают вместе, пьют они из одного стакана
и т.п. В наше время магическая
функция обрядовых, действий ослабела,
и за ее счет развилась функция
демонстративно-символическая
«Если обряд –
это последовательность вполне определенных
бытовых обрядовых действий, то ритуал
– совокупность обрядов, сопровождающих
какой-либо социальный, политический,
воинский, религиозный акт и составляющих
его внешнее оформление, то есть,
ритуал – это форма того или
иного акта, а совокупность и определенная
последовательность обрядовых действий
– его содержание. Церемониал, как
и ритуал, есть также определенный
порядок совершения обрядовых действий.
Но церемонная может не соотноситься с
традицией и иметь разовый характер.
При написании сценария,
посвященного народному празднику,
включающему в себя те или иные
обряды и обрядовые действия, следует
иметь в виду определенную и порой
значительную трансформацию праздника
по времени и в сознании людей.
Для режиссера сценарий является
не просто руководством определенной
последовательности праздничных и
обрядовых действий, но драматургически
разработанным планом, в котором,
безусловно, обрядовое действие с
реальными участниками
В качестве примера
обратимся к древнему славянскому
празднику Семик, или Зеленые
святки, который знаменует собой
конец весны и начало лета. Основой
обрядности этого праздника служит
почитание духов растительности
как символа обновления и расцветания
природы. Название Семик закрепилось
уже после принятия христианства
на Руси, поскольку праздник приходится
на четверг седьмой недели после
Пасхи. Впоследствии Семик слился с
праздником Троицы. Троица относится
к главным двунадесятым (двенадцати)
православным праздникам. По христианским
представлениям Троица – три лица
или ипостаси бога: бог-отец, бог-сын
и бог-святой дух. Содержание праздника
Троицы составляет миф из новозаветной
книги «Деяния апостолов» о сошествии
«святого духа» на апостолов в
пятидесятый день после воскресения
Христа, вследствие чего они заговорили
на разных языках, что и толкуется
как указание Христа нести весть о христианстве
всем языкам и народам. Семик включает
в себя такие обрядовые действия как кумление,
крещение русалок, поминовение усопших
в Троицкую субботу и др., которые сохранились,
давно утратив свой магический смысл.
Излишне говорить о
том, что в настоящее время
воспроизведение сценарной
1) Строгая логичность
построения темы.
2) Нарастание действия.
3) Законченность
каждого отдельного эпизода.
4) Конкретность построения.
Действие обязательно
должно быть подведено к кульминации,
т.е. к наивысшей точки в развитии действия.
После кульминационного момента должна
следовать развязка, финал действия. Сочетание
информационно-пропагандистской и эмоционально-образной
линий театрализации при поиске персонажей
театрализоваого действия бесспорно
должно опираться на отношение человека
традиционной культуры к окружающей его
природе. Исстари оно строилось на основе
своеобразного «договора», реального
потому, что человек видел в природе партнера,
с которым возможен диалог. В роли партнера
могли предстать различные природные
силы и явления, очеловеченные символической
образностью. При этом как бы объединялись
в мифологии, этнографии мир человека
и природы, поддерживалось равновесие.
Исследователь русского народного традиционного
календаря А.К. Байбурин подчеркивал, что
«языческие обряды основывались на договорных,
двусторонних, обменных связях человека
и природных сил, а религиозные обряды
– на одностороннем, покровительственном
к человеку отношении» [1], в силу чего «договорная
модель» возникает на определенном этапе
развития у всех народов». Отталкиваясь
от магической сути такой «договорной
модели», отметим, что именно она позволяет
активно включить в театрализованное
действо, основанное на народных традициях
, костюмирование участников. Суть его
в единении природы, дающей человеку живительную
силу, и человека, отдающего природе часть
получаемых от нее благ (урожай, плоды
охоты, рыболовства и т.д.) в форме обрядового
действия, в частности различного рода
реальных либо театрализованных жертвоприношений.
Естественным представляется
действие, в котором Весна-Красна,
являющаяся символическим персонажем
сельского праздника, дает шутливые напутствия
его участникам, обещая помочь с погодой.
В этом примере мы видим, что художественный
персонаж ведет линию игровую, подчеркивают
ассоциативную образность всего действия.
Остановимся на тех
типичных недостатках, которые часто
допускаются сценаристами и режиссерами
при использовании народных традиций
в театрализованном представлений и празднике.
Здесь необходимо прежде всего отметить
часто встречающиеся нарушения баланса
между содержательной, идейно-тематической
направленностью действия и зрелищностью,
развлекательностью. Следует стремиться
к их органичной связи в замысле, где одинаково
нетерпимы как бездумная развлекательность,
так и злоупотребление информационно
– пропагандистским материалом, неумело
заменяющим порой современное содержательное
наполнение фольклорного действия. К другим
типичным недостаткам использования народных
традиций следует отнести слабую активизацию
с их помощью аудитории, сохранение ее
деления в празднике на зрителей и исполнителей.
Виной тому широко еще пока распространенная
ориентация на рассмотрение и использование
народных традиций всего лишь как постоянного
репертуара литературных, музыкальных,
танцевальных коллективов. Такая узкая
трактовка не позволяет рассматривать
фольклорные зрелищно-игровые, традиции
как сложившееся на протяжении определенного
исторического периода сюжетное действо,
в-рамках которого предусмотрена многозначность
ролей его участников. Издавна театральные
деятели всего мира мучаются над проблемой,
как заставить зрителя стать активным
соучастником сценического действия.
Мейерхольд использовал для этой цели
прием «подсадки». Многие режиссеры стали
откровенно размещать актеров среди зрителей,
переносить действо в зрительный зал.
Активизация публики, вовлечение ее в
действие, коллективное творчество масс
– самое важное, основное условие массового
представления. Приемы – это способы вовлечения
публики в действие театрализованного
представления, коллективное творчество
масс. Задача массового представления
– разбудить в человеке его фантазию,
непосредственность, создать условия
для раскрытия во взрослом человеке присущее
ему с детства игровое начало. Основными
в процессе театрализованного действия
являются: вербальная активизация, дающая
участникам возможность самовыражения
посредством слова; физическая активизация,
побуждающая массу к движению, перемещению
и другим физическим действиям; художественная
активизация, стимулирующая эмоциональную
сферу участников и вызывающая их художественную
самодеятельность. Эти приемы «поглощаются»
двумя все объемлющими приемами. Одним
из приемов вовлечения зрителей в действие
является прием «заманивания». Заманивание
можно расшифровать как прием игры среди
публики, переходящий в игру с самой публикой,
а затем постепенное заманивание, втягивание
в эту игру всех зрителей. Заманивание
зрителей в совместную игру начинается
на уровне создания «окружающей среды»,
как правило, с изготовления пригласительного
билета (например, в виде письма-треугольника),
программки (например, в виде ордера на
обмен квартир), с оформления и театрализации
подхода к месту действия (например, использование
пароля, ответов на загадки, гадания цыганок)
и самого места действия (раздача газет,
какого-либо угощения и т.д.) Приемом заманивания
может выступать заранее предусмотренная
в сценарии возможность проявления отношения
человека к происходящему событию. Одобрение
или неодобрение, активная поддержка какой-либо
мысли, присоединение голоса солидарности
(это прямое обращение к зрителю, митинг,
принятие документов, голосование, диспут,
хоровое пение, коллективные выходы и
шествия, церемониальные действия: возложение
цветов, принятие клятвы, вынос знамени
и т.д.). Провокация – действие или ряд
действий с целью вызвать ответное действие
бездействие провоцируемого, как правило,
с целью искусственного создания таким
образом тяжелых обстоятельств или последствий
для провоцируемого. Субъект, совершающий
провокации, называется провокатором.
Прием провоцирования – отвергая многое
из практики уличных театров, тем не менее,
мы можем взять некоторые режиссерские
приемы вовлечения зрителя. Провоцирование
– «подначка», «розыгрыш», «попытка подтолкнуть»,
«заставить», «вынудить» зрителя включиться
в действие, начать играть. Зрителю, например,
вручается какой-нибудь предмет и предлагается
с ним действовать (мелок, чтобы нарисовать
что-нибудь; кубы, чтобы построить декорацию;
бутафорский пистолет, чтобы «убить» неугодного
исполнителя спектакля: включение в хоровод;
предложение побороть «медведя» и т.п.).
Для провоцирования зрителя может быть
использована «подсадка» (несколько зрителей,
проявляющих первоначальную активность
в ответ на вопросы и задания исполнителей:
они могут вступать в диалог, в дискуссию,
выходить на игру и т.п.). Вовлечение зрителя
требует особых качеств от актера или
ведущего (способность к импровизации,
постоянная готовность к неожиданности,
находчивость) и от режиссера знания психологии
массы, законов ее восприятия, умения добиться
реакции и т.д. К сожалению, на наших праздниках
присутствуют равнодушные зрители – посторонние
наблюдатели жизненных событий. А иногда
просто застенчивые, скованные люди. Как
заставить их действовать? Приемы те же
самые – заманивание и провоцирование.
Заманивание начинается еще на уровне
создания замысла и сценария. Активизировать
зрителя можно с помощью: состязательного
взаимодействия; разговора со зрителем
(вопрос-ответ), разговора интервью; игрового
действия – игровой ситуации, возникшая
в празднике, надо совершить действие
за определенное время; ритуальных и церемониальных
действий – выработанные обычаем – минута
молчания, возложение венков, символика,
обычаи, обряды; коллективное пение; коллективные
выходы, шествия; коллективные выступления,
рапорты, переклички (очевидцы, ветераны,
местные герои).