Свобода творчества художника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема художественного творчества занимает центральное место в области философского знания. Еще в период Античности умами древних философов владела данная тема.
На сегодняшний день вопрос о природе художественного творчества рассматривается представителями различных областей гуманитарного знания. Решая этот вопрос, эстетика и психология образовали некий синтез, сформировав, таким образом, новую область знания, как психология искусств, в которой работают не только зарубежные и отечественные психологи, но и искусствоведы и философы.

Содержание

Введение
Глава I. Общая характеристика понятий “творчество” и “свобода”.
1.1. Понятие творчества.
1.2. Трактовка понятия “Свобода”.
Глава II. Проблема свободы творчества в художественной деятельности.
2.1. Принцип свободы творчества.
2.2. Проблема свободы творчества и ответственности художника.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

пример курсовой.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

    Первая  ответственность   художника   есть   ответственность   перед   своим произведением.    

      Заметим, что, пребывая на службе  у красоты и поэзии, артист, служит  абсолюту, он любит абсолют, он  порабощен абсолюту такой любовью,  которая требует себе все его  бытие, плоть и дух. Он не  может согласиться ни на какое  разделение. Клочок неба, укрытый в темном убежище его духа, - я имею в виду творческую или поэтическую интуицию - есть первейшая заповедь, которой должны подчиняться его верность, послушание и внимание.

    Совершенно  так же, как писатель обязан чувствовать  свою ответственность, это должно делать и общество.

    Художник, поэт, композитор, драматург ожидают  от сотоварищей   по человечеству, как необходимого условия для развития своих творческих усилий, следующего: быть выслушанными (я имею в виду - с пониманием), получить ответ (я имею в виду - активный и великодушный ответ), обрести среди людей некий род сотрудничества, чувствовать себя в некой общности с ними, вместо того чтобы быть запертыми, как это столь часто происходит сегодня, в своеобразном интеллектуальном гетто. (Еще сквернее, когда это гетто являет собой не артистическую, но политическую общность, в   вознаграждение за которую художник получает подачки   от какого-нибудь   заботливого тоталитарного Государства.)

    Исходя  из вышесказанного, можно прийти к  следующему выводу, что свобода художника заключается в том, чтобы выражать свое мнение так, как это подсказывает ему его воображение, но при этом не стоит забывать, что он ответственен перед обществом за результаты своего труда. Так, искусство не должно призывать человека к агрессии, войне, а, наоборот, должно рождать в человеке чувство прекрасного и доброго. У художника, таким образом, должна быть ответственность перед собой, перед произведением, перед обществом. Только сплав ответственности и свободы может принести пользу не только художнику, но и обществу в целом.     
 
 

 

Заключение

    Тема  творчества является бессмертной проблемой  философии. Творчеством является нечто  созданное и ранее не существовавшее. Выделяют несколько видов творчества, которые исходят из сути самого творчества: художественное, политическое, научное, спортивное творчество, техническое и другие виды. Являясь характерной особенностью человеческого мышления, творчество раскрывает человеку широкий спектр возможностей. Оригинальность результата отличает творчество от производства.

    Вопрос  свободы человека интересовал многих философов в разные эпохи и  в разных государствах, от Древней  Греции, Китая и заканчивая учеными  современности. Особо можно отметить философов немецкой классической школы: А. Шопенгауэра, И. Канта, Ф. Шеллинга, Гегеля, которыми был внесен большой вклад в рассмотрение этого вопроса.

    Свобода в художественном   творчестве - это реальная независимость от непосредственного подчинения обстоятельствам, это творческая деятельность человека, изменяющего обстоятельства и самого себя в соответствии с поставленной целью. Принцип свободы творчества заключается в том, что существование любых запретов на темы или изобразительные средства, во-первых, уменьшает возможности самовыражения автора, во-вторых - общество лишается истинно художественных произведений. Поэтому, с позиции последователей принципа свободы творчества, возможность творчества без табу более ценна, чем политические или моральные принципы, вследствие которых она ограничивается. Отношения принципа свободы творчества   с социальной моралью, религией и политикой государства, и в особенности, с принципом терпимости очень сложны и неоднозначны. В моральных и религиозных принципах присутствуют табу на определенные темы и формы выражения, например табу на использование табуированного лексикона, на оскорбления, табу на обнаженное тело, на описание сексуальных действий во многих религиях.

    Свобода творчества является принципом, благодаря  которому создатель художественного  произведения имеет полную свободу  в выборе своего творчества, темы, предметов для описания, может использовать какие угодно изобразительные и художественные средства, которые отвечают достижению избранного им творческого замысла. Она трактуется как одно из проявлений фундаментального принципа свободы слова, который подразумевает возможность каждого свободно высказывать свои мысли.

    Ответственность художника за свои творения, который  претендуют на определенную роль в  искусстве, в некоторой степени  ограничивает свободу его творчества, т.к. искусство призвано развивать духовно личность, при этом обогащая новыми образами, мыслями и ассоциациями, а художник должен в полной мере отвечать за свои произведения. Художник обязан осознавать, что его свобода, обязанности и ответственность взаимосвязаны, а творчество может приносить не только пользу, но и вред.

    В курсовой работе дано определение понятию  “творчество” и трактовка понятия  “свобода”, обозначен принцип свободы  творчества, выявлена проблема творчества и ответственности художника.

 

Список  литературы

    1. Бергсон А. Собрание сочинений:  В 4 т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. 336 с.

    2. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х  т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. – 103 c.

    3. Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер:  классик и современник // в кн.: Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью  во ржи: Роман. Повести. Рассказы.- М.: Эксмо, 2007. – 367 c.

    4. Выготский, Л. С. Психология  искусства / Л. С. Выготский. - М. :

    Лабиринт, 1997. - 416 с.

    5. Гайденко П. П. Экзистенциализм  и проблема культуры. — М.: Высшая  школа, 1963. – 121 с. С.10

    6. Гальцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника (“Положительная эстетика” Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество) // в кн.: Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. – 344 c.

    7. Грановская Р.М., Березная И.Я.  Интуиция и искусственный интеллект. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. – 344 с.

    8. Иванов А.В. О свободе // Вопросы  философии. -1993.- №11. -С.10-15.

    9. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация:  от начала до наших дней. —  М.: Алгоритм, 2008. - 1200 с.

    10. Маритен Ж. Ответственность художника  //Самосознание европейской культуры XX века.М.: Наука,1991. – 321 с.

    11. Мюнстер Е. Г. Герман Гессе  – свобода творчества и проблема  ответственности// [Электрон. ресурс] Режим  доступа: www.hesse.ru/articles/muenster.

    12. Назарычева В.В. Проблема свободы  художественного творчества в  эстетической концепции Брюсова// [Электрон. ресурс] Режим доступа: amenot.nm.ru/sod/nazarycheva.doc.

    13. Цымбал Е. Свобода творчества  и ответственность художника  // [Электрон. ресурс] Режим доступа: ekovideofilm.ru/doccenter/doc/D_Cymbal.doc.

    14. Розин В.М. Методология: становление  и современное состояние. Учебное  пособие. - М.: Московский психолого-социальный  институт, 2005. – 245 c.

    15. Свинцов В. Свобода и несвобода:  опыт сегодняшнего прочтения Николая Бердяева // Наука и жизнь.- 1992.- №1. - С.2-12.

    16. Соловьёв В.С. Философия искусства  и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. – 701 c.

    17. Философский энциклопедический  словарь. - М.: Советская энциклопедия, -837   с.

    18. Шеллинг В.Ф. Собрание сочинений в двух томах -т.1 -М.: Мысль АН ССР институт философии 1987. -637с.

    19. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия.  Критика. В 2 т. Т. 1 / Ф. Шлегель. - М.: Искусство, 1983. - 479 с

    20. Шопенгауэр А. Свобода воли  и нравственность. -М.: Республика, 1992. - 447 с.

    21. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая  ориентация в мире. “Вопросы философии”, 1994, № 1.

    22. Юнг К.-Г. Психология и поэтическое  творчество // в кн.: Самосознание  европейской культуры XX века. - М.: Политиздат, 1991. – 412 c.  

Услуги в сфере  образования. Рефераты, курсовые, дипломные  работы, а также кандидатские диссертации  на заказ. Написание статей. Отчеты по преддипломной практике по заказ.

Образовательный центр Афины © 2011. All Rights Reserved.

Designed by Terra of the Beauty.

Информация о работе Свобода творчества художника