Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:52, курсовая работа
Проблема художественного творчества занимает центральное место в области философского знания. Еще в период Античности умами древних философов владела данная тема.
На сегодняшний день вопрос о природе художественного творчества рассматривается представителями различных областей гуманитарного знания. Решая этот вопрос, эстетика и психология образовали некий синтез, сформировав, таким образом, новую область знания, как психология искусств, в которой работают не только зарубежные и отечественные психологи, но и искусствоведы и философы.
Введение
Глава I. Общая характеристика понятий “творчество” и “свобода”.
1.1. Понятие творчества.
1.2. Трактовка понятия “Свобода”.
Глава II. Проблема свободы творчества в художественной деятельности.
2.1. Принцип свободы творчества.
2.2. Проблема свободы творчества и ответственности художника.
Заключение
Список литературы
Главная Примеры работ
Курсовая "Свобода творчества художника"
Содержание
Введение
Глава I. Общая характеристика понятий “творчество” и “свобода”.
1.1. Понятие творчества.
1.2. Трактовка понятия “Свобода”.
Глава II. Проблема свободы творчества в художественной деятельности.
2.1. Принцип свободы творчества.
2.2. Проблема свободы творчества и ответственности художника.
Заключение
Список
литературы
Введение
Проблема художественного творчества занимает центральное место в области философского знания. Еще в период Античности умами древних философов владела данная тема.
На
сегодняшний день вопрос о природе
художественного творчества рассматривается
представителями различных
Проблема свободы творчества художника так и осталась нерешенной на сегодняшний день, несмотря на то, что искусствоведами, психологами, культурологами неоднократно делались попытки осмысления данной проблематики. Ответственность художника за свои творения в некоторой степени ограничивает свободу его творчества, т.к. искусство призвано развивать духовно личность, при этом обогащая новыми образами, мыслями и ассоциациями, а художник должен в полной мере отвечать за свои произведения. Художник обязан осознавать, что его свобода, обязанности и ответственность взаимосвязаны, а творчество может приносить не только пользу, но и вред. Актуальность выбранной темы, в первую очередь, связана выявлением той грани, через которую не может или не должен переступать художник в своем творчестве, обязуясь придерживаться определенных рамок дозволенного, во благо искусству и обществу.
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Теоретико-методологическую базу исследования составили две группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике: “Эстетика. Философия. Критика” немецкого философа Фридриха Шлегеля, “Психология искусства” советского психолога Льва Выготского, монография “ Ответственность художника” французского художника Жака Маритена, “Смысл творчества” русского религиозного философа Николая Бердяева и др. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература).
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
- метод научного анализа.
-
обобщение и синтез точек
- метод философского анализа.
Объект исследования - свобода творчества как культурологическая категория.
Предмет исследования - свобода творчества художника.
Цель работы - исследовать проблему свободы творчества художника.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1.
Дать определение понятию “
2.
Обозначить принцип свободы
3. Выявить проблему творчества и ответственности художника.
Работа состоит из Введения, двух глав, состоящих из двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава I. Общая характеристика понятий “творчество” и “свобода”.
1.1. Понятие творчества.
Создавая
новые материальные и духовные ценности,
главное отличие которых
Есть два аспекта рассмотрения творчества: психологический и философский. Психологический “механизм” протекания творческого акта как субъективного акта индивида исследуется в психологии творчества. Рассмотрение же вопроса о сущности творчества относится к философии. Мнения по этому вопросу в разные периоды истории отличались друг от друга.
В
античной философии творчество относится
к сфере конечного и
В
средневековой философии
Большим разнообразием творческих возможностей отличалась Эпоха Возрождения. В ней творчество, прежде всего, является художественным и находит свое выражение в творческом созерцании. Появляется культ гения как творителя, интерес к самому процессу творчества и к личности художника, его создающего.
Трактовка творчества в философии английского эмпиризма являет собой хотя и удачное, однако больше случайное соединение компонентов уже существующих. Примерами могут служить теории познания Ф. Бэкона, Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, где проводится параллель между творчеством и изобретательством. В XVIII в. Кант создает завершенную концепцию творчества. Он проводит анализ творческой деятельности в теории о продуктивной способности воображения. Именно эта способность соединяет чувство и рассудок посредством обладания, как наглядностью впечатления, так и синтезирующей силой понятия. В свете этого, “трансцендентальное” воображение являет собой общую основу созерцания деятельности, поэтому творчество является основополагающим компонентом в познании.
В
идеалистической философии
В экзистенциализме выразителем творческого начала является личность - экзистенция. Под ней подразумевается некоторое иррациональное начало свободы, аффективный прорыв естественной необходимости и рациональной целесообразности, уход от природного и социального, вообще заурядного мира.
Различие рассмотрения творчества в философии жизни и экзистенциализме и философских направлениях XX в., - прагматизме и инструментализме, а также родственные к ним к ним вариации неопозитивизма в том, что творчество рассматривается в них с односторонне прагматистского взгляда, наиболее всего как изобретательство, назначение которого - решать задачу, возникающую в определённой ситуации. Идя по линии английского эмпиризма в трактовании творчества, инструментализм принимает его как удачное сочетание идей, имеющее результатом решение задачи. Другая разновидность интеллектуалистичного понимания творчества представлена частично неореализмом, частично феноменологией. Большая часть творческих умов этого типа в своём восприятии творчества опираются более на математику, чем на естествознание, потому как математика выступает в роли чистой науки. Основой творчества обнаруживается интеллектуальное созерцание. Тогда как в инструментализме основой является деятельность. Именно поэтому это направление в трактовании творчества предстает ближе всего к платонизму.
Марксистское
понимание творчества, противоположное
идеалистическим и
Для творчества всегда необходимы конкретные социально-исторические условия, которые оказывают на него глубокое влияние, находясь в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.
Объективная обусловленность творческого процесса имеет колоссальное значение, так же как и субъективные факторы. Ими являются прежде всего внутренне присущая мотивация личности, плодотворное воображение, глубокоразвитая фантазия, в воспитании которой значительную роль играет искусство.
Творчество как процесс рассматривалось изначально, опираясь на самоотчёты деятелей искусства и науки. Отдельные видные естествоиспытатели отметили в данных самоотчётах некоторые стадии творческого процесса - от зарождения замысла до этапа появления в сознании новой идеи. Главенствующая роль в творчестве принадлежит подсознательному и иррациональному факторам вследствие того, что основные элементы процесса (формирование и озарение) не подлежат сознательно-волевому контролю. То, что бессознательное и сознательное в творческом процессе являются дополнением друг друга, и идентично происходит и с интуитивным и рассудочным, было показано экспериментальной психологией. Индивид менее всего способен к самонаблюдению именно в тот момент, когда он поглощён своим объектом и сохраняет только нечеткое ощущение общего направления продвижения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения чувствуются в виде наиболее ярких состояний сознания, которые изначально главным образом и были описаны в психологии.
Однако
исследование продуктивного мышления
определило, что догадка, “озарение”,
внезапное новое решение