Театр эпохи Возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

Театральное искусство Западной Европы достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, или Ренессанса. В XV—XVI веках оно имело прочные позиции в Италии, создав новую драматургию и профессиональное сценическое творчество. После этого театр пережил так называемый золотой век в Испании, а затем достиг пика своего развития в Англии периода пьес Шекспира.

Работа содержит 1 файл

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИ1.docx

— 143.09 Кб (Скачать)

Актеры лондонских театров в основной своей массе, не считая известных, которые пользовались покровительством вельмож, были малообеспеченными  и бесправными людьми. Королевский  указ приравнивал артистов к бездомным  бродягам и предусматривал наказание  труппам, которые не имели богатых  покровителей. Несмотря на жесткое  отношение к театрам со стороны  властей, их популярность возрастала год  от года и число их увеличивалось.

Форма организации  театральных трупп в то время  была двух видов: паевое товарищество актеров с самоуправлением и  частное предприятие во главе  с антрепренером, владевшим реквизитом и покупавшим права на постановку пьесы у драматургов. Частный  предприниматель мог нанимать любую  труппу, ставя актеров в кабальную  зависимость от его прихотей.

Труппа, которой  руководили У. Шекспир и его друг, известный актер Ричард Бёрбедж , именовалась «Слуги лорда-камергера». Доходы труппы распределялись между драматургом и ведущими актерами театра в соответствии с их паями.

Количественный  состав труппы был не более 10—14 человек, которые в репертуаре театра должны были исполнять по несколько ролей. Женские роли играли миловидные юноши, добиваясь пластичностью движений и лиричностью голоса достоверного исполнения. Общая манера игры актеров  переживала стадию перехода от эпического стиля и возвышенной патетики к сдержанной форме внутреннего  драматизма. Ведущими актерами трагического жанра в эпоху У. Шекспира были Ричард Бёрбедж и Эдуард Аллейн .

Ричарду Бёрбеджу, своему близкому другу и помощнику, У. Шекспир поручал главные роли в своих трагедиях. Бёрбедж, прекрасно владея голосом, не только мастерски исполнял свои монологи, но и усиливал эмоциональную окраску роли взглядами и жестами. В жанре комедии большой популярностью пользовались актеры Роберт Армин, Вильям Кемп и Ричард Тарльтон. Наиболее характерным комиком был Роберт Армин, который исполнял в шекспировских пьесах «Как вам это понравится» и «Король Лир» роль шута, полную философского смысла и драматического содержания.

Как драматург  и режиссер У. Шекспир синтезировал в своем творчестве все достижения театрального искусства, созданные  до него, и довел это искусство  до совершенства. Он определил его  основное направление, которое заключалось  в том, чтобы добиваться зеркального  отражения сущности человеческой натуры, в каких бы формах она ни проявлялась.

Для исполнительского искусства этого периода характерна значительная эмоциональная напряженность  актерской игры. Тон игры задавался  не громкой декламацией и активной жестикуляцией, а богатым воображением актера и способностью передать состояние, которое он переживает. Советы актерам, которые У. Шекспир выразил устами Гамлета в своей трагедии, являются вечным руководством для всех поколений  артистов, пока живо будет реалистическое театральное искусство. В творчестве великого английского драматурга достиг вершины своего развития драматический  театр европейского Возрождения. Творчество Шекспира раздвинуло обычные рамки  и указало следующим поколениям актеров пути развития и совершенствования  драматического искусства в сторону  раскрытия духовного мира человека.

В середине XVII века в Англии закончилась длительная буржуазно-пуританская революция, которая  привела к утверждению в обществе пуританизма. Один из пуританских догматов, утверждавший, что человек не должен фаталистически покоряться своей судьбе, стал его идеологическим знаменем. В стране в это время, по свидетельству  современников, царили разврат и  моральное разложение. Дружба, совесть  и общественный долг совершенно утратили свое значение. В конце XVII – начале XVIII века в английской философии  ведущим направлением стал либертинаж, или свободомыслие, которое во многом повлияло на драматургию и театр. Позднее это направление приняло специфическую форму и стало называться остроумием. После реставрации в Англии монархии Стюартов остроумие почиталось в аристократической среде довольно высоко. Постепенно в соответствии с тем, что формировалась новая буржуазная идеология, изменялось и отношение к остроумию, оно становилось все более критическим. Это не могло не отражаться на искусстве. C точки зрения приверженцев остроумия, жизнь – сложное искусство, требующее от человека осмотрительности и проницательности. Ложь должна умело сочетаться с правдой, а честность и прямота – с хитростью и обманом. Церковный брак считался оковами, которые свидетельствовали о рабстве мужчины.

Аморальные  принципы вызывали справедливое возмущение со стороны добропорядочных буржуа, а также писателей и философов. По мере укрепления власти буржуазии  и усиления ее влияния она активно  стала наступать на «остроумцев». Это прежде всего выразилось в  ее борьбе с английским театром.

До восстановления монархии в Англии, в период правления  Кромвеля, театр был запрещен специальным  парламентским указом. Пуританское  правительство считало театр  рассадником безнравственности, греховности  и порока. Муниципальные советы предъявляли  театральным труппам многочисленные обвинения, порой не имеющие отношения  ни к актерам, ни к пьесам. Репутация  театров была такой низкой, что  горожане перестали посещать их. Чтобы  не умереть с голоду, актеры вынуждены  были уезжать из городов в отдаленные провинции, где можно было что-нибудь заработать. Театральные труппы и  школы распадались, уходили из города учителя ораторского и сценического искусства, музыки и танцев. Провинциальные власти лояльно относились к любительским спектаклям, которые устраивали у  себя владельцы замков. А в городах  театр возрождался в музыкально-драматических  представлениях (маскарадах).

После восстановления монархии Стюартов в Англии наступил благоприятный период для возрождения  театра. Аудиторию городских театров  составляла исключительно аристократия и городская знать. Драматическое  искусство выражало антипуританский и антибуржуазный дух, который прорывался наружу после долгих лет гонений и вынужденного молчания. В многочисленных сатирических комедиях роль глупца-простофили или мужа-рогоносца отводилась непременно незадачливому буржуа.

Театр эпохи  Реставрации восстанавливался в  течение длительного времени, и  изменения, происшедшие с ним  в этот период, были значительными. В Англии образовалась театральная  монополия. На право организации  театральной труппы и на создание театра выдавался королевский патент. А в ведении лорда-камергера  находилась цензура, распространявшаяся на деятельность театральной труппы. Число актерских трупп и театральных  помещений в Лондоне контролировалось и регулировалось английским правительством. Особое внимание уделялось репертуару театров.

В период Реставрации  в Англии было выстроено специальное  здание для демонстрации спектаклей и размещения театральной труппы и реквизита. Это было прямоугольное  крытое помещение значительных размеров, в котором зрители находились в более комфортных условиях по сравнению  с дореставрационным периодом. В театре появились кулисы и просцениум, выдававшийся в партер и окруженный двойным рядом лож. Первое время в таких театрах особо знатные зрители располагались в креслах прямо на сцене, в непосредственной близости от актеров. Это создавало некоторые неудобства для исполнителей.

Для постановки спектаклей специально изготавливались  декорации, а также различные  приспособления, позволявшие имитировать  полеты и различные превращения. На сцену в женских ролях на смену юношам шекспировского театра вышли актрисы. Среди самых талантливых  женщин-актрис периода Реставрации  можно выделить Нелл Гуин , Мэри Нэпп, Элизабет Барри , Элинор Ли и других актрис-революционерок. Рамки самого театрального представления тоже стали шире. Кроме традиционной драмы, в представление могла быть введена пантомима или фарс. Были очень популярны музыкальные танцевальные антракты. Позднее в репертуар театра вошли балладные оперы. Большим успехом в тот период пользовались классические трагедии.

Различные изменения  в политической и общественной жизни, которые переживала в эту эпоху  Англия, отражались, в свою очередь, и на репертуаре лондонских театров. К власти уверенно пришла буржуазия, а в театр – зрители третьего сословия. Эта публика, занимая большинство дешевых мест в зале, могла решительно и громогласно выражать свое мнение касательно спектакля, одобряя или освистывая его.

В обществе стало  все чаще возникать возмущение по поводу спектаклей, представлявших в  привлекательном свете человеческие пороки и безнравственность. Книга  проповедника-реакционера Джереми Колльера «Краткий очерк безнравственности и нечестивости английской сцены» вызвала целый шквал откликов и возмущение в театральной среде. Несмотря на то что изложенное в книге резко критиковалось театральными деятелями, она дала ощутимые положительные результаты. Изменился репертуар, в который вошли теперь драматические произведения с тематикой, утверждающей буржуазные добродетели: набожность, бережливость и добропорядочность.

Гражданские общества по исправлению нравов строго следили  за содержанием произведений, которые  ставили лондонские театры. На спектаклях присутствовали специальные агенты, наблюдавшие за ходом спектакля  и фиксировавшие любые выпады против нравственности. Цензоры привлекали к суду за эти нарушения антрепренеров  и актеров. Из текстов пьес безжалостно  вырезались не только куски, вызвавшие  недоверие со стороны цензоров, но и целые акты. Ведущий актер  английской сцены периода Реставрации  Томас Беттертон, которому угрожали расправой за аморальную игру, вынужден был пересматривать свою трактовку многих ролей, чтобы они соответствовали новой системе ценностей.

К началу XVIII века английский театр пришел измененным, пересмотревшим свои моральные и  этические ценности. Самое пристальное  внимание уделялось не только человеческим порокам, но и попыткам понять их происхождение  и социальную почву. В театре можно  было посмеяться над недотепами-аристократами  и выскочками-буржуа, придворными  лицемерами и купцами-нуворишами. Наблюдая за чужой жизнью на сцене, зритель  задумывался над своей, и тогда  на многие жизненные вопросы находились необходимые ответы.

Театр являлся  своеобразной школой, в которой зритель  учился распознавать истинные благодетель  и порок. На примерах драматических  героев он вырабатывал свою жизненную  позицию и манеру поведения. Театр  этой эпохи являлся неотъемлемой частью национальной культуры Англии. Обращение к социальной теме, обнажение  до малейших подробностей человеческих и государственных пороков стало  традицией английского театра, дошедшей до наших дней. Именно в этой традиции великие английские драматурги и  театральные деятели видели свои истоки и генетические корни.

В Англии в период после реставрации монархии Стюартов театр и творчество драматургов  развивались по нескольким направлениям, основным из которых был классицизм. Лишь формально подражая античным произведениям, английские драматурги более эмоционально характеризовали действие, насыщали пьесы бытовыми тонкостями, подчеркивая  национальные особенности характера  и излишние подробности происхождения  героев этих пьес. Здесь же приводились  размышления о переменчивости их целей, желаний и настроений.

Самым видным классицистом этого периода можно назвать  Джона Драйдена (1631—1700) – поэта, драматурга и литературного критика . Он написал 27 пьес, в числе которых трагедии, комедии и трагикомедии. Его также считают создателем жанра героической драмы. Свои критические взгляды в отношении драмы он выражал в основном в стихотворных прологах и эпилогах к своим и чужим пьесам.

Пьесы Драйдена кипели бурными страстями, дышали свободолюбием и высокими стремлениями. Драматургию он сравнивал с античной скульптурой. В его представлении драматургическое творчество, отображая натуру, должно превосходить ее, чтобы в сценической перспективе оно правильно воспринималось зрителем.

За период 1664—1675 годов им были написаны лучшие образцы  английской героической драмы: «Королева  индейцев», «Император индейцев, или  Завоевания Мексики испанцами», «Тираническая  любовь» и «Завоевание Гранады  испанцами» с чеканной стихотворной формой текста и утверждением своих  понятий о чести и долге. Несколько  трагедий драматурга затрагивают тему суетности бытия и иллюзии  земного счастья.

Одна из его  лучших пьес – «Дон Себастьян» –  раскрывает тему призрачности любовного  счастья и обманчивости любовного  блаженства. Юный португальский король Себастьян, попавший в плен, влюбился в царицу варваров Альмейду. Любовь заставила его забыть обо всем. В скором времени Себастьян узнал, что та, которая дала ему счастье любви и освободила из плена, оказалась его родной сестрой. Иллюзия счастья исчезла, а несчастные влюбленные добровольно удалились в монастырь.

Кроме пьес Драйдена, в репертуаре каждого английского театра обязательно присутствовали произведения двух других известных актеров и драматургов – Натаниэла Ли (1653—1692) и Томаса Отвея (1652—1685). Сильное впечатление на российского императора Петра I во время его пребывания в Лондоне в 1698 году произвела пьеса Н. Ли «Царицы-соперницы, или Смерть Александра Великого». Популярностью также пользовались его драмы «Митридат» и «Теодозий».

Томас Отвей  известен в истории английского  театра как автор «домашних трагедий»  из жизни среднего класса. Наиболее известные из них – «Сирота, или  Несчастливый брак» и «Спасенная Венеция, или Раскрытый заговор». Мастерство Отвея заключалось в изображении гибельной для человека власти страстей и слепоты чувств.

Очень популярны  были пьесы творческого дуэта  Джона Флетчера (1579—1625) и Френсиса Бомонта (1584—1616). Первое издание собрания их пьес, содержавшего 34 произведения, датируется 1647 годом. Пьесы «Филастр», «Король и не король», «Трагедия девушки» переиздавались несколько раз. В этих пьесах мастерски изображалась любовь и все сопутствующие ей человеческие страсти. Комедии этих авторов были по-настоящему веселы, а трагедии заставляли грустить и переживать вместе с героями.

Английский  язык в произведениях Бомонта и Флетчера был доведен до совершенства. Об этом позднее много раз говорили литературные критики, которые считали, что все слова, пришедшие в обиходную речь после смерти этих драматургов, являлись излишними. Их пьесы на протяжении 40 лет шли на сценах английских театров с неизменным успехом. При этом в каждом новом театральном сезоне в их репертуаре непременно присутствовали пьесы «Своенравный сотник», «Как управлять женой», «Охота за охотником», «Король и не король», «Филастр», которые шли в оригинале, без каких-либо сокращений или изменений.

Информация о работе Театр эпохи Возраждения