Возрождение традиций народного праздника в современной режиссуре театральных представлений и праздников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? В празднестве, в театрализованном представлении, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Выйдя из круга отчуждённости, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории. Долгая история существования народного праздника доказывает его жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования.

Работа содержит 1 файл

Народный праздник.docx

— 60.48 Кб (Скачать)

Таким образом, рассматривая возможности использования народных традиций в театрализованном представлении и празднике, мы должны четко понимать, что в сценарно-режиссерском замысле они представляют для нас особый инструментарий, который может существовать и развиваться самостоятельно, вне произведений коллективного народного творчества. Такой подход позволяет нам программировать активное включение аудитории в театрализованное действо на основе оригинальной, современной сюжетно-образной трактовки народных традиций . 

Не случаен, поэтому  тот факт, что национальные праздники  российских народов несут в своей  основе издавна распространенные массовые формы бытования народных традиций . 

Следует обратить внимание, что использование народного праздника при построении театрализованного действия 

показывает ее органичное единство с функциональной игрой. «В этом смысле дальнейший процесс их становления можно проследить в  двух взаимосвязанных аспектах. 

1 Трансформация существующих в регионах традиционно-народных форм празднования путем включения в театрализованное действо приемов и элементов национальной художественной культуры, что позволяет творчески переосмыслять и изменять содержание. 

2. Обогащение заимствованных  форм и жанров театрализованного  действия специфичными для конкретного  региона народными традициями  художественной культуры. [1] 

В связи с этим можно проследить эволюцию старинного народного праздника Ивана Купалы, очень схожего по фольклорному оформлению у белорусов и украинцев. В  нем найден органичный монтаж старинного фольклорного действия с новыми традициями, что определяет пути обогащения купальского  праздника современным идейным  содержанием. Отметим, что этот праздник всегда символизировал расцвет природы, период ее наибольшего жизненного подъема. Не случайно советский фольклорист  О.И. Лей писал: «Прославление победы жизни, уважение жизнедейственных сил – воды и солнца – были издавна содержанием этого праздника середины лета». 

В различных регионах Украины купальский праздник еще  издавна вобрал в себя много своеобразного  местного колорита. Но практически  везде неотъемлемые его элементы – зажженный костер, песни и  танцы вокруг убранного цветами  дерева, купание в речке, гадание  на венках. Вот какое описание праздника  Ивана Купалы сделала в 1893 г. на Волыни. 

Знаменитая украинская поэтесса Леся Украинка: «В Заягельском уезде парни раскладывают костер, а девушки украшают деревцо, березку. 

Украшают ее венками, бантами и зажженными свечами. Дерево это называется купало. Сами девушки одевают большие венки с разных трав и цветов и имеют при себе еще по венку. Они водят хороводы вокруг деревца, парни тем временем прыгают через огонь. Временами парни пытаются выхватить деревце, тогда девушки защищают его и поют про парней «колючие» шуточные песни… Когда отпоют купало, девушки гадают на венках, один – загадывают на себя, другой – на парня: если венки сойдутся на воде, значит, девушка будет со своим парнем». А еще в народе ходит поверье, будто в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник, и тот, кто найдет этот цветок, будет неизмеримо счастлив всю жизнь. Так что это еще и праздник ожидания счастья. 

«Накануне Ивана  Купалы молодежь, как и прежде, выбирает из своей среды героев праздника  – Ивана и Марью. Обычно это юноша и девушка, пользующиеся авторитетом в трудовой и общественной жизни. Музыка встречает гостей, которые на лодках, украшенных зеленью и разноцветными лентами, приближаются к месту проыедения праздника. Впереди всех движутся с пылающим факелом я руках, символизирующим жизнь, одетые в красочные народные костюмы Иван и Марья. На остальных лодках – участники танцевальных и песенных коллективов в национальных одеждах, украшенных цветами. 

От имени молодежи Иван и Марья рапортуют о трудовых успехах, принимают напутствие ветеранов  труда вместе с пшеничным караваем на расшитом узорами полотенце. Звучит величальная песни вЧтоб у вас и у нас». Иван и Марья зажигают костер – купальское огнище. Сначала тихо, а затем все громче звенят серебряными голосами бандуры: На поляну выходят девушки в красочных украинских костюмах, ярких венках нз цветов и плывут хороводом вокруг дерева, украшенного разноцветными лентами и свечами. Им навстречу движутся юноши. Они пытаются перепеть девушек в шутливо-юмористических злободневных напевах. 

Вдруг из реки, как  будто из далеких седых легенд, выплывают на фоне вечернего неба фигуры Водяного со своей свитой, русалок, «Того, который плотины рвет»  к др. Струи воды, образуя фейерверк  брызг, направляются на хоровод. Начинаются игры на воде. Во время их проведения на берегу появляются фигуры в огромных ярких сатирических масках: «пьяница», «хулиган», «дармоед», играющие роли согласно своему обличью, вносящие суматоху и беспорядок. Заметим, что это современные сатирические персонажи, диктуемые новым содержанием праздника. Их замечают Иван и Марья, которые призывают изгнать эту нечисть из нашей жизни. «Пьяницу», «хулигана», дармоеда тащат в воду. 

Начинаются хороводы вокруг костра. Издали незаметно приближаются к огню злые силы – аллегорические фигуры Войны, Смерти, Нищеты. Заметив  их, все прекращают танец. Иван и  Марья обращаются к присутствующим: 

– Что не танцуете, люди добрые? А… воина, смерть, нищета… Вон их с нашего праздника! Там. где молодость, смерти быть не должно, потому что молодость – это будущее! Нет – войне! 

Лозунг подхватывают все участники праздника. В это  время Перелес-ннк (Огонь) подбегает к каждой аллегорической фигуре, поджигая ее, после чего продолжается общий танец. В сумерках, озаренных светом пылающих костров, девушки опускают на поверхность воды венки из полевых цветов». [1] 

Из приведенного примера видно, что использование  в празднике эмоционально воздействующего  на молодежь театрализованного действия невозможно без опоры на народные традиции . При этом их функция двояка: как содержательная поэтическо-музыкальная основа и одновременно – как традиционное ритуальное действие, дополненное новым содержанием. 

Анализируя методику использования народных традиций в массовых праздниках, а также обобщая исследования по этому вопросу, следует особенно выделить те воспитательные возможности, которые придают театрализованному действию активный характер. 

Во-первых, целеустремленность, органическая связь жизнью русских  людей, которые ценят народные традиции именно в идейном, мировоззренческом аспектах как ознакомление с колоритом прошлого, уважения к старшим, память о героических свершениях. Эти мотивы прямо вытекают из тех духовных и эстетических запросов, которыми руководствуются граждане нашей страны в повседневной жизни. 

Во-вторых, стимулирующий  характер используемых народных традиций , органичная связь их в театрализованном представлении и празднике, актуальной общественно полезной деятельностью масс. 

В-третьих, функциональный характер, конкретная определенность назначения, привязывающая народные традиции к определенным событиям жизни людей. Именно в силу этого народный праздник всегда рассчитан на определенную форму активного выражения в театрализованном представлении, свойственную конкретной ситуации и содержанию, помогающую художественно оформить значительный, переломный момент жизни, дать выход энергии, чувствам, эмоциям. 

В-четвертых, художественная закрепленность, определенность формы  выражения. Рассматривая народные традиции , как художественно-массовое действие, мы должны отметить, что их жизненная сила заключена главным образом в совокупной устойчивости и повторяемости этого действия как в традиционном, так и в модернизированном виде. Передавая атмосферу события, народные традиции вырабатывают определенный стереотип поведения в отношении к нему. Характеризуя эту особенность по отношению к народному обряду, В.В. Вересаев пишет: «Вся сила, значение обряда в художественной закрепленности, в что он дает художественное русло для проявления теснящихся в душе чувств, избавляя человека от необходимости искать в минуту сильной эмоции путей ее оформления» [1]. 
 

  Особенности современной режиссуры народного праздника в театрализованном представлении и празднике. 

1.Праздник народный театрализованный сценарий 

Разработка литературного  сценария – важная часть при создании народного праздника. При составлении  режиссерского сценария большое  внимание уделяется работе с художником, потому что образно-пластическое решение  массового представления во многом определяет его идейно – художественную силу. В решении этой задачи участвует  и художник, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии). К сводным  репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию  массы со сцепы. Работу режиссёра  при постановке театрализованного  представления можно определить как творчески-организаторскую. Массовый народный праздник имеет специфические  средства эмоционального воздействия. Это прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства, которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия. Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых народных представлений является, человек, пришедший на праздник, он должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработке важно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника. При этом важным представляется внесение в действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. Сущность режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и в разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей: 

• создание эпизодов и их художественная организация  в комплексную форму целостной  программы; 

• использования  режиссерских методов «театрализации», «иллюстрирования»; 

• сочетание различных  видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской  в условиях подготовки праздника; 

• организационная  работа с различными категориями  людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными  коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действ, зрителей); 

• использование  в постановках разнообразных  эмоционально-выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических); 

·  использование  в синтезе отдельных компонентов  и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.). 

Наиболее распространенные разновидности праздников, в которых народные традиции являются основой организации событийного материала и массового действия, показывает, что с их помощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в общение, предложить освященный временем стереотип отношений и поведения. Эта деятельная сторона народных традиций , столь важная для методики их использования в сценарно-режиссерском замысле праздников и обрядов, проявляется в наиболее повторяющихся типах театрализованного действа в качестве реального канала проявления активности личности. Поиск и обоснование таких каналов активизации, программирование в замысле включения человека в массовое действие чрезвычайно актуальны, так как избавляют от указанной нами часто повторяющейся ошибки сценарно-режиссерской разработки праздников и обрядов – пассивной роли в них аудитории, ее преимущественно зрительской позиции. 

Можно выделить следующие  типы активной деятельности, характерные  для театрализованного представления и праздника, основанного на сложившихся народных традициях. 

Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного представления и праздника, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя театрализованого действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением праздника, причем порой весьма ценным. Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников. 

В театрализованном представлении и празднике постоянно используются традиционные народные аллегорические персонажи. Использование в построении костюмированного театрализованного действия мифологических персонажей, таких, как Дионис, Нептун. В центре образного решения сложившейся системы театрализованных праздников в городах Сысерть и Верхняя Пышма Свердловской области, основанных на народных традициях – сказочные персонажи Данила-мастер и Хозяйка медной горы. 

Информация о работе Возрождение традиций народного праздника в современной режиссуре театральных представлений и праздников