Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:28, шпаргалка
Характер взаимосвязи, взаимодействия произведений одного вида искусства по принципу рядоположения можно наблюдать в сборнике стихотворений или выставке живописных полотен. Принцип серийности способен повысить содержательную емкость и ассоциативность, углубить образность каждого отдельного произведения и всей серии в целом путем создания контекста, способного дать более глубокое и всестороннее представление о творчестве данного художника, чем то, которое можно получить от отдельно взятого произведения.
Синтез искусств: понятие, история формирования понятия «синтез искусств». Сравнить понятия «синтез искусств» и «взаимодействие искусств».
Морфология искусства. Место «синтеза искусств» в морфологической системе художественной культуры (исторический подход).
Формы взаимодействия искусств. Основания соединения видов и жанров пространственных искусств в архитектуре и градостроительстве.
Взаимодействие пространственных искусств и стилеобразование. Структура стиля.
Синтез пространственных искусств как метод художественного преобразования мира в эстетике Р.Вагнера и У. Морриса.
Синтез пространственных искусств в мегалитическую эпоху (на примере Стоунхенджа) и в эпоху Древнего Египта.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима
Искусство западноевропейского Средневековья и синтез пространственных искусств.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Византии и Древней Руси.
Особенности синтеза искусств в эпоху Возрождения.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля классицизм.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля барокко.
Стиль модерн как осознанное применение синтеза пространственных искусств.
Открытие новых форм синтеза пространственных в искусстве русского авангарда. Деятельность Живскулптарха.
Синтез пространственных искусств как метод идеологической пропаганды: искусство СССР, США, Германии.
Современные тенденции синтеза пространственных искусств: «соединение несоединимого».
В настоящее время, когда Москва и другие города застраиваются современной, эстетически - выверенной и многофункциональной архитектурой, архитекторы всё больше обращаются к разработкам Ладовского и его товарищей.
Мысль о том, что искусство Третьего Рейха не надо рассматривать «в традиционном делении на литературу, скульптуру, живопись, архитектуру и т. д., но что все государство надо понимать как произведение искусства, была сформулирована еще X. Ю. Зибербергом. Гитлер считал себя демиургом произведения искусства, именуемого Германией, где все виды искусства стали лишь частями единой великой совокупности. Мысль о тоталитарном государстве как о произведении искусства справедлива не только по отношению к Третьему Рейху, но и к Советскому Союзу времен сталинизма, а также к фашистской Италии, она рождается из основной тенденции этого типа культуры — из стремления насильственной гармонизации всех сфер жизни. Но так как жизненную реальность насильственно нельзя привести к гармонии, усилия переносятся на созидание прекрасной видимости, т.е. эстетическими средствами создается иллюзия гармонического единства. Это стало возможным только в эпоху расцвета техники и средств массовой коммуникации, пронизавших в XX веке все сферы жизни.
В процессе созидания тоталитарного синтеза искусств эстетическая функция утрачивает свое привилегированное положение в искусстве. Да и само искусство превращается в инструмент эстетизации действительности. Границы между искусством и неискусством становятся условными.
Муссолини утверждал, что демократия лишила жизнь стиля, линии поведения, цвета, мощи, живописности, неожиданного, мистического. Он считал себя призванным к тому, чтобы обработать материал своего народа то «нежной рукой художника», то «железным кулаком воина».
Одно из следствий
тотальной эстетизации общества
— театрализация
Эти цивилизации, по замыслу их создателей, должны были выглядеть как совершенно новые, преображенные миры, миры «новой жизни», населенные «новыми людьми». А поскольку реальность была далека от совершенства, ее задрапировали знаменами, лозунгами, плакатами, портретами и скульптурами, обрамляли, как обрамляют сцену кулисами, образцово-показательными зданиями, площадями, проспектами. Хотя преклонение Гитлера перед Вагнером и нельзя считать решающей причиной появления синтетического произведения искусства, именуемого Третьим Рейхом, многое убеждает в том, что определенные идеи Вагнера, оказавшие сильное влияние на европейский модернизм и авангардизм, включая и российский, стали частью тоталитарной эстетики. Вагнеровские представления о синтезе искусств нашли воплощение в ряде самых разных и противоречивых попыток реализации — от синтетических художественных проектов до утопических попыток слияния искусства и жизни.
В раннем программном произведении Вагнера «Искусство и революция» содержится замысел восстановления греческой трагедии. Революция должна дать человеку силу, а искусство — красоту.
В другой своей работе, «Искусство будущего», Вагнер говорил, что все люди будут заняты общим трудом — созданием синтетического произведения искусства, «для которого потребуется привлечение всех видов искусства. Через них, через итальянских футуристов, русских футуристов и конструктивистов, идея синтеза искусства и жизни стала достоянием тоталитарных культур. И в Советском Союзе, и в фашистской Италии, и в Третьем Рейхе наблюдается одна и та же картина — застывание динамики революционного авангардизма в монументальном классицизме.
Когда господствует сила, когда царит сверхполяризация культурных и идеологических ценностей, нейтральному, индифферентному нет места. Все до дна пронизывается яркой риторикой борьбы, которая не была лишь пустой угрозой, доказательством чему — террор, который сопутствовал «чистке» культуры от «чуждых» явлений в литературе, кино, театре ритуализованным образом отражается тема борьбы со всевозможными «врагами». Даже в архитектуре, в произведениях изобразительного искусства выражено совершенное неприятие всего, что не является ценностью с точки зрения тоталитарной культуры.
И все же попытаемся описать некоторые наиболее существенные составляющие тоталитарной эстетики.
Фактически мы имеем дело не с реализмом, а с мифологией, облеченной в реалистическую одежду.
1. Сверхреализм
Эстетическая
мысль Третьего Рейха идет скорее
от философии жизни и от некоторых
представлений немецкого
2. Монументальность
Характеристика искусства, соответствующая величию эпохи, — монументализм. Он присущ главным образом архитектуре, пример которой в государственном синтезе искусств бесспорен. «В архитектурном произведении, — писал Ницше, — должна воплощаться гордость, победа над тяжестью, воля к власти; архитектура есть нечто вроде красноречия власти в формах, то убеждающего, даже льстящего, то исключительно повелевающего» Ни одно искусство не способно так выразить мощь и величие, так подавлять все индивидуальное, как монументальная архитектура. Генеральный план реконструкции Москвы имел целью сделать Москву прекраснейшим городом мира, священным центром всего прогрессивного человечества, а Берлин должен был стать не только имперской столицей, но и, согласно чудовищному замыслу Гитлера, столицей мира с названием Германия.
3. Классицизм
С архитектурой тесно связан и классицизм — третья составляющая тоталитарного синтеза искусств. Классическое — это гармоничность и упорядоченность целого. С одной стороны, оно продолжает традиции идеализируемого прошлого (например, греческой античности), с другой — оно есть утопия, предвосхищающая будущее совершенство. Неоклассицизм 1930-х годов как широко распространенная реакция на авангардное искусство был возвратом к порядку. Главная причина жесткого отказа от функционализма в Германии и Советском Союзе — в создании тоталитарной государственности. По своему характеру национал-социалистский классицизм строг и «доричен»; советский же более «барочен», в нем эклектически слились разные национальные традиции.
4. Героизм
Мы остановимся лишь на одном сопоставительном аспекте — на характерной для тоталитарного общества символике железа и стали. Она была связана с большевизмом с самого его зарождения. в процессе организации пролетариата индивидуум переплавляется из железа в сталь. Если для героя-большевика нет ничего важнее, чем железная воля и сознательность, то героизм национал-социалистский немыслим без брони солдатского тела, образцы которого представлены в обнаженных скульптурах Третьего Рейха.
С функциональной точки зрения, железных героев обеих стран связывает много общего. Закаленный, весь из брони и воли, героический человек идеально вписывался в тоталитарный синтез искусств. Тоталитарное общество как синтетическое произведение искусства похоже на гладкую непроницаемую поверхность, для создания которой используются самые разные элементы — сверхреализм, монументализм, классицизм, народность и героизм. По внутреннему состоянию этот синтез искусств — насильственная гармония, по внешнему проявлению — агрессивная героика.
Начиная с 45 - 50 годов в арх-ре происходит перелом: арх-ры пресыщаются формами интернационального стиля(простые минималистические формы надоедают) и арх-ра начинает использовать принципы русского рационализма, а именно:
Хайтек: средовая арх-ра - соединение ландшафта и здания, преобразование классических форм: идея – сопоставление классической формы и формы новой арх-ры, при этом новая форма может исказить историческую до неузнаваемости.
Особенности синтеза ХХ в – нет классического синтеза, нет соединения замкнутых видов искусств.
Информация о работе Шпаргалка по "Синтезу пространственных искусств в архитектуре"