Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:11, реферат
Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. Во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых Походов или прямые заимствования с Востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда Западная Европа.
Влияние
Крестовых Походов
на развитие художественной
культуры Западной Европы 12-13
Веков
Крестовые походы, направленные против мусульман оказали влияние на все сферы художественной культуры западной Европы. По мере успешности крестовых походов можно сначала отметить монументальность храмовых построек (романский стиль), как репрезентант уверенности в своей правоте, уверенности в некоей диктатной воле посланной свыше о необходимости освободить Гроб Господень от неверных. Строились целые церкви-покровительницы крестоносцев, такие как например церковь Сен Фуа(святая вера) в Конке[1]. Само название как нельзя лучше подтверждает выдвинутую гипотезу-святая вера- вера в покровительство Бога рыцарям-крестоносцам, а божественный диктат всегда находит визуализацию именно в монументальных храмовых постройках, какой и явилась эта паломническая романская церковь во Франции.
Крестоносцам прошедшим весь путь, яро защищая свою веру, обещалось отпущение всех грехов, они становились неким эталоном для современников, теми людьми, на которых стоит ровняться. Аналогию этому пути можно найти в самом движении верующего, которое организовывает пространство храма. Крест в плане храма как нельзя лучше способствует этой визуализации. Верующий, как и рыцарь крестового похода, должен был пройти путь храма, очиститься от своих грехов, ведь, по сути, стремление к средокрестию это некое стремление к горнему Иерусалиму-небесному царству.
Кроме
того можно проследить некое сходство
в плане храма романского стиля
и меча крестоносца, как некое
подтверждение праведности
Но по мере потери позиций на востоке, мусульманских завоеваний, огромных людских потерь, утраты того энтузиазного, религиозного рвения, потери земного Иерусалима, молитва верующего становилась все отчаянней, создавалось впечатление некоей неуслышанности что выразилось в последствии в так называемой «пламенеющей готике». Кроме того можно отметить конкретные элементы перенятые частично от исламского мира: подковообразные и сложные арки, арки в форме трилистника и остроконечные, плоские крыши, арабеска.
Влияние этого, несомненно, значимого для западной Европы периода оказало влияние и на скульптуру. Особенно популярными стали сюжеты изображающие сцену страшного суда, как некое наставление о потребности искупить свои грехи, что позволял сделать крестовый поход. Ярким репрезентантом является рельеф в Сен-Лазар[2](1130-1140 гг). Повышенная эмоциональность фигур, заражает зрителя идеей о попадании в рай, для чего нужно искупить свои земные грехи, и напротив устрашает попаданием в ад за свои земные проступки.
Кроме того влияние крестовых походов можно проследить и на литературное творчество того времени. Вершиной культуры данного рыцарского сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о нибелунгах». Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля». Главной темой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». Походы дали богатый материал. Сильно действуя на воображение, они развивали его у западных поэтов; они познакомили европейцев с сокровищами поэтического творчества Востока, откуда перешло на Запад много поэтического материала, много новых сюжетов. Первые исторические сочинения также написаны стихами. Они относятся к крестовым походам. Таковы «Chanson d’Antioche», рассказывающая о событиях первого крестового похода, «Histoire de la guerre sainte» Амбруаза и др. К крестовым же походам относятся знаменитые хроники Жофруа де Виллардуэна и Жана де Жуанвиля, написанные уже прозой. Западная мысль стала выбиваться из тисков, в которых католическая церковь держала до тех пор всю духовную жизнь, науку и искусство. Авторитет римской церкви был сильно подорван уже неудачей тех стремлений и надежд, с которыми церковь повела Запад в крестовые Походы.
Кроме
того крестовые походы внесли новые
сюжеты в миниатюру того времени.
Благородные рыцари, представленные
эталонными воинами, защитниками всего
христианского мира, битвы с мусульманами,
взятие городов. Ярким репрезентантом
является «Взятие Иерусалима крестоносцами»[3]
Французская миниатюра. Представлены
две воюющие стороны, столкнувшиеся в
битве. Многие уже мертвы и лежат на земле,
остальные же- живые направив друг на друга
копья устремляются вперед. Для миниатюры
характерна яркая и многоцветовая гамма,
играющая на заразительность.
Заключение
Крестовые походы сыграли немалую роль в подготовлении к эпохе Возрождения. Что они, несомненно, дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах
крестоносцев
в Средние века было сложено несчетное
количество поэтических произведений,
большей частью на старофранцузском языке.
Среди них встречаются подлинно великие
произведения, как, например, История священной
войны, описывающая подвиги Ричарда Львиное
Сердце. Новый художественный материал,
рожденный крестовыми походами, проникал
и в древние легенды. Так, получили продолжение
раннесредневековые циклы о Карле Великом
и короле Артуре. Они оказали огромное
влияние как на все западно европейское
общество в целом так и на каждого человека.
Изменилось и отношение к церкви. Прямое
влияние они оказали и на мироотношение
людей того времени. Архитектура, литература,
скульптура, живопись все прониклось духом
освобождения от неверных главного святого
места христиан.
Список литературы
1.. Всемирная история. Средние века. О. Егер
2. http://artiques.ru/node/66
3.Всеобщая история искусства. Модуль 4. М.В Тарасова
4. История крестовых походов Ф. И. Успенский
5. Всеобщая история искусств
6. http://www.artap.ru
7. Средневековье как тип культуры Гуревич А. Я