Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:28, шпаргалка
Характер взаимосвязи, взаимодействия произведений одного вида искусства по принципу рядоположения можно наблюдать в сборнике стихотворений или выставке живописных полотен. Принцип серийности способен повысить содержательную емкость и ассоциативность, углубить образность каждого отдельного произведения и всей серии в целом путем создания контекста, способного дать более глубокое и всестороннее представление о творчестве данного художника, чем то, которое можно получить от отдельно взятого произведения.
Синтез искусств: понятие, история формирования понятия «синтез искусств». Сравнить понятия «синтез искусств» и «взаимодействие искусств».
Морфология искусства. Место «синтеза искусств» в морфологической системе художественной культуры (исторический подход).
Формы взаимодействия искусств. Основания соединения видов и жанров пространственных искусств в архитектуре и градостроительстве.
Взаимодействие пространственных искусств и стилеобразование. Структура стиля.
Синтез пространственных искусств как метод художественного преобразования мира в эстетике Р.Вагнера и У. Морриса.
Синтез пространственных искусств в мегалитическую эпоху (на примере Стоунхенджа) и в эпоху Древнего Египта.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима
Искусство западноевропейского Средневековья и синтез пространственных искусств.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Византии и Древней Руси.
Особенности синтеза искусств в эпоху Возрождения.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля классицизм.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля барокко.
Стиль модерн как осознанное применение синтеза пространственных искусств.
Открытие новых форм синтеза пространственных в искусстве русского авангарда. Деятельность Живскулптарха.
Синтез пространственных искусств как метод идеологической пропаганды: искусство СССР, США, Германии.
Современные тенденции синтеза пространственных искусств: «соединение несоединимого».
Стиль-единство множественных художественных форм, приемов и методов. Призван поразить богатством, необычностью.
Барокко появился в церковном иск-ве в Риме,1571г. Рим славится своими барочными церквями. Неразделимый синтез иск-в- собенность.
Основные признаки барокко:
-динамическая композиция (движение взгляда)
-световые и
цветовые контрасты (сложное
-иллюзорность пространства (невозможно представить какой формы когда находишься внутри)
-использование криволинейной плоскости (искривление плоскости стены внутри и внешне)
- сложное освещение, использование зеркал.
Переходный момент, кризис веры -> нет целостности, ясности.
К17в. После прихода класс-ма барокко перерождается в дворцовый стиль, целью было: развлечения, парки, фонтаны, павильоны, скульптуры.
Дворцовое барокко сочетает в себе принцип классицизма в планах и прорисовки фасадов (н.р:стена напрямую связана со скульптурой)
Не заложено эмоционального напряжения. 6В дворцовом барокко четко и ясно простроенна композиция.
Один из символов барокко-часы на главном фасаде.
Павильоны цвингеров. Особый цвет, цвет крыш-лазурный.
Барокко: неправдоподобие масштабов, нечеловеческие измерения чрезмерно увеличенных деталей. Порталы римских церквей, двери и окна своими размерами стали превышать всякие разумные границы.
Появление развер-го ландшафтного иск-ва. Особое внимание не только декоративности,но и теотральности.
В живописи и
скульптуре преобладают декоративные
многоплановые композиции религиозного,
мифологического или
13 Стиль модерн как осознанное применение синтеза пространственных искусств.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло.
Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чикаго (Чикагская школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство.
Модерн предложил грандиозную “перестройку”- искусства. Однако многое оказалось нереализованным, и самое существенное то, что стиль этот просуществовал недолго, всего около 10— 15 лет. Противоречия, вызванные объективными причинами развития общества. Преодолеть которые мечтал новый стиль, привели его к скорой гибели.
Противоречивая стихия модерна коснулась всего: и характера его исторического развития, и структуры художественной формы. Пожалуй, трудно описать и проанализировать все противоречия, но выделить главные, определяющие можно. Иррационализм и разумность, интуитивизм и научный расчет, восхищение техникой и боязнь “машинизации”, орнаментальность и функциональность, утонченность и простота причудливо переплетаются, образуя чрезвычайно своеобразный сплав.
Первый и основной
период модерна, о котором преимущественно
и идет речь, может быть назван “докоммерческой”
стадией, а последующая — “коммерческой”
У истоков модерна
видна неразрешенность
Промышленность штамповала орнаменты из цинка, папье-маше, опилок, отливала лепные украшения, имитировала резьбу и тиснение. Фальшь восторжествовала.Против этой фальши и выступил модерн. Было решено вернуть орнаменту, вне зависимости от того, ручным или механическим способом он делался, являлся ли уникальным или тиражным, его “символическую” природу.
Наследуя опыт эклектики, модерн устремился к стилю, но там, где эклектика хотела формальной красоты, модерн требовал красоты духовной. В целях обновления искусств модерн предложил свою “археологию стиля”, так называемую нордическую, включавшую кельтские древности, памятники раннего средневековья и т. п. Это было необходимо для обновления репертуара форм, затертых стилистических клише, имитировавших памятники прошлого. Подключались и “фольклорные” формы искусства, овеянные культом национальной мифологии. Плюс к этому—пышный экзотизм. Интерес к Востоку зрел уже в романтизме, но новый этап увлечения пришелся на середину века, когда мода на “китайское” и “японское” дополнила эклектику. Модерн развил эти увлечения, освобождая интерес к Востоку от новой европейской стилизации. Модерн стремился активно участвовать в жизни общества, символизм от общества отворачивался. Поэтому модерн проявился в искусствах, широко связанных с общественным потреблением, включая архитектуру, прикладные искусства, плакат;
Для модерна не существовало авторитета одного избранного вида искусства даже в том идеальном значении, как говорили о музыке романтики, о литературе реалисты, о живописи импрессионисты. Спор о преимуществах искусств, разгоревшийся с эпохи Возрождения, потерял свое значение.
Уже в 90-е гг. модерн сознательно ориентируется на равноправие всех видов искусства. Для него типична тенденция к “выравниванию” искусств, которая приводит к заметным изменениям типологического характера отдельных видов. Живопись теряла свое “первенствующее”- положение, архитектура сохраняла свой престиж; заметно поднялось значение прикладных искусств.
Модерн не только “выравнивал” искусства, но и дополнял их новыми видами и жанрами: плакат, первые опыты фотомонтажа. равенство искусств было необходимо для того, чтобы все они “выступили в воплощении высшей пластической идеи — синтеза искусств. Ван де Велде призывал не разделять искусства на “первостепенные” и “второстепенные”, а большинство теоретиков считали, что нельзя говорить об искусствах во множественном числе, ведь искусство едино.
(стр55-56 2 том «Худ модели мироздания»)
Рационали́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.
В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние. Творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.
Кроме того, главным
пунтом в творческой программе рационализма
было понятие «пространство». Первой
«лабораторией» рационалистов была
Комиссия Живскульптарх (Живопись-Скульптура-
В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников аванграда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде.
Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно - пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогал проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.
Первой «лабораторией» рационалистов была
Комиссия Живскульптарх (Живопись-Скульптура-
В марте 1920 в Москве был организован Инхук
(Институт художественной культуры, 1920—24),
научно-исследовательская организация
в области искусства. Тесно связанный
с рядом творческих, учебных и научно-исследовательских
организаций (Вхутемас, Леф), Инхук был
своеобразным дискуссионным клубом и
теоретическим центром. Первоначально
его участники занимались исследованиями
формальных средств различных видов искусства
(музыки, живописи, скульптуры и др.) и особенностями
их воздействия на зрителя (программа
В.В. Кандинского, 1920).
В Инхуке сложились художественные взгляды
Н.А. Ладовского и А.А. Веснина, возглавивших
два наиболее значительных направления
в советской архитектуре 20-х гг.. Активными
деятелями И. были Б.И. Арватов, А.В. Бабичев,
О.М. Брик, Л.М. Лисицкий, Л.С. Попова, А.М.
Родченко, В.Ф. Степанова. С 1921 И., развивая
идеи Лефа, занимался теоретической разработкой
проблем конструктивизма и производственного
искусства, вёл экспериментальную работу
в области художественного конструирования,
участвовал в составлении учебной программы
Вхутемаса.
Основой обучения
во «ВХУТЕМАСЕ» была идея раскрепощения потенциала
творческой личности, создания условий
для формирования человека творящего,
создания нового искусства. В мастерских
в равной степени были представлены все
направления современного искусства -
от реализма до абстракционизма
При ВХУТЕМАСе для воспитания «подрастающего
поколения» архитекторов Н. Ладовский
создал мастерскую ОБМАС (Объединённые
мастерские, 1920—1923), где была введена специальная
дисциплина — «Пространство».
Ладовский полагал, что архитектор должен
мыслить объёмно-пространственной композицией,
эскизировать не на бумаге, а в объёме
и лишь затем переносить отработанную
композицию на бумагу! Введение макетного
метода проектирования помогал проявлять
фантазию и вырабатывать новые приёмы
и средства художественной выразительности.
В 1928 году один из любимых учеников Ладовского - Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать - парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории? Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города - коммуны. Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов. Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.
Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике. Сегодня подобные проекты рассматриваются как иллюстрация к пролетарско-романтической утопии 1920-х годов, которая была жестоко перечёркнута сталинским террором.
Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше - они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помещений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.
Но уже к концу 1950-х имена архитекторов - рационалистов перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей - формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов. Многие идеи рационалистов в области градостроительства были восприняты архитекторами периода «Оттепели».
Информация о работе Шпаргалка по "Синтезу пространственных искусств в архитектуре"