Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:04, реферат
Эрнст Неизвестный – скульптор, художник, график. Несмотря на свою знаковую фамилию, хорошо известен ценителям искусства, историкам культуры, просто историкам. Он является одним из лучших ваятелей современности. Его экспрессивные, пластически мощные станковые и мемориальные произведения полны внутреннего трагического напряжения.
Введение………………………………………………….
Биография…………………………………………………
О работах скульптора…………………………………….
Лейтенант Неизвестный Эрнст.
На тысячи верст кругом
равнину утюжит смерть
огненным утюгом.
В атаку взвод не поднять,
но сверху в радиосеть:
«В атаку, – зовут – …твою мать!»
И Эрнст отвечает:
«Есть».
Но взводик твой землю ест.
Он доблестно недвижим.
Лейтенант Неизвестный Эрнст
идет
наступать
один!
И смерть говорит: «Прочь!
Ты же один, как перст.
Против кого ты прешь?
Против громады,
Эрнст!
Против -
четырехмиллионнопятьсотсорокас
сотдвадцатитрехквадратнокиломе
против, -
против армии, флота,
и угарного сброда,
против -
культургервышибал,
против национал-социализма,
- против!
Против глобальных зверств.
Ты уже мертв, сопляк?..
«Еще бы», - решает Эрнст
И делает
Первый шаг!
И Жизнь говорит: «Эрик,
живые нужны живым.
Качнется сирень по скверам
уж не тебе – им,
не будет –
1945, 1949, 196, 1963 – не будет,
и только формула убитого человечества станет -
3 823 568 004 + 1,
и ты не поступишь в Университет,
и не перейдешь на скульптурный,
и никогда не поймешь, что горячий гипс пахнет
как парное молоко,
не будет мастерской на Сретенке, которая запирается
на проволочку,
не будет выставки в Манеже,
и 14 апреля 1964 года не забежит Динка и не положит на
гипсовую модель мизинца с облупившимся маникюром,
и она не вырвется, не убежит
и не прибежит назавтра утром, и опять не убежит,
и совсем не прибежит,
не будет ни Динки, ни Космонавта (вернее, будут, но не
для тебя, а для белесого Митьки Филина, который не
вылез тогда из окопа),
а для тебя никогда, ничего -
не!
не!
не!..
Лишь мама сползет у двери
с конвертом, в котором смерть,
ты понимаешь, Эрик?!
«Еще бы», – думает
Эрнст.
Но выше Жизни и Смерти,
пронзающее, как свет,
нас требует что-то третье, -
чем выделен человек.
Животные жизнь берут.
Лишь люди жизнь
отдают.
Тревожаще и прожекторно,
в отличие от зверей, –
способность к самопожертвованию
единственна у людей.
Единственная Россия,
единственная моя,
единственное спасибо,
что ты избрала
меня.
Лейтенант Неизвестный Эрнст,
когда окружен бабьем,
как ихтиозавр нетрезв,
ты спишь за моим
столом,
когда пижоны и паиньки
пищат, что ты слаб в гульбе,
я чувствую,
как памятник
ворочается в тебе.
Я голову обнажу
и вежливо им скажу:
«Конечно, вы свежевыбриты
и вкус вам не изменял.
Но были ли вы убиты
за родину наповал?»
(1964)
«После войны тяжелые послевоенные годы, университет. И там занятия, в том числе и катакомбной культурой. Понятием «катакомбная культура» воспользовались я и мои друзья в 1949 году для того, чтобы определить, чем мы хотим заниматься. Я в то время учился в Академии художеств и одновременно на философском факультете МГУ и обнаружил, что при существующей системе образования мы, после огромных трудов и нагрузки, выйдем из университета безграмотными людьми. О Ленине мы узнавали от Сталина, о Марксе мы узнавали от Ленина и Сталина, о Дюринге мы узнавали из «Анти-Дюринга». Но тогда и знание было политикой, поэтому все разыгрывали веселых пьяниц».
В Институте имени Сурикова Академии художеств СССР Эрнст Неизвестный был хорошим студентом. Работа третьего курса получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей. Работа пятого курса «Строитель Кремля Федор Конь» была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем.
«Такие могикане соцреализма, как скульптор Манизер, мой профессор, которого я глубоко уважаю до сих пор, ко мне очень хорошо относились. Кроме того, я не гнушался работой помощника скульптора ни у кого: ни у Меркулова, ни у Вучетича, ни у Томского, ни у других крайне официальных художников. Я был идееносен, я много им подсказывал, выполняя не только обычную черновую работу, делал эскизы, и они меня рассматривали как своего, как некоего преемника и продолжателя, будущего академика. Все это давало мне основания для гладкой карьеры».
Однако еще при Сталине, будучи студентом, он начал делать вещи неофициальные, конспирируя их.
«Разногласия с соцреализмом в институте возникали в первую очередь у фронтовиков. Многие из этих молодых людей были даже коммунистами, но их переживания, их жизненный опыт не соответствовали гладкописи соцреализма. Мы не теоретически, а экзистенциально выпадали из общепринятого, нам требовались иные средства выразительности. На меня выпала судьба быть одним из первых, но далеко не единственным. К тому же кругу относились Юрий Васильев, Оскар Рабин, Вадим Сидур и другие.
После смерти Сталина, когда началось некоторое послабление, я показал несколько своих экспериментальных, полуэкспрессионистических работ на молодежных выставках: в том числе «Война – это» и «Концлагерь». Это вызвало чудовищный гнев и художественных властей, и идеологических.
Первые мои
работы назывались «Война – это». Я
воспринимал войну не как парад
победы, а как трагическое, противоречивое
и противоестественное человеку
явление. Так возникла эта серия. Часть
человека превращаясь в машину, в железо,
которое олицетворяло войну, которое входило
в плоть, как боль. Потом эта тема переросла
в тему «Роботы и полуроботы», где человек
уже сознательно боролся с мертвым металлом,
потом это переросло в «Гигантомахию»,
затем в «Древо жизни». Человек уже овеществлен
в делах своих, он породил вторую природу,
предметы, продолжающие его руки, мозг,
глаза, нервы и сердце, и задача изобразительного
искусства в современном мире – создать
некие всеединые символы и метафоры, чтобы
показать растерявшемуся от обилия информации
человеку ценность и беспредельность
человеческого «я».
Манеж, Хрущев и Неизвестный
На знаменитой выставке в Манеже в декабре 1962 года Неизвестный говорил с Хрущевым – долго и неосторожно старался убедить его, что все происходящее – «это провокация, направленная не только против либерализации, не только против интеллигенции, не только против меня, но и против него». И «кончилась наша беседа с Хрущевым следующим образом. Он сказал: «Вы интересный человек, такие люди мне нравятся, но в Вас одновременно сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, мы Вас уничтожим. Если победит ангел, то мы Вам поможем».
Сам Неизвестный говорит, что в действительности это была кульминация, завершение длительного и весьма горького противостояния. Хотя всегда подчеркивал: «Я никогда не противостоял, не был инакомыслящим и никогда не протестовал ни против чего». Воспитанный отцом, он с детства воспринимал коммунизм всего лишь как идеологию: «С коммунизмом я не воевал, я его воспринимал как данность. Я не хотел менять политическую систему хотя бы потому, что не знал как. Для меня главное – защита собственного человеческого достоинства. Я не соглашался терпеть оскорбления, надругательства, несправедливость по отношению к себе».
О Хрущеве: «Я в жизни, пожалуй, не встречался с человеком более некультурным. Одновременно я чувствовал в нем биологическую мощь и психобиологическую хватку. Во всяком случае, определенная природная незаурядность в этом человеке была. К сожалению, она осталась не подкрепленной культурой, столь необходимой для руководителя такого государства. Я думаю, что это ему очень отомстило в его биографии».
После смерти Хрущева
к Эрнсту приехал Сергей Хрущев с
просьбой сделать надгробие на могиле
отца. «Я знаю, – сказал я, что найдутся
такие, кто обрушится на меня за мое решение.
Я считаю, что это месть искусства политике.
Впрочем, это – слова! В действительности,
я считаю, что художник не может быть злее
политика, и поэтому соглашаюсь. Вот мои
аргументы. А какие у Вас аргументы: почему
это должен делать я?» На что Сергей Хрущев
сказал: «Это завещание моего отца».
Эстетические разногласия с режимом
«Диссидентом никогда не был», – так Эрнст говорит о себе. И здесь он очень точен. Он никогда не был диссидентом политическим, хотя уже в начале 60-х лучше многих понимал сущность режима и считал, да и говорил, что коммунизм, как и фашизм, преступны, а сама попытка создать «нового человека» антропологически неверна. Говорил, что коммунизму, как и фашизму, присуще представление об искусстве как о магии, заклинании для покорения толпы.
Однажды на каком-то заседании МОСХа он сказал: «Вот есть государство. Я хочу ему все отдать! Мне ничего не надо. А они не берут».
Когда ему фактически отрезали дорогу к скульптуре, он, как всегда, с мощной энергией взялся за графику, которая сделалась подготовительными набросками к будущим скульптурам.
В 1976 Эрнст Неизвестный
уезжает из СССР «из-за эстетических
разногласий с режимом», как он
сам определил причины отъезда.
«Как я теперь
понимаю, истоки моего разочарования
уходят в прошлое, в послевоенные
годы, когда я вернулся с фронта
домой. Воспитанный в определенном
смысле романтически, я продолжал цепляться
за прежние юношеские представления о
жизни. Я всегда знал, что история – это
не девушка, и в ней было очень много насильников,
злодеев и садистов, но я не представлял,
что великую державу, весь мир и саму историю
могут насиловать столь невзрачные гномики,
столь маленькие кухонные карлики, и это
меня всякий раз оскорбляло. Я был согласен
на ужас, но мне нужно было, чтобы этот
ужас был сколько-нибудь эстетичен. Этот
же, бытовой, мещанский ужас людоедов в
пиджаках, варящихся в собственной лжи,
морально разрушал меня».
Неизвестный: профессор и академик
Уехав из СССР, Неизвестный продолжает работать над своими замыслами, а еще преподает: «Параллельно с выставками растет мой академический статус. А мне остается только удивляться тому, что такого разбойника, как я, можно воспринимать как профессора и академика».
Есть удивительное качество, которое помогало и помогает скульптору на протяжении всей его жизни, – терпимость. «Чтобы выжить, мне нельзя было сердиться. Я не разрешал себе сводить счеты, вы не найдете ни одного моего высказывания, направленного против моих врагов. Христианская заповедь, призывающая нас прощать, еще и гигиенична для душевного состояния. Возможно, из чувства самосохранения я и забывал своих врагов. Показательно, что многие мои прежние враги становились постепенно моими друзьями, они чувствовали, что я не мстителен. Доходило до парадоксов. Мне, например, говорили, что человек «стучит» на меня, а я об этом забывал и с ним здоровался. Тут меня не все понимали...»
Сегодня Неизвестный
признается, что просто благодарен
судьбе за то, что его воспринимают в определенном
смысле как государственного сумасшедшего,
которому «можно». И в то же время подчеркивает:
«Художник, особенно монументалист, скульптор,
так же, как и камерный художник, не может
жить без власти. Так же, как генералов
не существует на дому и без армии!».