Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:04, реферат
Эрнст Неизвестный – скульптор, художник, график. Несмотря на свою знаковую фамилию, хорошо известен ценителям искусства, историкам культуры, просто историкам. Он является одним из лучших ваятелей современности. Его экспрессивные, пластически мощные станковые и мемориальные произведения полны внутреннего трагического напряжения.
Введение………………………………………………….
Биография…………………………………………………
О работах скульптора…………………………………….
Если сопоставлять раннюю и позднейшую скульптуру Неизвестного, то основное различие, которое обнаружится при этом, заключается в расширении главных тем и в росте технического совершенства произведений, выполненных на Западе. Наличие в Соединенных Штатах сложной техники и высокопрофессиональных литейных мастерских открыли перед Неизвестным возможность создавать элегантнейшую скульптуру. В Советском Союзе художник обычно делал отливки вручную, часто формуя их изнутри; так изготовленная вещь обладает грубой силой, своего рода спонтанностью, которой нет в новых работах Неизвестного. Бронзовые скульптуры Неизвестного, монументальны по пластике, по пафосу – философской проблематики.
В центре многих
своих скульптур Эрнст
Как художник, как мыслитель Неизвестный черпает вдохновение, прежде всего в теориях и достижениях русского авангарда первых десятилетий ХХ века.
О своем творчестве Эрнст Иосифович говорит, что: «Должен сказать, что я и мои друзья никогда специально не стремились к нонконформизму или к какому-то особому пути в искусстве. В молодости мы старались овладеть мастерством живописи, рисунка. Выйдя из войны, где каждому пришлось немало хлебнуть, мы и дальше старались идти прямой дорогой. Так что если и можно говорить о каком-то моем особом почерке художника и скульптора, то складывался этот почерк естественно. На меня и все мое поколение очень сильно повлиял русский авангард. Я считаю себя его представителем и продолжателем. Но при оценке русского авангарда никак нельзя упускать из виду, что Кандинский, Филонов, Малевич рассматривали форму лишь как средство, а не как цель. Поэтому они ни в коем случае не были формалистами в узком смысле этого слова. Они были метафизиками. Этим русский авангард и отличался от западного, позитивистского».
Эрнст Неизвестный на вопрос, каково, по его мнению, будущее современного искусства, ответил: «Почти весь двадцатый век художники занимались аналитикой, расщепляя искусство на его составляющие, отказываясь от фигуративности, предметности, а с появлением концепта – и от красочной палитры. Но, как говорится, приходит время собирать камни, и, по-моему, в конце века или в начале будущего столетия художники обратятся к синтезу». Наш замечательный скульптор не ошибся. В 1998 году целая группа художников, в том числе и молодых русских мастеров, пошла по пути, предсказанному Эрнстом Неизвестным, сопрягая в своих работах элементы разных направлений, существующих в искусстве ХХ века.
Связь русской
философии и искусства и есть
тот культурный и интеллектуальный
контекст, в котором надо понимать Неизвестного.
Неизвестный не только продолжает традиции
русского революционного авангарда 20-х
– своим монументальным искусством он
создал новый визуальный язык и новый
тип синтеза. Синтез основан на мощном
сплаве форм природы – таких как человеческое
тело – с орудиями и техникой, продолжающими
наши чувства в том, что Неизвестный зовет
«второй природой» человека. Среди этих
гибридов ярче всего удивительное племя
современных кентавров, сотворенных Неизвестным,
полулюдей, полумашин, которые свободно
бродят по его картинам и рисункам и распоряжаются
пространством в его мощных скульптурах.
Один из центральных образов его творчества
– это кентавр, мифическое существо, получеловек-полуконь-
Раскрывая трагическую противоречивость современной жизни, художник использует формальные приемы обобщения и деформации, сочетает условные и натуралистические элементы пластики в одном художественном образе. Э. Неизвестный выразил свое понимание духа нынешнего времени не только в скульптуре, но и в живописи, и в рисунке. В рисунках эстетика деформации превращает злободневные темы в психологический анализ распада личности, где фигурирует излюбленный мотив Неизвестного – руки и маски. Не эти ли боль, страдание, муки творца, зажатого некими условиями жизни, воплощены Э. Неизвестным в фигуре «Орфей», выполненной сразу же после схватки с партийными вождями в Манеже? Человек упавший, осевший на колени. Запрокинута голова. Одна рука прижата к груди, там, где бьется горячее сердце творца, готового жить и работать во имя светлого будущего человечества (разумеется, не того, что было обещано на повсеместных лозунгах). Другая рука полусогнута, тыльная сторона ладони упала на лоб. Нет, левая рука не просто прижата к сердцу, она разрывает грудную клетку. Мощное напряжение, оквадраченные мускулы ног, почти культуристические мышцы предплечий. И все же человек еще не убит, но он на крайней грани страданий. «Орфей» – одна из выразительнейших работ того периода.
«После эпизода с Хрущевым я на десять лет был выброшен из обращения как профессиональный художник», – вспоминает Эрнст Неизвестный. Но надо было жить, зарабатывать на хлеб насущный. И – находить выход творческим замыслам! Если не в скульптуре, то в графическом осмыслении литературных произведений. Между тем вязкая политическая обстановка в СССР не сулила перемен к лучшему. По-прежнему радио и телевидение славословили серых вождей. По-прежнему не дремали искусствоведы в штатском. Какие бы заказы ни появлялись у Неизвестного, всюду он натыкался на препоны, формальные придирки, задержки с материалами и так далее. Состояться не удавалось. Годы идут, силы есть, голова полна замыслов. Не хватало воздуху, не хватало возможностей выйти на мировой уровень. В какой-то момент возможная эмиграция предстала как единственный выход.
Жизнь за рубежом оказалась непростой. Свобода западного мира относительна. Когда Эрнста Иосифовича спрашивают, реализовался ли он в США как творческая личность, он отвечает: «На все 100 процентов!». Как личность, в своих откровениях, в трактовке замыслов – да, но в отношении творений он и сейчас скован. Скован материально. На осуществление его грандиозных, главных проектов нужны огромные средства. Скован и в духовном отношении – с точки зрения понимания его высочайших, небывалых, космических, религиозных устремлений, на которые сильные мира сего – и в Америке и в новой России – не щедры, и не восприимчивы. Между тем для понимания работ Неизвестного – особенно зрелого периода его творчества – требуется ответное духовное движение со стороны зрителя. Нужна именно восприимчивость к идеям мастера.
Остановимся на
трех этапных работах выдающегося
мастера современной
«МАСКА
СКОРБИ». Как только в СССР началась
эпоха перемен, Неизвестный приезжает
на родину. Приезжает на время: воочию
увидеть перемены, встретиться с друзьями.
У Эрнста Иосифовича идея – установить
в «Треугольнике скорби» – Екатеринбург
– Воркута – Магадан монументы в память
жертв сталинских репрессий. Вначале на
Урале предложение было принято с пониманием
и благодарностью: сын России дарит родному
городу свое произведение. «Маска скорби»
представляет из себя огромное по высоте
(до 17 метров) лицо-маску плачущего, скорбящего
человека. А слезы, скатывающиеся вниз,
изображены в виде небольших человеческих
черепов: каждая слезинка – судьба человеческая.
В мастерских Свердловского худфонда
начались работы под руководством автора.
Но тут же возникли непредвиденные неприятности
и препятствия: не хватало денег из-за
начавшегося дефолта, и, главное, возмутились
архипатриоты, доказывая чуждость Маски
скорби православным традициям. Автор
готов был внести коррективы – прорезать
с тыловой части крест. Но и это не помогало.
Активисты общества «Отечество» начали
сбор подписей среди населения в знак
протеста: не нужен нам такой памятник.
Пока удалось установить памятник только
в Магадане.
РАСПЯТИЕ. Тема креста в творчестве Э. Неизвестного бесконечно глубока, духовна. Возможно, идея Креста-Распятия пришла к нему в синтезе, в устремлении к своей главной работе. Но и в отдельности бесконечные варианты изображения распятого Христа представляют, безусловно, существенный вклад автора, трудно сказать, просто в искусство, скорее – в религиозно-философское мировоззрение современников. Принятие мучения ради спасения человечества, испитие чаши страданий, вопль боли и победа Человека-Бога. Его смерть под пытками и путь к Воскрешению – все это пытается передать автор в пластических сложных композициях: традиционно решение, напоминающее старые иконы и скульптуру, Человек, пронзенный крестом, Христос, несущий крест на Голгофу,попытка усилием воли и мышц вырваться из мучений, парящее распятие.
Галерея Крестов
Эрнста Неизвестного, как в пластическом
исполнении, так и в графике, рассеянная
по миру – от «Распятия», выполненного
по заказу папы Римского для Ватикана,
до частных коллекций на Урале и в других
городах – еще один достойный вклад Э.
Неизвестного в мировую духовную культуру
XXI века.
«ДРЕВО ЖИЗНИ». «Древо жизни» – давняя мечта художника, главнейший его замысел, который зародился еще в 50-х годах. Оказывается, то, что мы видели на выставках и в альбомах отдельные фигуры – все это фрагменты, эпизоды поэмы-трагедии, гимна страданиям. Небывалая идея, будь она воплощена в реальность, стала бы Восьмым чудом света. «Основная моя работа – это огромный памятник, который условно мною назван «Древо жизни». Он содержит в себе тему дуалистического противоречия человека и природы, человека и второй природы, самого человека. Эта тема уже сама по себе полифонична. В 1956 году, когда я был в очень тяжелом состоянии и мне казалось, что мне больше не для чего работать, так как бессмысленно работать в никуда, без надежды выставлять, я задумался над своей будущей судьбой художника. И в одну ночь, это буквально было сразу, я во сне увидел «Древо жизни». Я проснулся с готовым решением. Правда, тогда «Древо жизни» состояло не из семи витков Мебиуса, а из одного витка. Но общая форма, форма кроны дерева и формы сердца была решена. Таким образом, я как бы увидел ночью сверхзадачу, которая примирила меня с моей реальной судьбой и давала мне, пусть хотя бы фиктивную, но модель, которая давала возможность работать в никуда, но для единой цели».
«Что такое «Древо жизни»? Это семь витков Мебиуса, сконструированных в форме сердца. В Библии «древо» – синоним «сердца», а «сердце» – синоним «креста». Таким образом, «Древо» объединяет эти три понятия. Технически же Мебиус очень подходящая форма для многих эффектов. Мебиус дает колоссальное количество плоскостных изображений, он дает пространственное изображение в математически почти бесконечных точках, ракурсах и перспективах. «Все сооружения, претендующие на храмовую роль, есть микродеталь Вселенной. Конечно, это не храм, у меня нет таких претензий. Я предлагаю скульптуру, принцип построения которой заимствован у храмовой архитектуры. И я пытаюсь создать некую синтез-скульптуру в архитектурном виде».
Автор рассматривает Древо застывшим музеем. Он всегда будет в развитии. Так же как Маяковский завещал дописывать свои произведения-пьесы, Неизвестный трактует свой проект как музей современных технологий, возможных различных гипотез. «Я бы не писал даже картин в этом сооружении, хотя я их пишу для него, но задал бы общую программу цвета электроникой, которая будет меняться. В центре этого сооружения будет находиться фигура пророка с подвешенным сердцем. Это сердце в точности повторяет форму древа жизни. Это будет мобиль, то есть подвижное сердце, и оно будет вращаться. Внутрь этого сердца вставлены глаза. Это электронные устройства, в которых будет программа, регулирующая светоносность сооружения. Оно будет высвечиваться изнутри, и цвет будет меняться в зависимости от этого электронного устройства. Ритм – это будет биение сердца и свет внутри сооружения будет пульсировать в ритме биения сердца».
Эрнст Неизвестный, бьющийся над свом проектом, можно сказать, всю осознанную творческую жизнь, видит и утопичность, и возможную близкую реальность стоящего Древа. «Когда я хочу построить свое «Древо жизни», я полностью сознаю почти клиническую, патологическую невозможность этого замысла. Но он мне нужен, чтобы работать». И вот наконец-то Древо встало в Москве, произросло в 2004 году. Увы, не то грандиозное сооружение-музей, лента Мебиуса, вмещающая посетителей, свето-цвето-архитектуру, живопись, а лишь объемная скульптура, крона, стоящая среди шумной, многолюдной столицы. Однако и в таком, уменьшенном в 25 раз, виде Древо весьма впечатляет. Необычное изваяние, фантазийное и аллегоричное, смысл – в его названии.
3.
Говорит Эрнст: мысли
о жизни и творчестве
3.1. Эрнст Неизвестный вспоминает
Человек неукротимого
темперамента, мужества и обаяния, художник
могучего дарования и трудолюбия,
мыслитель ренессансного
Юность. Война. Учёба
«Отец – белый
офицер, мать – биолог и поэтесса.
Наконец, сам я, солдат и офицер, прошедший
всю войну. В августе 1942 мы вместе
с Яном Сысоевым (он был аспирантом)
пошли добровольцами на войну. Это был
период моего патриотизма. У меня до сих
пор сохранились военные документы. Мне
тогда было 17 лет, мне казалось, что происходит
история, что история пройдет мимо меня,
если я отсижусь в тылу, и я рвался на фронт
всеми силами. Я попал в Кушку, на границе
Ирана и Афганистана, в Первое Туркестанское
Военное училище, считавшееся первым по
суровости в Красной Армии. Училище готовило
специалистов по южной войне. Как теперь
известно, у Сталина были планы выхода
к Персидскому заливу, и вот нас учили
войне в степях, в условиях пустыни. По
окончании меня включили в состав 860-й
гвардейской десантной дивизии, 45-го гвардейского
десантного полка. Я воевал в составе Второго
Украинского фронта. Был контужен, был
ранен, последний раз – очень тяжело. Был
награжден, один раз посмертно, орденом
«Красная Звезда», который достиг меня
лет через 25. Об этом писал стихи Вознесенский
– «Лейтенант Неизвестный Эрнст».